Покорение мерзлоты
До недавних пор едва ли не единственной достопримечательностью Нового Порта считался крупнейший в мире мерзлотник, построенный спецпереселенцами. Но вскоре заполярный посёлок рыбаков непременно будет ассоциироваться с нефтью и газом.
Новый порт
1920 год. В России продолжается Гражданская война, страна находится в блокаде, отбиваясь от англо-французских, американских, польских и японских интервентов. А советское правительство тем временем создаёт комиссию по разработке плана ГОЭЛРО и учреждает ВЧК по ликвидации неграмотности, поднимает в стратосферу первый аэростат и формирует программу строительства портов на побережье Северного Ледовитого океана. Уже в августе 1920-го Отдельная Обская гидрографическая партия выявляет на полуострове Ямал новую бухту. На самом конце длинной косы поднимают красный флаг, а бухту называют Новый Порт. На следующий год изыскательская партия под руководством Сергея Лаппо, обустроив нехитрое жильё, поставив радиостанцию и баню, начинает детальное обследование бухты для приёма судов Карской товарообменной экспедиции.
Убывать станем Сибирью?
Восточные территории России нуждаются в ином подходе
Невероятные масштабы Сибири с Дальним Востоком хабаровчанин или, скажем, иркутянин ощущает, лишь собравшись в Москву. Нужны сравнения. На самом деле территории эти мало сказать грандиозны – они богаче состояний крезов всех веков. Но вот судьба этих земель печальна.
Четыре последние века Сибирь развивалась как классическая колония. Русские поселенцы приходили на пустынные территории, подавляя сопротивление местных жителей. Закладывали поселения-крепости, насаждали государственную религию. Значительная часть поселенцев была так или иначе связана с военной службой. А коммерческий интерес представляли в основном редкие в метрополии товары. Например, мягкая рухлядь или пушнина. Теперь их заменили нефть, газ, золото, алмазы и редкие металлы. Однако не изменилось главное – хозяйственно-политическая модель огромной территории. Даже сейчас в любом сибирском субъекте с легкостью разместится одно, а то и несколько европейских государств. Регион скрывает в себе массу богатств: 7% мировых разведанных запасов платины, по 9% свинца и угля, 10% нефти, до 14% молибдена, 21% никеля и 30% газа, а площадь его лесов превышает амазонские.
Медведев провалил миссию в Давосе
Миссия Дмитрия Медведева в Давосе провалена. Об этом свидетельствует красноречивое бегство инвесторов из зала, в котором российский премьер настойчиво опровергал пессимистичные прогнозы развития российской экономики.
Основной задачей российской делегации на Давосском форуме было показать, что Россия открыта для инвестиций из-за рубежа, а правительство рассчитывает хорошо заработать на приватизации в течение ближайших двух лет.
Но, как выяснилось в ходе форума, потенциальных инвесторов отпугивают неэффективная бюрократия, высокая коррупция и недостаточная защита прав собственности. Российским властям нечего противопоставить этим опасениям кроме «ручного управления», эффективность которого неумолимо снижается.
Евгений Примаков сформулировал национальную идею
Ключевой тренд автора статьи — уход государства из управления экономикой не соответствует текущим интересам России. Задача властей — объединить социально ориентированную политику и экономику с истинно либеральными ценностями. Именно это может стать национальной идеей России, которая будет ее двигать в будущее. И роль государства в назревших переменах становится определяющей.
По сути, Евгений Примаков в своей публикации противопоставляет подлинные либеральные ценности — независимость суда, борьбу с излишним бюрократизмом и коррупцией, обязательность подчинения Закону всех сверху донизу с идеями так называемых неолибералов. Вот уже двадцать лет они призывают государство полностью уйти из экономики, тиражируя лозунг: «рынок сам все отрегулирует». Ошибочность подобных взглядов в полной мере страна ощутила в 90-х, в период залоговых аукционов, когда природные богатства фактически были приватизированы группой лиц, а экономический потенциал России сократился в разы. В результате — дефолт 1998 года, переросший в полномасштабный кризис.
Арктическая магистраль России
Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, активизировал в регионе арктическую политику. Он провел серию крупных конференций по перспективам Российской Арктики, на них во всей полноте обозначена проблема качественного функционирования Северного морского пути. Трасса СМП, которая рассматривается как трансконтинентальный морской транспортный коридор, в современных условиях приобретающий для России в целом, и для Ямало-Ненецкого округа в частности, особое значение.
Что имеем на «северах»?
Великая северная держава Россия раскинула свои земли на двух частях света – в Европе и Азии. Но при этом страна имеет только две трансконтинентальные транспортные магистрали.
Это Транссибирская магистраль, построенная в XIX веке в одну колею. Другая – Северный морской путь, который мощной транспортной магистралью являлся короткий период в Советском Союзе.