Покорение мерзлоты
До недавних пор едва ли не единственной достопримечательностью Нового Порта считался крупнейший в мире мерзлотник, построенный спецпереселенцами. Но вскоре заполярный посёлок рыбаков непременно будет ассоциироваться с нефтью и газом.
Новый порт
1920 год. В России продолжается Гражданская война, страна находится в блокаде, отбиваясь от англо-французских, американских, польских и японских интервентов. А советское правительство тем временем создаёт комиссию по разработке плана ГОЭЛРО и учреждает ВЧК по ликвидации неграмотности, поднимает в стратосферу первый аэростат и формирует программу строительства портов на побережье Северного Ледовитого океана. Уже в августе 1920-го Отдельная Обская гидрографическая партия выявляет на полуострове Ямал новую бухту. На самом конце длинной косы поднимают красный флаг, а бухту называют Новый Порт. На следующий год изыскательская партия под руководством Сергея Лаппо, обустроив нехитрое жильё, поставив радиостанцию и баню, начинает детальное обследование бухты для приёма судов Карской товарообменной экспедиции.
Ещё через шесть лет на берегу бухты появляется фактория, а в 1931-м создаётся Новопортовский промысел Обьгосрыбтреста. Первые рабочие и рыбаки — спецпереселенцы из Астрахани — бьют белуху и ловят осетра. Чёрную икру советское государство продавало капиталистам за валюту, покупая за границей оборудование для металлургических и тракторных заводов. А вокруг рыбозавода, самого крупного на Обской губе, со временем образовался большой посёлок. В далёкий Новый Порт сотнями свозили ссыльных и спецпереселенцев со всей страны, в том числе из Поволжья, Западной Украины и Бессарабии. Говорят, многие из переселенцев не доживали до весны.
С именем Сталина
Вскоре после Великой Отечественной в районе пристани организовали Байдарлаг для строительства «восточного участка железнодорожной линии от станции Чум через Обское, Яр-Сале к Новому Порту». Северное управление лагерей перебросило сюда до 2500 заключённых. Правда, просуществовал лагерь недолго. Ликвидировали его с формулировкой «для оздоровления финансов». Страна Советов решила тянуть северную железную дорогу не на полуостров Ямал, а до Игарки, выбрав одну из проток Енисея для секретной базы подводных лодок.
В 1950-е на Новопортовском рыбозаводе соорудили хранилище рыбы. Вырубили его прямо в вечной мерзлоте под руководством сосланного из Ленинграда инженера Густава Бекмана, немца по национальности. Возведение тоннелей вели посменно, днём и ночью. Лёд рубили топорами. И так несколько лет. Особо отличившиеся спецпереселенцы и ссыльно-эвакуированные получили даже благодарность «за стахановскую работу на строительстве вечномерзлотника в тяжёлых условиях Заполярья».
Слоёный пирог
О нефти на полуострове Ямал заговорили в 1964-м. Именно тогда в нескольких десятках километров от Нового Порта геологи открыли крупнейшее месторождение. В первые годы здесь пробурили 29 поисково-разведочных скважин, насчитали немалые запасы, но на этом и остановились. Слишком уж сложна была структура месторождения. Оно напоминало слоёный пирог, каждый корж которого начинён какими-либо углеводородами. При этом вечная мерзлота, твёрдая как гранит, сопротивлялась буру, сминая порой готовые буровые колонны.
В самом начале 1980-х государство сделало второй подход к обустройству Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения. Его доразведку доверили легендарному Василию Подшибякину, Герою Социалистического Труда, начальнику объединения «Ямалнефтегазгеология». Ямальские геологи пробурили ещё 69 поисково-разведочных скважин, уточнили запасы. А разработку газовых залежей поручили Надымгазпрому, который высаживал ранее первые десанты на Уренгой, начинал Ямбург. Надымские газовики организовали Новопортовское управление, передвижную механизированную колонну. Заложен был вахтовый посёлок. Пробурены первые 20 эксплуатационных скважин. Однако в 1986-м все работы вновь приостановили. Возобновил их «Газпром» только в XXI веке.
В 2009-м, взвесив все за и против, газовая монополия принимает стратегическое решение о передаче прав на Новопортовское месторождение дочерней компании «Газпром нефть». Пройдёт ещё три года, прежде чем Федеральное агентство по недропользованию одобрит передачу лицензии. А уже в мае 2012-го на Новопортовском месторождении начнут бурить первую эксплуатационную скважину.
Марсианский пейзаж
И вот «Газпром нефть» организует десант журналистов на Новопортовское месторождение. Из Салехарда сюда полтора часа на вертолёте. Для многих это первый визит в Заполярье. Наш брат, не чуждый лирики, сравнивает заснеженную тундру с марсианским пейзажем, а вахтовиков — с колонистами, присланными с Земли осваивать чужую планету. Рабочие костюмы вахтовиков и впрямь напоминают неповоротливые скафандры. Акул пера предварительно облачили именно в такие толстые комбинезоны с капюшонами, снабдив защитными очками и касками. В них особо не разгуляешься. Зато сорокаградусный мороз переносится гораздо легче. Думаешь лишь о том, как спрятать от леденящего ветра нос и щёки.
На бескрайних просторах заснеженной пустыни чернеют несколько вахтовых городков — неф-тяников, буровиков, строителей. В каждом десятки вагончиков на колёсах, здесь всё своё — общежития, столовые, узлы космической связи, хранилища с запасами питьевой воды и продуктов и, конечно, передвижные электростанции и бани. Без последних в тундре точно не обойтись. И явная доминанта здешних мест — буровая установка компании «Евразия». Она как раз завершает проходку пятой горизонтальной скважины, после чего буровики намерены перебазироваться на новый куст и продолжить работу.
Подрядчики из «Мостостроя-12» возводят пункт сбора нефти с массивными резервуарами. Идёт подготовка к прокладке нефтепровода до Мыса Каменного. Там же предстоит соорудить арктический терминал, с которого через год с небольшим начнут отгружать новопортовскую нефть. До 400 тысяч тонн в год.
Короткий северный день подходит к концу. Солнце стремится за горизонт. Но журналисты, похоже, не собираются уезжать. Чтобы поторопить званых гостей, Игорь Хафизов, начальник промысла, недвусмысленно намекает: «Если ветер сейчас развернётся, то вы можете и не улететь».
Ключи от недр
— Рад видеть вас здоровыми, после того как мы отправили вас в такую даль и такой мороз, — поприветствовал на следующий день в Салехарде журналистов Денис Сугаипов, генеральный директор компании «Газпромнефть Развитие». — Но, извините, такова уж наша работа.
Зимняя стужа и удалённость от «большой земли» — не единственные препятствия на пути освоения месторождений за Полярным кругом. Вечная мерзлота и сложное геологическое строение, по словам Дениса Сугаипова, долгое время не позволяли подобрать ключи к их разработке. Подобрали их только сейчас. Потенциал скважин первого куста на Новопортовском месторождении, например, превышает 300 тонн в сутки.
— В 2013 году мы продолжим бурение ещё одного куста с отработкой технологий добычи, — делится планами нефтяник. — Наша задача — понять поведение дебитов горизонтальных скважин, газового фактора, пластового давления. Продолжим обустройство инфраструктуры, нефтепровода, наливного терминала. В следующем году рассчитываем начать опытно-промышленную эксплуатацию месторождения и круглогодичную отгрузку нефти.
Одновременно нефтяники планируют заняться ликвидацией так называемого исторического наследия. Тех самых старых скважин, что набурили здесь за предыдущие полвека их предшественники.
Эвакуация нефти
За ближайшие три года «Газ-пром нефть» намерена вложить в проект более 100 млрд рублей. С тем, чтобы уже в 2015-м добыть 3 млн тонн нефти. А в 2018-м Новопортовское месторождение обещают вывести на пиковую добычу — 8,5 млн тонн в год.
— Как будет происходить эвакуация нефти с месторождения, пока не определились, — признаётся Денис Сугаипов. — Во время опытно-промышленной эксплуатации вывозить её будем танкерами с Мыса Каменного. Это не очень большие объёмы, поэтому проблем не возникнет. Но на пике добычи придётся принимать другое решение. Кроме эвакуации Северным морским путём, несущей, как мы понимаем, ряд рисков, о которых мы можем сейчас даже не подозревать, имеется вариант прокладки железнодорожной ветки (это 200 с лишним километров) и вариант трубопроводный (около тысячи километров). Сейчас ведётся концептуальное проектирование, к концу 2013 года мы готовы будем сделать выбор и перейти к следующему этапу — к полномасштабной разработке месторождения.
Точно так же не определились пока в компании с транспортировкой природного газа, коего рассчитывают добывать до 10 млрд кубов в год. При этом новопортовский газ помимо традиционного метана содержит до 25% этана, пропана, изобутана.
Предстоит решать вопросы и с утилизацией попутного нефтяного газа. Поначалу его будут закачивать в пласт.
Поклялись в вечной дружбе
Развитие Новопортовского, равно как и иных арктических проектов, во многом зависит от преференций со стороны государства. Все эти проекты при существующем налоговом режиме находятся на грани рентабельности. «Мы надеемся на налоговые каникулы, прежде всего по налогу на добычу полезных ископаемых, — заявляет Денис Сугаипов. — В случае принятия такого решения — а работа на уровне федерального правительства сейчас ведётся — наши проекты будут рентабельными».
Готово поддержать нефтяников и правительство Ямало-Ненецкого автономного округа. «Мы давно уже поклялись друг другу в вечной дружбе», — не без иронии уточнил Владимир Владимиров, первый заместитель губернатора арктического края. По заверению чиновника, округ будет предоставлять льготы по налогам на прибыль, имущество и для новых проектов «Газпром нефти».
Тогда нефтяники смогут смело вовлекать в разработку всё новые залежи, что расположены в окрестностях Нового Порта. И не только. «Газпромнефть Развитие» готовит к запуску в регионе ещё пару весьма перспективных проектов. В Надым-Пур-Тазовском междуречье уже в этом году начнут добычу нефти на Самбургском месторождении. Продолжат бурение скважин и на Мессояхе, что на Гыдане.
«Наша задача — каждый год приращивать по одному проекту», — раскрывает карты Денис Сугаипов. Только так к 2020 году «Газпром нефть» сможет практически удвоить добычу, доведя её до 100 млн тонн в год.
Денис Сугаипов: «Мы надеемся на налоговые каникулы, прежде всего по налогу на добычу полезных ископаемых. В случае принятия такого решения — а работа
на уровне федерального правительства сейчас ведётся — наши новые проекты будут рентабельны».
Владимир Владимиров: Наше сотрудничество с «Газпром нефтью» —многостороннее. К примеру, на Новопортовском месторождении, которое вступает в фазу активной разработки, будет создано от четырёхсот до шестисот новых рабочих мест для ямальцев. Программа сотрудничества предусматривает также развитие традиционных отраслей хозяйствования коренных народов и создание инфраструктуры.
Добывать стабильно и много
комментарий
Дмитрий Кобылкин
губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа:
— Энергетическая стратегия России, да и логика развития событий однозначно диктуют: добывать надо стабильно, добывать надо завтра больше, чем сегодня. Поэтому ещё в 2002-м по поручению президента и правительства для удержания и наращивания уровня добычи газа «Газпром» совместно с администрацией Ямало-Ненецкого автономного округа разработал проект Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал и прилегающих акваторий. Полуостров Ямал и его акватории — это 32 уже открытых месторождения углеводородов, перспективные и прогнозные ресурсы которых оцениваются в десятки триллионов кубометров газа, миллиарды тонн нефти и конденсата. И когда в Югре добыча нефти будет падать, на Ямале она будет увеличиваться кратно, мы видим перспективу!
Андрей Фатеев. Тюменские известия №12 от 25 января 2013 года.