Арктическая магистраль России
Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, активизировал в регионе арктическую политику. Он провел серию крупных конференций по перспективам Российской Арктики, на них во всей полноте обозначена проблема качественного функционирования Северного морского пути. Трасса СМП, которая рассматривается как трансконтинентальный морской транспортный коридор, в современных условиях приобретающий для России в целом, и для Ямало-Ненецкого округа в частности, особое значение.
Что имеем на «северах»?
Великая северная держава Россия раскинула свои земли на двух частях света – в Европе и Азии. Но при этом страна имеет только две трансконтинентальные транспортные магистрали.
Это Транссибирская магистраль, построенная в XIX веке в одну колею. Другая – Северный морской путь, который мощной транспортной магистралью являлся короткий период в Советском Союзе.
Северный морской путь как транспортная магистраль обеспечивал развитие индустрии Севера СССР. Ведь главным фактором индустриального развития северных территорий в прошлом и настоящем остается разработка месторождений полезных ископаемых.
Так, импульсами для советской экономики стали открытие и освоение месторождений нефти и газа в Западной Сибири, в Тимано-Печорской провинции, каменного угля Печорского бассейна, апатита и редких земель на Кольском полуострове, крупнейших залежей медно-никелевых и платиновых руд в Норильском горнорудном районе, алмазоносных кимберлитовых трубок в Якутии. Рядом с месторождениями выросли крупные города: Кировск и Апатиты на Кольском полуострове, Норильск, Надым, Ноябрьск, Новый Уренгой, Сургут, Нижневартовск и Мирный – в Сибири.
Сегодня Арктика – ведущий ресурсодобывающий регион страны. Достаточно сказать, что здесь производят около 100% рудных алмазов, 90% никеля и кобальта, 90% природного газа и 60% нефти России! А шельф нашей зоны Арктики – кладезь углеводородов. По скромным оценкам, он содержит не менее 100 миллиардов тонн условного топлива. Только в приморской зоне Ямала прогнозные запасы углеводородов составляют десятки миллиардов тонн. Столь же велики запасы «черного золота» и «голубого топлива» на сухопутных северных территориях Ямала. В регионе идет освоение рудных залежей Полярного Урала, планируется освоение месторождений олова и других твердых полезных ископаемых в районе Тикси, Якутии и далее вдоль Арктического побережья страны. Однако сегодня встают вопросы как индустриального освоения новых месторождений и расширения эксплуатации действующих, так и доставки с них продукции к потребителям. В Азиатской части Российской Арктики, где расположена основная часть месторождений и других природных ресурсов, нет транспортных коридоров по меридиану с выходом на Транссибирскую магистраль. А Северный морской путь считает убытки.
Проблемы трассы
Как трансконтинентальная магистраль Северный морской путь (СМП) создан в СССР в середине 30-х годов прошлого столетия. Он обеспечивал транспорт грузов для обустройства арктической зоны России, их экспорт в Европу, в Японию и Китай. СМП обслуживал несколько индустриальных зон Советского Союза, где добывают цветные, редкоземельные металлы, ценные минералы и углеводороды.
Экономические реформы 90-х годов отбросили назад функционирование трассы. Объемы грузоперевозок по СМП сократились до минимума, что не способствует окупаемости трассы, её атомного и дизельного флота.
Ситуация на трассе СМП обсуждается на совещаниях различного уровня. Неоднократно издавались распоряжения Правительства РФ по комплексному изучению СМП. Но многолетние дебаты о способах и методах функционирования СМП не привели к принципиальным решениям. В 2000 году в Государственную Думу России представлен проект Федерального закона «О Северном морском пути», который разрешал на государственном уровне вопросы функционирования трассы, однако закон утвержден после многолетних дебатов лишь в 2012 году.
Особенности трассы
Северный морской путь имеет две особенности. Трасса сокращает время перевозок груза из Европы в Азию. С 1991 года СМП официально открыт для прохода иностранных судов, транспортирующих грузы. В рамках международных программ наработан опыт транзитных перевозок по СМП, выполнены его исследования зарубежными и отечественными специалистами. Проведенные работы выявили преимущества трассы для транспорта грузов из Европы в Азию. По сравнению с традиционными маршрутами через Суэцкий и Панамский каналы СМП значительно короче. Исследования показали эффективность Пути по сравнению с железнодорожными перевозками через Сибирь и Центральную Азию. Но эти же исследования выявили и все узкие места функционирования трассы как международного коридора. Решение проблемы СМП возможно при государственном протекционизме для трассы и при инвестировании Арктических транспортных программ мировым сообществом.
Другая особенность трассы в том, что она была создана для транспортного обеспечения Севера СССР, в самой тесной связи с дальнейшим освоением и обустройством Российской Арктики. Большинство ученых, экономистов постоянно приводят сведения о ресурсном потенциале Арктики. И если еще 10–15 лет назад он был мало востребован, то с начала XXI века ситуация кардинально меняется.
Новый взгляд и поход в Российскую Арктику
В XXI веке резко возрастает интерес промышленности и политиков всех уровней к развитию арктических регионов страны, в недрах которых рудные и нефтегазовые ресурсы, необходимые индустрии страны. Помимо этого, к началу третьего тысячелетия становится общепризнанным, что углеводородные ресурсы арктического шельфа России являются крупнейшим, хотя и труднодоступным резервом Российского государства для наращивания запасов и добычи нефти и газа, подъема топливно-энергетического комплекса и возрождения промышленного потенциала страны.
Кроме того, по прикладным итогам исследований, проведенных по геологическим критериям «Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.», определены новые внешние границы континентального шельфа России в Арктическом бассейне. Это увеличило площадь дна российского сектора Арктики, расположенного за пределами 200-мильной исключительной экономической зоны Российской Федерации, на 1,2 млн кв. км и увеличило прогнозный запас углеводородов почти на 4,9 млрд тонн условного топлива! Поэтому вопросы транспортного обеспечения в Арктике встают во весь рост.
Если, к примеру, руду Полярного Урала еще можно доставить потребителю по обходным железнодорожным маршрутам с большими транспортными затратами, то руду Якутии или Чукотки – только по СМП, так как железных дорог по широте и меридиану в Сибири нет, кроме южной Транссибирской магистрали.
Но самый важный момент для экономики страны – это добыча и транспорт нефти и газа, газового конденсата – индустриальное освоение месторождений углеводородов Российской Арктики. Их запасы на российском шельфе Ледовитого океана оцениваются примерно в 100 миллиардов тонн нефтяного эквивалента!
В ведущем энергодобывающем регионе страны – Ямало-Ненецком автономном округе –добыча углеводородов смещается на север: в районы полуостровов Ямал, Гыдан, в акваторию Обской и Тазовской губ, на шельф Карского моря. По многовариантной оценке экспертов, запасы жидких углеводородов на севере Ямала, Гыдана, в Обской и Тазовской губах, на шельфе Карского моря в районе автономного округа составляют около 7 миллиардов тонн.
Обустройство месторождений этой зоны, по планам Федеральной энергетической программы, обеспечит углеводородами потребности страны и выполнение долгосрочных контрактов. В этом случае Северный морской путь приобретает особое значение. По его трассе углеводороды можно транспортировать из Ямало-Ненецкого округа в страны Арктического региона, а также в Азиатско-Тихоокеанский регион – АТР, который становится центром мирового экономического развития. Роль стран АТР значительно возрастает в мировом хозяйстве, но они испытывают растущую потребность в углеводородах. Закрыть её может Россия, используя трассу СМП, что усилит позиции нашей страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Доля регионов Сибири во внешнеэкономической деятельности страны еще довольно низка. А транспорт углеводородов Ямала, к примеру, значительно увеличит эту долю и будет способствовать росту федерального и регионального бюджетов.
В планах экономического развития территории автономного округа – строительство заводов по производству СПГ (сжиженного природного газа) на полуострове Ямал. Здесь, в поселке Сабетта, в июле 2012 года уже начато строительство морского порта. Он – ключевой объект инфраструктуры промышленного комплекса на Южно-Тамбейском месторождении по производству и транспортировке сжиженного природного газа «Ямал СПГ», которое ведет ОАО «НОВАТЭК» (председатель правления Л. Михельсон). По проекту завод будет производить около 16 млн тонн сжиженного природного газа. На первом этапе построят многокилометровый канал в Обской губе для подхода судов, вспомогательные причалы, береговые средства навигации и контрольно-корректирующие станции. Намечено строительство взлетно-посадочной полосы. Предполагаемый срок сдачи в эксплуатацию завода СПГ – 2016 год. К этому времени необходимо завершить обустройство месторождения для ввода, построить морской порт с терминалом. По оценкам губернатора автономного округа Д. Кобылкина, создание нового порта сформирует условия для разведки и разработки богатых залежами нефти и газа, газового конденсата месторождений полуострова Ямал и Обской губы. Обеспечит развитие ледокольного флота России и возрождение Северного морского пути. Кроме того, компания ОАО «НОВАТЭК» в 2003 году начала разработку Юрхаровского месторождения, большая часть которого находится на шельфе Карского моря под дном Тазовской губы. Будучи на Ямале, Президент РФ Владимир Путин поддержал действия властей Ямала по строительству заводов СПГ. Потребность в нем на мировом рынке растет и к 2030 году может составить 400 млн тонн. Поэтому строительство завода по производству СПГ на Ямале – это технологический рывок России и важный шаг в диверсификации поставок на мировые рынки. А географическое месторасположение Ямала, ресурсный потенциал его недр дают возможность создать конкурентоспособную модель, обеспечивающую круглогодичные поставки из региона СПГ на рынки Европы, а также прямые поставки в Азиатско-Тихоокеанский регион по трассе Северного морского пути.
Ямалу, где осенью 2012 года запущено в эксплуатацию гигантское Бованенковское месторождение, отводится значимая роль в Энергетической доктрине страны. Кроме того, предполагается строительство наливных портов для загрузки углеводородов в районе Харасавэя, в районе Обской губы, с последующим транспортом углеводородов на судах ледового класса по Северному морскому пути к потребителю.
В рамках ряда международных и федеральных программ Ямало-Ненецкий автономный округ уже накопил определенный опыт транспорта углеводородов по СМП. В страны Западной Европы отгружался газовый конденсат, однако объемы отгрузки были незначительны, что повышало стоимость транспортировки. При регулярной отгрузке углеводородов, строительстве трубопроводного транспорта к портам на севере округа и при круглогодичной эксплуатации СМП стоимость перевозки сырья снижается в разы! Но, подчеркну, для этого нужна круглогодично действующая трасса СМП.
Современные особенности трассы
Однако она по-прежнему находится в достаточно трудном положении. Атомный ледокольный флот, обслуживающий трассу и проводящий по ней суда, вырабатывает свой ресурс, новые атомные ледоколы пока в эксплуатацию не сдаются. Не лучше положение с дизельным флотом, со строительством государством танкерного флота, с развитием береговой инфраструктуры, обеспечивающей деятельность трассы. Так, в 2–3 раза в целом по Российской Арктике сократилось число гидрометеорологических и радионавигационных станций. А ведь одни дают сведения о климате, что необычайно важно, так как Арктика – кухня погоды. Другие обеспечивают проход морских судов и навигационное обслуживание воздушного флота. Примеры, характеризующие сложное положение СМП, можно множить, говоря о ледокольном флоте, особенностях береговой и портовой инфраструктуры.
Поэтому ряд крупнейших нефтегазодобывающих компаний, таких, скажем, как ОАО «Газпром», НК «ЛУКойл», РАО «Российский никель», создают свой ледовый флот. НК «ЛУКойл» уже расширяет мощности собственного танкерного флота ледового класса. Он самым активным образом используется при освоении ямальских месторождений.
Также Центральным НИИ морского флота разработано несколько вариантов стратегического развития СМП. Они ориентируются на обеспечение крупномасштабных перевозок в Европейскую часть страны, Северную Европу и АТР углеводородов из Тимано-Печерской провинции, из бассейна Оби, с полуострова Ямал – это все регион Карского моря. Концепция развития трассы предполагает строительство новых атомных и дизельных ледоколов, модернизацию действующих и строительство новых портов. И, безусловно, освоение месторождений углеводородов на Ямале, в Обском бассейне или на шельфе Карского моря приведет к увеличению объема грузоперевозок по трассе на восток и запад в интересах и отечественного, и международного судоходства. Конечно, массированное восстановление трассы СМП потребует затрат, но они окупятся.
Возможен и вариант поэтапной реконструкции трассы. Видимо, на первом этапе необходимо восстановить Баренцевый и Карский участки трассы, что дает возможность завозить материалы, технику морем на освоение всех ямальских месторождений, продолжить геологоразведочные работы на шельфе Карского моря, используя ледокольный флот. Реконструкция этих участков даст возможность транспортировать в больших объемах добываемые на Ямале углеводороды в северные порты России и северного зарубежья, что окупит часть затрат и сделает привлекательным СМП для отечественных инвесторов. Системой государственной власти Ямало-Ненецкого округа разработан ряд оригинальных проектов реконструкции Карского участка СМП в интересах промышленного и социального обустройства региона, их реализация повысит экономическую роль округа в Арктике. В целом же её освоение проблематично без функционирования Северного морского пути. И, возможно, необходима современная структура, подобная Главку Севморпути.
Юрий МОРОЗОВ, Тюменская Правда. 16 января 2013 год.