РЕФОРМЫ: С МИРУ ПО НИТКЕ – ВОТ И НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
СУБЪЕКТИВНО
Алексей Кудрин 23 апреля обсудил с премьером Дмитрием Медведевым стратегию развития страны, разработанную ЦСР, которую возглавляет экс-министр. Факт встречи подтвердил сам господин Кудрин, однако не стал раскрывать детали и традиционно отказался отвечать на вопрос о собственной роли в новом правительстве.
В конце апреля появилась информация и о том, что готовится новая серия майских указов президента. Якобы в её рамках выделят на ближайшие шесть лет 10 трлн руб. на здравоохранение, образование, а также инфраструктурные проекты. Дмитрий Песков, пресс-секретарь Президента РФ, наличие таких планов подтвердил, однако уточнил, что фигурируют «другие цифры».
Что делать новому правительству Медведева, чтобы его не сверг народ
Никто не сомневается: до конца мая к работе приступит новое российское правительство. Ему придется выполнять накопившиеся запросы соотечественников: доходы россиян падают четыре года подряд, рост ВВП не превышает 1,5% в год. Экономисты определяют четко: «стагнация». Она может прекратиться, но сценариев, которые позволяют это сделать, не много. Мы опишем все.
В плену у нефти и газа
С середины XX века рост российской экономики напрямую зависит от цен на углеводороды. Доходы от продажи нефти и газа — ключевая статья российского бюджета. В 2014 году был установлен исторический максимум: доля нефтегазовых доходов составила 51,3% от всех поступлений в федеральный бюджет (в пике торгов цена за баррель достигала 115 долларов).
Сможет ли Тюмень повторить судьбу Техаса?
На минувшей неделе наш земляк Юрий Шафраник, председатель совета Союза нефтегазопромышленников России, прочитал студентам родного индустриального университета традиционную ежегодную лекцию. На этот раз речь шла о глобальных энергетических трансформациях в мире.
«Нефть — редкий дар»
— Внешний мир характеризуется ускоренным развитием производства альтернативных энергоресурсов, а также резким изменением самих представлений о потребности экономики в углеводородах под влиянием научно-технического взрыва последних двух десятилетий, — подчёркивает именитый выпускник тюменского «индуса». — Горячие головы даже заявляют об окончании эры нефти в ближайшие 20-30 лет, ссылаясь на электромобилизацию мира. США, например, к 2050 году планируют довести долю электрокаров в своём «автопарке» до 75 процентов!
Оно и понятно. Ведь киловатты, потребляемые машинами на сотню километров пробега, уже сейчас в четыре раза дешевле бензина. При этом запас хода топовой модели «Tesla S» достигает 539 километров. А Илон Маск обещает: к 2020 году его «ё-мобили» будут пробегать без подзарядки по 1200 километров. Подзарядиться можно будет и от самой дороги непосредственно во время движения. Причём на электричество планируют перевести не только легковушки, но и грузовики.
Закручиваем гайки?
На V Национальном нефтегазовом форуме, прошедшем в столичном «Экспоцентре», два дня говорили о технологической оснащённости и инновационном потенциале топливно-энергетического комплекса России.
РЕФОРМЫ: СЫРЬЕВАЯ «ИГЛА» РЖАВЕЕТ НА ГЛАЗАХ
Начало в №№ 5-8.
Представьте себе, что некоему министру финансово- экономического блока нынешнего правительства приснился сон: стоимость нефти обвалилась ниже $45 за бочку, заложенную в бюджет на 2018 г. Это ведь кошмар! На эту самую бочку молятся сегодня все чиновники, большие и маленькие.
У кошмаров есть причины. Хотя правительство гордится тем, что углеводороды формируют уже меньше половины ВВП, но это не вся правда. Марат Узяков, замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, пишет, что сейчас Россия импортирует четверть рынка потребительских товаров и больше половины продукции машиностроения. Чтобы обеспечить нашей экономике приличные темпы, требуются не только новые инвестиции, но и рост потребления людей. А для этого приходится увеличивать импорт, поскольку Россия заместить его не может: низок технологический уровень наших изделий и услуг. Однако увеличение импорта – не что иное, как вычет из внутреннего производства. Замкнутый круг!