РЕФОРМЫ: С МИРУ ПО НИТКЕ – ВОТ И НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
СУБЪЕКТИВНО
Алексей Кудрин 23 апреля обсудил с премьером Дмитрием Медведевым стратегию развития страны, разработанную ЦСР, которую возглавляет экс-министр. Факт встречи подтвердил сам господин Кудрин, однако не стал раскрывать детали и традиционно отказался отвечать на вопрос о собственной роли в новом правительстве.
В конце апреля появилась информация и о том, что готовится новая серия майских указов президента. Якобы в её рамках выделят на ближайшие шесть лет 10 трлн руб. на здравоохранение, образование, а также инфраструктурные проекты. Дмитрий Песков, пресс-секретарь Президента РФ, наличие таких планов подтвердил, однако уточнил, что фигурируют «другие цифры».
Напомню, что единственный итог майских указов 2012 года – рост зарплаты бюджетников, особенно в канун последних выборов президента страны. Причем власти большинства регионов, долги которых за последние 6 лет съели 30% всех доходов, в том числе и потому, что Москва безбожно обирала субъекты вопреки Бюджетному кодексу, накачивали показатели указов в основном разными доплатами, не влияющими на основной оклад. Ну а после выборов многие бюджетники остались при своих прежних интересах.
Зато не бедствовали государевы люди, зарплаты которых стабильно росли независимо и от социально-экономического положения населения, и от экономики. Это где-нибудь в Японии, Новой Зеландии или в Швеции зарплаты госслужащих зависят от показателей роста экономики. Но только не у нас. Последний раз об эффективности госуправления пробовали говорить в 2004 году, робко вводя систему бюджетирования, ориентированного на результат (БОР). Она прожила до кризиса 2008 года, потом БОР тихо похоронили и больше не вспоминали.
Впрочем, критерии эффективности чиновников есть, однако, по словам Николая Петрова из НИУ ВШЭ, они закрытые, действуют только внутри системы и прямо противоположны оценкам населения. «Объединяет эти критерии системная лояльность каждого управленца начальству, – говорит эксперт. – И никакие внешние оценки для премий и надбавок значения не имеют». В подавляющем большинстве субъектов Федерации средние зарплаты государственных служащих региональной исполнительной власти не просто высокие, а самые высокие на территории субъекта. А средний показатель по этой категории в стране – 58,8 тысячи рублей. На дух не принимают власти, к слову и не слову поминающие справедливость, предложение неких безумцев приравнять доходы чиновников к средним по их регионам. Так ведь можно ой, как далеко зайти!
Словом, остается загадкой, о покорении каких «вершин» хвастал премьер Медведев, отчитываясь перед Госдумой за работу правительства. Может, одной из этих «вершин» был, по словам господина Медведева, рост экономики страны на 5% за 6 лет? Однако не будем забывать, что столь впечатляющему достижению усердно способствовала, во-первых, дикая инфляция. Во-вторых, свою немалую лепту внесло сооружение стадионов к чемпионату мира по футболу, обошедшихся бюджету в полторы, а то и в три изначальных сметы. К тому же некоторые из них превратятся после игр в концертные площадки и торговые центры.
А в-третьих, у нас есть Газпром, «наше всё», а также другие не менее уникальные госкомпании. На днях стало известно, что цена газопровода «Сила Сибири» в Китай, который тянут друзья из ближнего круга, с 800 млрд выросла до 1,1 трлн рублей, а Амурского газоперерабатывающего завода – в 1,5 раза, до 950 млрд рублей. Это не все последние достижения монополии. Так, в марте Газпром начал готовить демонтаж трубы "Южного газового коридора" вместе с компрессорными. Изначально её примеряли на "Южный поток", а когда он испарился – перенаправили на "Турецкий", но и этот проект ополовинился. Вот на балансе «нашего всего» и зависло примерно 46 млрд рублей «и ни туды и ни сюды».
Не удивительно, что в 2017 году прибыль Газпрома обвалилась вчетверо, скатившись до минимума за 15 лет, в I квартале нынешнего – еще на четверть, а чистый долг на ту же четверть вырос до 2,4 трлн руб. Правда, Газпрому есть куда стремиться: долг Роснефти, славного флагмана отрасли, перевалил за 4 трлн. Тем не менее это не помешало увеличить выплаты членам правления и совета директоров газовой монополии до рекордных 3,268 миллиарда рублей. Без подобных денег на ветер ВВП страны не вырос бы за 6 лет и на 5%, а родное правительство вряд ли бы гордилось покорением «новых вершин».
Зачем я пишут о подобных фактах в связи с очередной серией майских указов? А затем, что эксперты гадают: 10 трлн под них – это много или мало? Да и при любом раскладе – где брать деньги? Ведь долги, убытки и невиданные премии того же Газпрома и иже с ними, а также бюрократии покрываем в основном мы с вами. В частности, отчитываясь перед думцами за блестящую деятельность в прошлом году, премьер Медведев, не чинясь, заявил, что на индексацию работающим пенсионерам денег нет. Как не было их и на полноценное выполнение прошлых майских указов. Догадываетесь, куда их переадресовали?
Для того чтобы понять щедрость властей, сравним финансирование отраслей человеческого капитала по предложениям ЦСР с пусть и туманными пока 10 трлн на новые майские указы. Итак, медицинские программы ЦСР тянут на 2,1 трлн руб., а вот расходы на образование эксперты считали по трем вариантам. Первый – инерционный, финансирование на уровне 2012 г., когда выделяли около 4% ВВП, особо поминать не буду, поскольку он обрекает отрасль, а вместе с ней и страну, на провальное состояние. ЦСР предлагает принять за основу второй вариант, базовый. В этом случае расходы бюджета увеличиваются до 4,4% ВВП, или до 4 трлн 577 млрд до 2024 года.
Однако у экспертов есть важная оговорка: бюджет осилит эти траты, если экономика продемонстрирует «позитивную динамику». Ну а если она покорит «вершины» не выше тех, что маячат за плечами минувших лет? «Позитивную динамику», если сильно постараться, можно разглядеть и в этом случае, но навар-то от неё какой стране и людям? Разве что чиновникам для отчетов… Вот опрос РАНХиГС «топов» крупных предприятий по итогам I квартала выявил рекордное за 9 лет падение спроса на их продукцию: каждая вторая компания оценила его «ниже нормального». Другой тревожный симптом – туманное будущее помешало Минэкономике в срок подготовить очередной трехлетний прогноз социально- экономического развития страны…
Есть еще одна скептическая оговорка авторов образовательных программ ЦСР. Движение вперед возможно, пишут они, если будут запущены (а могут и не запуститься, как тщетно пытались в предыдущие годы) экономические механизмы взаимовыгодного партнерства государства, семей и инвесторов. В этом случае объем внебюджетных средств в образование к 2024 г. удваивается. Правда, относительно какой цифры он удвоится – не сказано. Зато есть другая: на строительство 2-х тысяч школ по модели государственно-частного партнерства следует привлечь 1,5 трлн руб. Предположим, такие инвестиции и впрямь появятся. Тогда при самых благоприятных обстоятельствах в образование придет около 6 трлн руб. за 6 лет.
Подведем предварительную черту. По упомянутым вариантам ЦСР, на медицину и здравоохранение следует выделять до 2024 года 8,1 трлн. рублей, или 4,4% ВВП. Однако независимые эксперты считают, что такая доля общего пирога на здравоохранение – это хоть чуть больше мизера, но – по одежке протягиваем ножки. Скудость базового варианта осознают и сами авторы ЦСР: к 2050-му он обернется для России потерей до 15% потенциального человеческого капитала. Это меньше сегодняшних 25%, но всё-таки многовато. Чтобы сгладить негатив базового варианта, эксперты деликатно рекомендуют «приоритетно развивать такие формы финансирования образования самими гражданами, которые не подрывают социальную справедливость». Например, вводить в городах или населенных пунктах «местные налоги или целевые сборы на конкретные направления развития образования».
За что стоило бы похвалить экспертов ЦСР – так это за скромность. Однако уж коли мы замахиваемся на мировые темпы роста экономики, то и на развитие человеческого капитала следовало бы выделять не менее 6% ВВП, как это в мире и делается. Но даже самый щедрый третий сценарий ЦСР, оптимальный, предусматривает на образование только 4,8% ВВП, или 8 трлн руб. Увы, на такие деньги, по словам господина Кудрина, рассчитывать отрасли не приходится.
Всплывает еще одна загадка: новые майские указы вбирают образовательные и медицинские программы ЦСР? Или те и другие существуют сами по себе? Пока на сей счет остается лишь гадать…
Наконец, рассуждая о финансировании сферы человеческого капитала, не будем забывать, что, по расчетам новосибирского экономиста Дмитрия Фомина, для восстановления окончательно одряхлевших основных фондов нужно увеличить ежегодные текущие инвестиции почти на 27 трлн руб. Добавьте сюда сотни миллиардов, бегущих из страны по геополитическим соображениям, а также обещанную поддержку компаний, попавших под санкции, которая обойдется в сотни миллиардов. И станет ясно, почему власти всё громче и откровеннее говорят о неприятностях, ожидающих россиян. Так, если недавно в правительстве отнекивались по поводу повышения пенсионного возраста, то на прошлой неделе премьер Медведев заявил, что Кабмин «вплотную приблизился к разработке законопроекта».
Не прекращаются утечки и относительно повышения подоходного налога на «физиков». В конце марта об этом публично и слегка кокетничая сообщил вице-премьер (тогда еще) Аркадий Дворкович: "Число 13% – не фетиш, оно ничем не отличается от 14% и 15%». Замечу, «ничем не отличается» эта цифра, наверное, для господина Дворковича, одного их самых богатых чиновников правительства. Но коли так, почему бы ему самому не отчислять на благо любимой родины хотя бы вдвое больше? Вот в «проклятой пиндосии» более 400 миллионеров и миллиардеров в ответ на резкое снижение президентом Трампом налога на прибыль направили в конгресс США письмо с просьбой не уменьшать подати. А наши чиновники-патриоты, в том числе «самого высокого ранга», предпочитают хранить миллиарды в офшорах, сообщил в конце апреля Юрий Чиханчин, глава Росфинмониторинга.
Вот и придется россиянам, не причастным к этим славным когортам, поднатужиться. На совещании в апреле у премьера Медведева признали, что льготный НДС в 10% с продажи продуктов питания, лекарств, товаров для детей и учебников, видите ли, «неэффективен» для бюджета. Решено льготу заменить обычным НДС в 18%. И одновременно могут одарить налогом с продаж. Один налог снизит зарплаты, другой – увеличит стоимость товаров, а двойной удар придется по нашим кошелькам.
– "Боливар… не выдержит", – предупреждает директор Независимого института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова.
Еще одна загадка появилась сразу после инагурации президента Путина: в числе новых вице-премъеров не оказалось Алексея Кудрина, а ему прочили эту должность вместе с кураторством проведения реформ с прямым выходом на президента. Что-то сломалось…
НА СНИМКЕ: деньги в России есть, но…