Печать

Последняя миля

В начале декабря на сайте правительства была опубликована «Транспортная стратегия России до 2035 года» — базовый документ для автомобильного, воздушного и других видов транспорта. Реализация стратегии должна не только привести к росту обороноспособности страны, но и повысить мобильность населения, способствовать развитию внутреннего туризма, понизить негативное воздействие на окружающую среду, прирастить ВВП…

Словом, стратегия, как удачливый охотник, должна одним выстрелом убить даже не двух, а сразу несколько десятков «зайцев». Для этого за 15 лет предполагается освоить ни много ни мало 60 трлн рублей, что практически равно трем годовым бюджетам страны: более 23 трлн рублей бюджетных средств и 37 трлн рублей из внебюджетных источников (в ценах 2020 года).

Печать

Юрий Борисов: «У РОССИИ ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОЙ, СУВЕРЕННЫЙ ПУТЬ!»

В мире набирают силу тенденции перехода к чистым источникам энергии. А именно: уход от потребления нефти, угля и газа к водороду, ВИЭ и атомной энергии. Эти тренды задают требования к новой модели технологического развития, создавая вызовы для отечественной промышленности и России в целом.

При этом Россия по-прежнему остается крупнейшим игроком на рынке углеводородов. Доходы от экспорта нефти и газа составляют существенную долю бюджета страны. Уход от сырьевой экспортной модели предполагает развитие нефтехимических производств более высоких переделов, то есть нефтехимической продукции с высокой долей добавленной стоимости в структуре цены. Это требует технологий и оборудования нового уровня, открывающего новые производственные возможности для реального сектора экономики.

Какой должна стать новая промышленная политика России? Какие высокие технологии необходимо развивать для того, чтобы вписываться в глобальные тренды энергоперехода, оставаясь конкурентоспособными на мировых рынках? Что должно сделать правительство для стимулирования притока инвестиций в развитие новых высокотехнологичных производств? Эти вопросы обсудили спикеры и участники главной пленарной сессии «Новая промышленная политика: мир в эпоху глобальных изменений» на Тюменском нефтегазовом форуме. Напомним, он состоялся на площадке Тюменского технопарка 14-16 сентября.

Печать

Хуже, чем санкции

$2 трлн инвестиций в «зеленую» экономику и отказ от бензина: как план Байдена ударит по российской экономике

Джо Байден выиграл голосование и с большой вероятностью станет следующим президентом США. Оставляя в стороне тонкости американской внутренней политики, ответим на вопрос: чем для России обернется президентство Байдена?

Во-первых, Байден настроен к России гораздо более жестко, чем Трамп. И что хуже, недавний законопроект о санкциях для подрядчиков на строительстве «Северного потока — 2» показал, что так же настроен и республиканский истеблишмент. Байден постоянно заявляет, что он президент всех американцев, а антироссийская позиция — самая простая точка контакта обеих партий.

В политике угроза зачастую приносит гораздо больше, чем совершенное действие. Но для того чтобы угроза выглядела реальной, кое-что все же надо предпринять. Это может вылиться в задействовании тех «спящих» санкционных механизмов, которые заложены в уже одобренных Конгрессом США законах, но саботировались Трампом. И в ряде новых санкций — но в разумных пределах.

Печать

Реформа банкротства продвинулась к одобрению

Президент и правительство обсудили ее в закрытом режиме

На фоне критики комплексного законопроекта о реформировании института банкротства со стороны юридического сообщества, арбитражных управляющих и бизнеса его вынесение на совещание у президента выглядело попыткой заручиться политической поддержкой инициатив на высшем уровне. Сейчас документ повторно направлен в президентское государственно-правовое управление (ГПУ), которое ранее уже его критиковало. Тем не менее в Белом доме надеются, что законопроект будет принят уже в весеннюю сессию Госдумы.

Основным вопросом совещания президента с членами правительства было заявлено «совершенствование института банкротства». Обсуждение прошло в закрытом режиме, но из последовавших заявлений первого вице-премьера Андрея Белоусова стало понятно, что речь шла о комплексном законопроекте Минэкономики. Напомним, этот проект готовится ведомством с 2019 года по поручению президента и нацелен на повышение шансов должников на восстановление их платежеспособности (см. “Ъ” от 17 марта 2020 года).

Печать

Барьеры неприемлемы. Глава «Роснефти» выступил на форуме в Вероне

С 22 по 23 октября в Вероне проходит XIII Евразийский экономический форум. С ключевым докладом в первый день мероприятия выступил главный исполнительный директор ПАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин. По его мнению, обеспечение взаимодействия между странами-производителями энергоресурсов является гарантией обеспечения как энергетической, так и экономической безопасности, и важность этого взаимодействия будет только усиливаться.

Восстановление мировой экономики после спада

В своем выступлении глава «Роснефти» подчеркнул, что мировая экономика сейчас переживает беспрецедентный период турбулентности и неопределенности. По итогам этого года ожидается спад, а перспективы 2021 года определяются успешностью борьбы с пандемией.
По имеющимся оценкам специалистов, восстановление мировой экономики и спроса на нефть может начаться уже в 2021 году, но, чтобы добиться результата, человечеству нужно приложить скоординированные усилия.

Хорошим примером здесь стал Китай, который первым подвергся эпидемии. В кратчайшие сроки стране удалось преодолеть трудности и встать на путь восстановления экономики. По прогнозам МВФ и ОЭСР, уже в этом году ВВП Китая покажет рост порядка 2%, а в 2021 году он может вернуться к прежним темпам роста порядка 8%. При этом страна наращивает запасы энергоресурсов в периоды снижения цены нефти, обеспечивая не только рост своей экономики за счет ставших более доступными энергоресурсов, но также поддерживая весь мировой рынок нефти в периоды падения спроса, как это происходило в апреле-мае этого года.