Печать

Владимир Борисов: На рынке нефтесервисных услуг и оборудования нужны четкие правила

Тюмень. 10 апреля в Тюмени пройдет круглый стол "Пути формирования цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и нефтесервисных услуг". В ходе мероприятия представители отрасли и эксперты выскажут свое мнение относительно закупочной деятельности естественных монополий, демпинга цен на нефтесервисном рынке, участившихся случаев распространения контрафактной продукции. Агентство нефтегазовой информации продолжает серию материалов по данной проблематике. Ранее свою точку зрения высказал заведующий кафедрой НГУ, академик РАЕН, доктор экономических наук, профессор Андрей Коржубаев. Сегодня своим мнением поделился президент Тюменской Ассоциации нефтегазосервисных компаний, генеральный директор МП «ГеоИнТЭК» Владимир Борисов.

Он отметил, что российский рынок нефтесервисных услуг и оборудования не устойчив. Нет четко определенных правил и обязанностей между заказчиками и контрагентами.
«Правила ведения закупочной деятельности обязательно должны быть. Сегодня они, так или иначе, формируются отраслевыми Ассоциациями, Союзами, определяются в ходе круглых столов, конференций, где участники рынка высказывают свои мнения, спорят, обсуждают наболевшие вопросы», - пояснил Владимир Борисов.

По его словам, нефтесервисный рынок сейчас, скорее, похож на базар, где, как правило, выигрывают компании, предлагающие наиболее низкие цены. Никто при этом не думает о качестве услуг. Определенное влияние на формирование ценовой политики оказывают те поставщики, которые, по сути, не участвует в тендерах, а получают заказы от нефтяных компаний по ранее достигнутым договоренностям. Известны случаи, когда после смены руководителя нефтедобывающего предприятия, полностью обновляется и список контрагентов. В результате прикормленные фирмы просто вымирают. Так или иначе, список участников рынка нефтесервиса постоянно обновляется. При этом условия закупочной деятельности у добывающих предприятий остаются прежними: отсутствует практика авансовых платежей, все заказы выполняются подрядчиками на собственные оборотные средства, сроки оплаты заказов не позволяют нефтесервисным компаниям планировать свою деятельность на долгосрочную перспективу.
«Некоторые нефтяные компании сделали шаг навстречу, сократив сроки оплаты до 30 дней, но это - полумера, кардинальным образом не меняющая ситуации. Необходимо, чтобы сами нефтяные компании осознали, что лишая прибыльности нефтесервисные предприятия, они ставят под угрозу свое будущее. Без возможности обновить свое оборудование, эффективно выстроить технологические звенья, сервисные предприятия не смогут решать все усложняющиеся задачи, которые ставят сегодня перед нами нефтяники. Месторождения становятся более сложными по структуре, извлечение запасов требует применения самых современных технологий, а, следовательно, постоянного технического обновления предприятий», - подчеркнул Владимир Борисов.
По его словам, существенно осложняет работу и действующее налоговое законодательство. Согласно которому, НДС нефтесервисные компании должны платить «по отгрузке», тогда как прибыль от заказов они получают не ранее чем через 2-3 месяца.
«Поэтому представителям рынка нефтесервисных услуг крайне важно вести прямой диалог с партнерами, конкурентами и заказчиками, формирующими ценовую политику, чтобы иметь возможность высказать свои предложения, которые позволили бы повысить качество сотрудничества», - подытожил Владимир Борисов.
Он призвал всех участников рынка к активному диалогу и обмену мнениями в ходе круглого стола "Пути формирования цивилизованного рынка нефтегазового оборудования и нефтесервисных услуг", который пройдет 10 апреля 2012 года.

Автор: Кира Санникова