Печать

Сервису — зеленый свет на экспорт, нефтемашу — господдержку

Отечественный нефтегазовые сервис и машиностроение восстанавливаются не так быстро, как хотелось бы.

На фоне относительно высоких нефтяных цен на «черное золото» (даже несмотря на последние «чихи» на фондовых биржах) и усиления внимания к нефтегазовой отрасли со стороны государства, в 2011 г. оживились рынки нефтяного сервиса и нефтяного машиностроения. По оценкам экспертов, черная полоса 2009-2010 гг., когда нефтедобывающие компании в среднем от 15 до 35% урезали инвестиции в новые закупки и модернизацию нефтепромыслового оборудования и сервис, благополучно исчерпала себя.

Ожидается, что по итогам 2011 г. капвложения нефтегазовых компаний в оборудование и сервис достигнут уровня предкризисного 2007 г. и даже превысят его. Это связано не только с благоприятной конъюнктурой нефтяных рынков, но и потребностью решать проблему стабилизации добычи нефти, перспективами освоения новых нефтегазоносных провинций.

По оценке руководителя отдела аналитики ИГ «Велес Капитал» Михаила Зака, высказанной им в журнале «Нефть России», доминирующими секторами по-прежнему останутся бурение и капитальный ремонт скважин, достаточно динамично будет развиваться сегмент обслуживания насосного оборудования. Особенно перспективным эксперту представляется период 2016–2017 гг., когда предполагается введение в эксплуатацию новых нефтегазовых месторождений.

Тем самым можно только порадоваться за пермский кластер нефтяного машиностроения и сервиса, который традиционно демонстрирует лидерские кондиции и амбиции: ОАО «Мотовилихинские заводы» и ЗАО «Пермская компания нефтяного машиностроения» традиционно поставляют для нефтяников бурильные трубы. ЗАО «Новомет Пермь» успешно «ударилось» в разработку нанотехнологий при поддержке «Роснано», группа компаний «Кунгур» внедряет новые линейки нефтепромыслового оборудования для разведочного и эксплуатационного бурения.

Нефтесервис завяз за границей

Стабилизация стабилизацией, но ряд экспертов все же считает, что развитие российского нефтегазосервисного рынка в долгосрочной перспективе находится в опасности, связанной со стремительным расширением транснациональными «грандами» своего присутствия в России. Все крупные проекты достаются крупным западным корпорациям, поскольку их финансовые и технологические возможности в разы превышают российские.

Выступая на июньском Нефтегазовом форуме в Уфе, генеральный директор МП «ГеоИнТЭК», президент тюменской Ассоциации нефтегазосервисных компаний Владимир Борисов сообщил, что общий объем рынка нефтесервиса в России на сегодняшний день оценивается на уровне $20-25 млрд. По его данным, более 65% объема работ выполняют зарубежные компании, на российские приходится всего 35%. «За последние десятилетие доля западных компаний на нефтесервисном рынке увеличилась в 6 раз, наши же объемы упали в 2,5 раза. Часть ведущих российских компаний, хоть и продолжает вести деятельность под своей вывеской, уже давно принадлежит крупным зарубежным компаниям», – пояснил Борисов.

В 2000-е годы «частные» нефтяные ВИНКи, имеющие сильные сервисные подразделения, вывели их на аутсорсинг. Редкое исключение – «Газпром нефть-Нефтесервис», «РН- Бурение» дочерние предприятия государственных нефтяных компаний.

Позже ряд активов были консолидированы под крышей транснационального капитала (Halliburton, Shlumberger и BakerHuges). Зарубежные компании продолжают поглощать отечественный нефтесервис. Так, недавно два крупнейших нефтесервисных игрока – Eurasia Drilling Company Ltd. (EDC) и Schlumberger — создали стратегический альянс, а EDС вдобавок подписала со «Славнефтью» соглашение по приобретению ее сервисных активов. По некоторым оценкам, доля подразделений вертикально интегрированных компаний в нефтесервисе составляет порядка 40%, буровая компания Eurasia Drilling Company Ltd. Занимает 17% рынка, Schlumberger – 11%, «Интегра» – 7%, Baker Hughes и Hulliburton – по 3% каждая.

Международные сервисные компании позиционируют себя в России как носители высокотехнологичных услуг. Иностранцы гораздо лучше умеют работать на шельфе, повсеместно применяют ультрасовременные методы увеличения нефтеотдачи пластов, передовые технологии бурения, в том числе в добыче трудноизвлекаемых углеводородов. Иными словами, в морском бурении, проводке глубинных «горячих» скважин, использовании ГРП, колтюбинга и прочем без помощи зарубежной техники объективно не обойтись. Постепенно утрачивая накопленный за советские годы технологический задел, наши нефтяники и газовики становятся все более зависимыми от трансферта инноваций из-за рубежа.

Но услуги иностранных компаний при этом в десятки раз превышают цены российских компаний, что наводит нефтяников на мысль о реабилитации собственных сервисных подразделений. Привлечение зарубежных сервисных компаний (таких, как Exxon, Shell или BP c их наукоемкими технологиями) в совместные проекты по бурению на российской территории, обходится в миллиарды долларов. Как признался недавно в интервью журналу «Экперт» вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун, «теоретически было бы правильно поставить амбиционную задачу – через двадцать лет стать нетто-экспортером нефтяных технологий, как это было в свое время в Советском Союзе. Вот, к примеру, Россия идет на шельф, но мы знаем, что у нас нет технологий его разработки. Почему бы не субсидировать науку в этом направлении?».

И все-таки сегодня можно говорить о сдержанном оптимизме. Ужесточение конкуренции в традиционной территории присутствия подтолкнуло крупнейшее нефтесервисное предприятие региона «Нефть-сервисхолдинг» (бывшая лукойловская «дочка», вышедшая в «свободное плавание» в 2003 г.) к географической диверсификации, поиску заказчиков в странах СНГ (Казахстан, Узбекистан) и дальнем зарубежье. В перспективе НСХ планирует «зайти» на Ближний Восток (Кувейт, Иран, Ирак, Оман). Компания также готовится совместно со стратегическим партнером «ЛУКОЙЛ Оверсиз Холдинг Лтд.» к вхождению в проекты разработки месторождений высоковязкой и тяжелой нефти. По оценкам специалистов ООН, мировой суммарный объем трудноизвлекаемых запасов нефти составляет 810 млрд тонн. В то же время, используемые сегодня технологии нефтеизвлечения позволяют добыть не более 15-20% от таких запасов. Летом на международном конгрессе по проблемам добычи тяжелой нефти в г. Дубай (ОАЭ) специалисты инженерного центра НСХ представили результаты опытно-промышленных работ по инновационному методу – фильтрационных взрывных волн (МФВВ). Технология основана на закачке в истощенные пласты энергии пороховых газов с целью повышения их энергетики. Ведь если основные проекты в Канаде и Китае требуют операционных затрат в $40-60 на баррель добываемой тяжелой нефти, то по результатам применения МФВВ в России и Казахстане это $6- 10 за баррель дополнительно добытой нефти.

Впрочем, в пресс-службе «Нефтьсервисхолдинга» прокомментировать планы и перспективы развития компании корреспонденту «ДП» отказались. Это, в частности, косвенно может свидетельствовать об усилении неопределенности на рынке и неуверенности компании в своих перспективах.

Нефтяное машиностроение: «китайский синдром»

По словам Виктора Семенова, директора департамента базовых отраслей промышленности Минпромторга РФ, несмотря на увеличение добычи нефти, за последние четыре года рынок нефтегазового оборудования рос замедленными темпами. И все же эксперты прогнозируют рост этого рынка в среднесрочной перспективе с темпами более 15% по ряду причин. Во-первых, резервы роста за счет работы со старым фондом скважин в России уже исчерпаны, что приводит к увеличению объемов бурения и, соответственно, закупок нового бурового оборудования. Во-вторых, парк буровых установок, работающих на территории России, физически устарел: лишь около 30% имеют возраст менее 10 лет, а 50% – старше 20 лет и требуют замены. В-третьих, специфические горно-геологические и климатические условия требуют специализированных буровых установок, ограничивая применение их традиционных конструкций. В-четвертых, применение новых технологий бурения, в частности горизонтального, требует оснащения буровой установки более совершенными и эффективными системами контроля, управления, очистки.

В недавнем выпуске корпоративной газеты ГК «Кунгур» «Флагман машиностроения» генеральный директор управляющей компании Ирина Лузгина отмечает, что по итогам первого полугодия в компании зафиксировано увеличение объемов производства на 16,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Благоприятная макроэкономическая конъюнктура позволила группе компаний запустить проект по выпуску мобильных буровых установок повышенной грузоподъемности сборных грузов, реализация которого была на несколько лет заморожена. Отечественные аналоги данной установки в настоящий момент отсутствуют.

Напомним, весной ГК «Кунгур» представила новый продукт-первый образец мобильной буровой установки МБУ 160. В настоящее время в ГК «Кунгур» вынашивают планы объединения инжиниринговых активов (ООО «ИК «Кунгурский машзавод», ООО «Техномаш», ООО «Кунгур- БурКомплекс») в единую инжиниринговую компанию.

Компании нефтегазового машиностроения стремятся улучшить качество своей продукции. Большой прогресс достигнут в производстве ряда видов оборудования: буровых установок, редукторных турбобуров, буровых долот, установок электроцентробежных насосов. Но, с другой, повышение качества влечет за собой рост цен, в то время как низкая стоимость отечественной техники пока остается весомым фактором конкурентоспособности.

Несмотря на общую положительную тенденцию, наметившуюся в производстве оборудования для нефтегазового комплекса, развитие нефтемаша сдерживается несколькими проблемами. Как отмечает Ирина Лузгина, сегодня по сравнению с докризисным периодом существенно увеличились сроки заключения контрактов. Как в 2010 г., так и первой половине 2011 г. заказчики перенесли значительную часть решений по закупкам агрегатов для ремонта и бурения скважин на более поздние сроки, чем обычно.

В докризисное время финансирование закупок заказчиками осуществлялось на условиях 100%-й предоплаты. В частности, в период кризиса нефтедобывающие предприятия перешли на оплату договоров в течение 60-90 дней. На сегодняшний день цена на нефть не только восстановилась, но и возросла, а сроки оплаты поставок и услуг остались на прежнем уровне.

Непостоянство в заключении контрактов приводит к неритмичной загрузке производства. Это, в свою очередь,требует формирования дополнительного объема оборотного капитала, в частности, запасов сырья, комплектующих, и влечет за собой отвлечение денежных ресурсов компании.

Все более жесткой на рынке нефтяного машиностроения становится конкурентная борьба. По сравнению с докризисным периодом 2006-2007 гг. емкость российского рынка нефтепромыслового оборудования сократилась вдвое, а число конкурентов, наоборот, возросло. Рынок оборудования переживает экспансию европейских, китайских и американских производителей. Они предлагают для заказчика очень привлекательные условия поставки: более высокий уровень качества по более низкой стоимости, обеспечивая минимальные сроки поставок и качественное сервисное сопровождение. В итоге оборудование ГК «Кунгур» все чащостается невостребованным заказчиками.

Русские не сдаются?

В то же время реализация Генсхемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 г. потребует производства 181 новых буровых установок, 67 нефтеперекачивающих станций; 10 установок гидрокрекинга.

Эксперты видят несколько способов самостоятельного укрепления российским нефтегазовым сервисом своих позиций на рынке. Первый: стать частью крупной ТНК, получив при этом доступ к инвестициям, технологиям, сильные менеджмент и бренд. Второй сценарий развития: расти  самостоятельно и впоследствии консолидировать вокруг себя другие компании, приобретая мобильность и получив возможность заинтересовать инвестора компетенцией в определенной нише. И третий путь: объединение нефтегазосервисных компаний в ассоциацию, предусматривающую консолидацию интеллектуальных и материальных ресурсов с целью повышения качества и расширения спектра предоставляемых услуг.

Как показывает мировой опыт, при желании государство могло бы с легкостью защитить свой внутренний рынок от импорта. К примеру, в Норвегии более 70% работ на шельфе выполняют местные компании. «Власть защитила национальный сервисный рынок, дав ему возможность и время для развития, выступив в роли финансового партнера, предоставляющего компаниям кредиты на льготной основе, оказывая поддержку в приобретении оборудования в лизинг. Аналогичная ситуация в США. Внутренний рынок защищен высокими пошлинами на импорт. Сегодня российский нефтесервис нуждается в здоровом протекционизме. Без вмешательства государства российским компаниям сложно будет переломить засилье на рынке зарубежных сервисных компаний», – отмечает Владимир Борисов.

По мнению специалистов, правительство могло бы выступить с инициативой выделения налоговых преференций для нефтяных компаний, которые ведут активный процесс модернизации, и ориентируются при разработке месторождений на оборудование отечественного производства. А также повысить таможенные пошлины на ввоз нефтегазового оборудования с сегодняшних 5–10% до 20%.

Производители пытаются с этим бороться, вооружившись цитатами первых лиц государства об импортозамещении. Но пока не получается. Напомним, осенью прошлого года в Таможенный союз с инициативой ввести таможенные пошлины на импорт утяжеленных буровых труб обратилась Пермская компания нефтяного машиностроения (ЗАО «ПКНМ»). «Поддержку найти не удалось, – сообщил «ДП» технический директор компании Сергей Долгих. – Тем не менее, мы планируем повторное обращение».

Из-за влияния иностранных производителей, в особенности компаний из Китая, которые предлагают оборудование по более низким ценам, отечественные предприятия вынуждены работать с минимальной прибылью. Клиенты сохраняют лояльность, однако пытаются сбить цены отечественных производителей.

Достаточно забавно выглядит в этом свете ситуация с закупками «ВТБ- Лизингом» 24 китайских буровых установок, наделавшая много шума в СМИ. Напомним, сделка нанесла урон промышленным предприятиям Екатеринбурга и Волгограда, успешно изготавливающим аналогичное оборудование. «История с душком», извлеченная на свет известным блоггером-миноритарием Навальным, показала, что на сегодняшний день закупки нефтегазового оборудования добытчиками совершаются с использованием схем лизинга и связанного кредитования, которые, как правило, применяются в странах, не способных производить оборудование.

Как считают в Российском союзе производителей нефтегазового оборудования, связанные кредиты приводит к деградации национальной промышленности, способствуют подсаживанию российского нефтегазового комплекса на «технологическую иглу». Машиностроители считают, что эффективное использование российского научно-технического и производственного потенциала возможно только при наличии перспективных программ закупок.

Союз производителей нефтегазового оборудования призывает разработать госпрограмму по развитию научно-технического потенциала отечественного нефтегазового машиностроения, которая обеспечивала бы привлечение отраслевых институтов, вузов и предприятий к созданию новых образцов техники, финансированию на этапах опытно-конструкторских и опытно-методических работ. В рамках этой программы государство должно принять участие в закупках за рубежом наиболее совершенных и критически важных образцов нефтегазового оборудования с целью детального изучения специалистами профильных предприятий.

Источник: ООО «Издательский дом «Деловое Прикамье»