Печать

«Если нет белого, соглашайся на молочное, светло-серое»

Подписано соглашение о сотрудничестве между областным правительством и Тюменской ассоциацией нефтегазосервисных компаний

Сергей ШИЛЬНИКОВ

Как мы уже сообщали, под занавес недели состоялось расширенное заседание Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, в котором приняли участие представители областного правительства. Повод – подписание соглашения о сотрудничестве и обсуждение насущных вопросов, что обычно сопровождает подобные мероприятия.

От правительства Тюменской области соглашение подписал заместитель губернатора Владимир Мазур, от ассоциации – президент Владимир Борисов.

Открывая совещание, Владимир Борисов заявил, что «власть слышит и понимает нас, наша сила в единстве». Заместитель губернатора Владимир Мазур отмечал «высокий потенциал сервисников региона». «Сегодня это одна из перспективных отраслей экономики. Понимая это, мы готовы и дальше оказывать поддержку».

Говорил Мазур и о привлечении инвестиций, которые должны придать новые силы научно-исследовательским и конструкторским работам, создать новые, квалифицированные рабочие места, что будет способствовать формированию соответствующей атмосферы в коллективах и пополнять бюджеты всех уровней. Он напомнил: по итогам 2010 года Тюменская область признана самым привлекательным для инвестиций регионом Уральского федерального округа. «Это высокая оценка, но нельзя останавливаться на достигнутом, надо работать на результат, на улучшение».

Владимир Мазур настоятельно рекомендовал обратить самое серьезное внимание на подготовку кадров. О необходимости повышения конкурентоспособности предприятий через наращивание кадрового потенциала говорилось в ежегодном послании губернатора Владимира Якушева областной Думе (оно, по сути, и посвящено увеличению конкурентоспособности в различных ракурсах).

К слову, тема подготовки квалифицированных кадров, о нехватке которых «в один голос» говорят руководители предприятий различных отраслей, проходит «красной нитью» при подписании соглашений со всеми ассоциациями.

Владимир Борисов убежден: ассоциация, которую он возглавляет, не только говорит, но и кое-что делает в этом направлении. Руководители и ведущие специалисты предприятий читают лекции в Тюменском государственном нефтегазовом университете и Тюменском государственном университете, охотно берут на практику студентов (в общей сложности принято порядка 500 человек). «Заключаются соответствующие договоры, прикрепляются наставники».

После доклада Владимира Борисова договор о сотрудничестве между правительством Тюменской области и Тюменской ассоциацией нефтегазосервисных компаний был подписан, и стороны приступили к обсуждению насущных вопросов.

Заместитель губернатора Владимир Мазур напомнил о круглых столах с руководством нефтяных компаний («ТНК-ВР» и ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь»), которые проходили «очень непросто», и призвал присутствующих «не отмалчиваться, а активно работать». Он сообщил, что «по обеим компаниям есть подвижки, особенно с «ЛУКОЙЛОМ». В ближайших планах правительства подключить к этому непростому процессу ещё и «Роснефть», «но нам нужна ваша помощь».

В переводе с управленческого языка на русский это означает, что областному правительству затруднительно вести переговоры с нефтяными гигантами, склоняя их к сотрудничеству с местными компаниями, если те не будут самым серьезным образом наращивать свою конкурентоспособность.

Откликаясь на это пожелание, Владимир Борисов решил обратить внимание присутствующих на несколько моментов. Начал с насущного – с привлечения оборотного капитала. По словам Борисова, ассоциация в 2011 году достаточно успешно сработала в этом направлении. Только за 9 месяцев предприятия ассоциации привлекли порядка 500 миллионов рублей по факторингу.

«То есть мы привлекли оборотные средства досрочно, – пояснил Борисов. – Конечно, надо платить проценты – где восемь, где девять, где десять, но и деньги приходят мгновенно, банк выдает девяносто процентов средств, которые поступили бы предприятию через шестьдесят или девяносто дней, так в основном рассчитываются нефтяные компании (исключение ОАО «Сургутнефтегаз», где укладываются в 10 дней). А с учетом поправок и разных задержек возникает ситуация, когда от первых затрат предприятия до начала возврата денег проходит и вовсе порядка полугода», – подытожил финансовый экскурс президент ассоциации.

«По «Газпрому», только благодаря правительству Тюменской области, – отметил Борисов, – удалось наконец-то побороть ситуацию». По его словам, сегодня «Газпром», наряду с «ТНК-ВР», является одной из самых открытых компаний. «Во всяком случае, это не «ЛУКОЙЛ», сами знаете, там ситуация другая. И с тем же «ЛУКОЙЛОМ» проведено совещание: Шамсуарову, вице-президенту, высказаны претензии. И, я думаю, реакция будет. Уже есть: от «ЛУКОЙЛа» начинают поступать адресные предложения сервисным компаниям».

Здесь, видимо, следует пояснить, что ОАО «ЛУКОЙЛ», точнее, ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь», предпочитает иметь дело с мощными компаниями типа ОАО «Сибкомплектмонтаж», некогда самым крупным строительно-промышленным объединением Советского Союза, специализирующемся на нефтегазовой тематике, которому обычно и поручались сложные правительственные объекты. Другое дело, подобных компаний в Тюменской области раз-два – и обчелся, а среди тюменских нефтесервесных компаний таковых, увы, просто нет, что в очередной раз и подтвердилось на упоминавшемся совещании с участием вице-президента «ЛУКОЙЛА», генерального директора ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Азата Шамсуарова.

Однако мы отвлеклись. По части привлечения оборотных средств президент ассоциации Владимир Борисов обратил внимание на особенности льготного экспресс-кредитования по линии областного фонда. Да, там есть возможность перехватить до трех миллионов рублей. Но эти деньги можно потратить исключительно на закупку оборудования, тогда как они куда нужнее именно в качестве оборотных средств.

От жизненно важной темы привлечения оборотного капитала докладчик приступил к особенностям лизинга. Как известно, он не распространяется на легковые автомобили. Исключение сделали для «Газели» с кузовом, имеющей пассажирские места, поместив в разряд спецмашин. А вот, скажем, «Мицубиши L-200», широко используемый нефтегазосервисными компаниями, считается легковой машиной (так в техпаспорте записано), хотя ни одному руководителю и в голову не придет применять её в качестве таковой. «Кого там за собой, в кузове, возить! Машина нужна потому, что надежна». А надежность на Севере, помимо всего прочего, – это безопасность людей. «Пошли их в «Газели» на Ямбург, а если она где-нибудь встанет – люди просто замерзнут! Здесь же они едут в тепле, а летом – в комфорте, с кондиционером». Поэтому, к примеру, в Ханты-Мансийске приняли решение считать «Мицубиши L-200» спецтранспортом. «И нам надо последовать их примеру».

Казалось бы, мелочи, но реальное производство и состоит из подобных мелочей. Механизмы наращивания производственного потенциала вроде бы и существуют, об этом взахлеб сообщают десятки различных СМИ, но реально не работают. На закрытой части совещания всплывали вещи, в которых обычно путаются даже первые руководители. Ну да не станем вдаваться в подобные детали, оставив их замам по экономике. Тем более что некоторые из замов были на совещании, и отдельные казусы разрешались сразу.

Президент ассоциации, пользуясь присутствием заместителя губернатора, предпочел работать по-крупному. Например, внес такое предложение: неплохо бы в областном центре иметь некую объединенную нефтегазосервисную структуру, на манер тех, что в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах (два мощных центра недропользования). Только заниматься она должна не геологией и надзором за работой нефтяных компаний, а именно нефтегазосервисом – «сдачей работ под ключ», как это делает Шлюмберже».

«Конечно, для создания подобной структуры потребуется один-два миллиарда долларов, но и Тюмени, и Ханты-Мансийску, и Салехарду, может быть, следует скинуться на создание подобной структуры, иначе нас ждет «шлюмбиризация».

«В наших отечественных компаниях вроде бы господствует западный капитал, стало быть, – пояснил Борисов, – и политику определяют западные хозяева». Суть этой политики сводится к тому, что компании по высоким ценам (соотношение рубля к доллару, евро или фунту стерлингов) «продают услуги, но ни в коем случае не технологии». Хотя западные фирмы когда-то (в девяностых годах) «выгребли российские технологии вместе с их носителями».

«И уж коль речь сегодня вновь зашла о кадрах, то, с одной стороны, может, и хорошо, что наши специалисты имеют возможность работать в западных фирмах и успешно там адаптироваться, а с другой – плохо, поскольку западные фирмы как магнит притягивают лучших специалистов. И где же здесь равная конкуренция? Не говоря уже о том, что отдача на откуп западным фирмам столь важного сектора экономики серьезно грозит государственной безопасности».

Президент ассоциации нефтесервисных компаний Владимир Борисов поднимает этот вопрос от совещания к совещанию. На что директор областного департамента государственной поддержки предпринимательства Вадим Шумков в очередной раз возразил: западные фирмы, зарегистрированные в России и работающие по российским законам, такие же российские компании, как и все остальные. В создании мощной областной нефтегазосервисной структуры он не видит смысла.

Заместитель губернатора Владимир Мазур не был столь категоричен, но дал понять, что тратить один-два миллиарда долларов областное правительство не готово. Потенциал нефтегазосервисных предприятий планируется наращивать в том числе через вновь создаваемое инвестиционное агентство.

После окончания совещания Владимир Борисов прокомментировал резолютивную часть соглашения следующим образом: «Если нет белого, соглашайся на молочное, светло-серое». В этом суть. «Что такое «Шлюмберже»? – продолжал он. – Это слон, который поддерживается всей мощью Конгресса США. А что такое каждая из наших организаций?.. Объединившись, мы сможем многое. Особенно если это помножить на правительственную мощь. В объединении – наша сила».


Источник: Сергей ШИЛЬНИКОВ, Тюменская правда №211(18630) от 15.11.2011