Печать

Время простых решений прошло

Настало время решений примитивных?

(Продолжение).

Прошлую колонку я закончил вопросом, а можно ли найти решения поумнее, нежели примитивно повышать налоги? Тем более что Россия перещеголяла многие страны, обирая бизнес…

Действительно, средняя фискальная нагрузка, например, в США – 24,35% ВВП, в Канаде – 30,74%, в Турции – 27,66%. В большинстве стран БРИКС – 26,75%, не говоря о членах Таможенного союза. А в России 35%. Ну, и куда дальше? Впрочем, можно потягаться с Голландией, где эта нагрузка 40% ВВП. Но тогда россияне будут жить, как таджики на исторической родине…

Впрочем, не перевелись в стране умные люди. И они, как, например, известный экономист Алексей Михайлов, утверждают, что бюджетные трудности министр Силуанов придумал. А, значит, и повышать налоги нет смысла. За полугодие федеральный бюджет сведен с профицитом 649 млрд рублей, притом что на весь 2014 год спланирован дефицит в 390 млрд. К тому же остатки на счетах бюджета увеличились на 1,2 трлн рублей.

Но министр пеняет, во-первых, на то, что недобрали нефтегазовых доходов из-за стагнации экономики. Что есть, то есть, однако минус некритичен: за полугодие всего 1,5% к плану. Зато прилично, на 6,7%, перевыполнены нефтегазовые доходы, а потому и вообще проблемы нет. Во-вторых, загибает пальцы министр, нечем покрывать огромный дефицит Пенсионного фонда. И эта проблема высосана из пальца, парирует Михайлов. Ниоткуда не следует, что Пенсионный фонд должен пополняться только за счет отчислений с зарплаты. Эта концепция имеет отношение только к накопительным пенсионным системам, но никак не к солидарной, которая работает сегодня. Её пенсионные обязательства финансируются за счет всех доходов государства. Путать две концепции можно, либо ничего не понимая, либо сознательно наводя тень на плетень.

В-третьих, нагоняет страхи министр, нечем пополнять резервные фонды. Михайлов, как и многие его коллеги, утверждает: нет ничего более вредного, чем такие накопления. Потому что они вынимают деньги из экономики и тормозят ее рост, тем самым приближая черный день, для чего резервные фонды и созданы. При этом они не являются никакими резервами: копить валюту, которую ты сам и эмитируешь, – это нонсенс. Но бюджет занимает на рынке и тут же складывает позаимствованные деньги в Резервный фонд. При этом платит по гособлигациям 6–8% годовых, а получает от Центробанка за инвестирование своих резервов 0%. Это прямые потери бюджета, которые скрываются, маскируются доходами от курсовой разницы (при падении рубля)! В чем смысл такой политики? Польза нулевая. Все это бюджетное правило – экономический абсурд, но Силуанов требует его ужесточить. Ну, вот скопили. Больше 11% ВВП лежат мертвым грузом, а экономика остановилась. Тупик. Зато дебет с кредитом бьются.

Единственная серьезная проблема – дефицит региональных бюджетов. майские указы президента возложили массу дополнительных расходов, но не обеспечили регионы дополнительными ресурсами. Политически очень удобное решение: оно позволяет держать губернаторов на коротком поводке и в роли просителей в федеральных кабинетах. Дефицит региональных бюджетов – сознательно сконструированная и политически мотивированная конструкция. От нее, по мнению Михайлова, никто и не думает всерьез избавляться.

А вот ключевые экономические проблемы бюджета остались вне поля зрения министра либо на уровне обывательских рассуждений. Что надо делать, чтобы запустить экономический рост? Но для министра главное – баланс бюджета с максимальным запасом денег, которые не используются! Формальный начальник Силуанова, премьер-министр РФ Д. Медведев, заявлял, еще будучи президентом страны, о том, что коррупция на госзаказе составляет 1 трлн рублей. Силуанов и этой проблемы не видит. Неэффективность или сомнительная эффективность многих бюджетных расходов: Силуанов это признает, но как бороться – не знает. Странные пропорции бюджета: ежегодно сокращаются социальные статьи в пользу силовых. Пушки и дубинки вместо здоровья и образования. Это до смешного буквально и верно. За первое полугодие при общем исполнении бюджетных расходов на 46,4% оборонные исполнены на 58,4%, а, скажем, на здравоохранение – 39,6%. На таком фоне «забота» министра о фонде медстраха выглядит лишь поводом для повышения налогов, и ничего более.

Игорь Лавровский, председатель комитета по валютно-финансовой и денежно-кредитной политике «Деловой России», продолжая логику Михайлова, идёт еще дальше. Он напоминает в журнале «Эксперт», что рост экономики и благосостояния россиян за 1998–2008 годы стимулировали приток не самих нефтедолларов, а рублей, эмитированных Центробанком под их покупку. Если в 1996–1999 годах ежегодный прирост денег в экономике, так называемый агрегат М2, составлял 27%, а экономика почти не шевелилась, то в 1999–2008-м М2 рос уже на 45% в год, а ВВП благодаря этой денежной подпитке – уже на 7–8%. Финансовые органы в тот период были вынуждены увеличить эмиссию, потому что в Россию нарастал поток нефтедолларов. Однако в 2009–2014 годах цена нефти и, соответственно, приток нефтедолларов стабилизировались. В результате рост монетизации экономики снова замедлился до 16% в год, то есть опустился ниже, чем в допутинскую эпоху. Вот и экономика скатилась до рецессии.

Чтобы выжить как самостоятельному субъекту истории, считает Лавровский, стране придется быстро перейти от гайдаро-кудринского врастания в мировой рынок к самостоятельному и форсированному экономическому росту. Для чего кратно поднять инвестиции, но этот капитал должен генерироваться внутри страны. К сожалению, в постсоветской России внедрена простейшая из возможных финансовых систем: рубль обеспечен суверенными обязательствами не России, а США. Нет долларов – нет рублей. Развитие экономики определяется не нуждами России, а потребностями других стран в российском экспорте. Это – нонсенс! Долларовый стандарт оказывает такое же депрессивное давление на экономику России, какое оказывал золотой стандарт на экономику США и других стран. Результат – хроническое недофинансирование собственной экономики.

В 1973 году США отказались менять доллары на золото. Значение этого революционного события, по мнению Лавровского, до сих пор недооценено. Ведь США, отменив золотой стандарт, ликвидировали нехватку капитала, профинансировали технологическую революцию и бурный рост мировой торговли. Но в отличие от Америки большинство стран, в том числе Россия, переложили функции золота на доллар. И если в Федеральной резервной системе США иностранная валюта занимает мизерную долю, а более 90% – внутренние обязательства (облигации казначейства и ипотечных корпораций), то в ЦБ России, как и в странах БРИКС, – всё наоборот. Не по этой ли причине львиную долю банковских активов составляют вклады и депозиты физических лиц? Другими словами, банки работают, как в XIX веке, – сберегательными кассами. По данным академика Аганбегяна, из всех активов наших банков в 55 трлн руб. (86% ВВП) только 1 трлн – это «длинные» деньги. Остальные – «короткие», они годятся только для поддержки штанов. Нашим финансистам удалось уничтожить не только кредит, но долг государства, которые со времен Адама Смита считаются в мире главными двигателями и достижением развитой капиталистической экономики. Конечно, набирать долгов, как США, за 100% ВВП – неразумно, но Россия впала в другую крайность – 12% ВВП. Между тем есть золотая середина: две трети ВВП, как во Франции и Германии. Однако наше государство не заимствует разумные мировые практики.

Изобретатели и охранители долларового стандарта аргументируют его необходимость угрозой гиперинфляции и привлечением иностранных инвестиций. И то, и другое надумано, утверждает Лавровский. Миф о гиперинфляции опровергается российским же опытом 1999–2008 годов, а доля иностранных инвестиций не более 7–8% от всех в экономику страны. Да и те по большей части – спекулятивный капитал.

Вообще меня давно удивляет аберрация сознания! Порицая при каждом удобном случае США, правительственные финансисты и экономисты руками и зубами держатся за принципы «Вашингтонского консенсуса», которые вторично довели Россию до кризиса. Кстати, сама Америка их игнорирует.

В России не нужен запрет на хождение доллара, как предлагают депутаты Госдумы. Не стоит также пытаться переворачивать финансовую мировую систему в союзе со странами БРИКС, скорее надорвемся. «Лучше отказаться от доллара как основы эмиссии и ускорить монетизацию экономики на основе внутренних ресурсов», – пишет Лавровский. В качестве первоочередной цели экономист считает эмиссию рублей на объем внешнеторгового профицита за последние несколько лет, обеспеченную внутренними обязательствами: это 100–200 млрд долларов, или 3–6 трлн рублей в год. Лишь тогда можно будет с государственных инвестиций, которые так любят власти, несмотря на их крайне низкую эффективность, переключиться на частные, которых сегодня кот наплакал. Страна получит экономическое оружие примерно того же класса, что и у геополитического соперника. Этого можно добиться, не давя бизнес и население безумными налогами, а с помощью маневра, подобного которому еще не было в российской истории. Предлагаемая модель – одна из разновидностей «смешанной экономики»: государственного планирования и регулирования крупномасштабного платежеспособного спроса в сочетании с активным частным сектором, который станет бурно расти на волне спроса корпораций и государства, уверен Лавровский.

Боюсь только, что мозги наших министров устроены столь экзотически, что подобные оригинальные решения не для них…

P. S. В понедельник сообщили: ЦБ в очередной раз на полпроцента поднял ставку рефинансирования до 8% годовых. Регулятор якобы изо всех сил борется с инфляцией. А по сути, вслед за Западом ужесточает санкции против родной экономики.  

Начало в №131. Игорь ОГНЕВ.  Тюменская Правда