Печать

Время простых решений прошло

Настало время решений примитивных?

Кажется, атмосфера всеобщего ликования скоро омрачится. Несмотря на авторитетные заявления, правительство впервые с 2000 года намерено вводить новые налоги, а также прямо или косвенно повысить семь существующих и на бизнес, и на простых людей.

В Бюджетном послании 2012 г. президент Путин писал, что «налоговая нагрузка на несырьевые секторы экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018 г.». Однако с тех пор много воды утекло. И вот недавно премьер Медведев заявил, что «доходная часть бюджета в 2015-2017 годах снизится на 400 млрд рублей, а возможностей для роста у России немного». К тому же будут увеличиваться на 1 трлн расходы на оборону, хотя никакие угрозы не видны даже за горизонтом. В абсолютных цифрах, но не в доле от ВВП вырастет финансирование и социалки.

Так что президентская оговорка «по крайней мере» пригодилась. Хотя материя эта скучная, но поскольку так или иначе налоговое угнетение коснется каждого, есть смысл разобраться подробнее хотя бы в нескольких новых или повышенных налогах, включенных в проект «Основных направлений бюджетной политики».

Уже со следующего года предполагается на усмотрение регионов восстановить трех- или пятипроцентный налог с продаж. Минфин не скрывает, что эта мера, дескать, поможет исполнить так называемые майские указы президента Путина, не залезая еще дальше в долги. Но третье пришествие этого налога эксперты предлагают рассматривать вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС), повысить который с 18 до 20% планируют с 2019 г., то есть с началом нового политического цикла. Почему вместе? Да потому, что оба они – налоги на потребление, а под двойным прессом уже снижающаяся покупательная способность населения и доходы станут падать сильнее, а инфляция, напротив, устремится вверх.

Налог с продаж впервые появился в 1990 г., но не оправдал ожиданий, и его вскоре заменил НДС. Вторично его ввели в 1998 г., но в 2003 г. Конституционный суд установил, что его взимание со стоимости товаров, покупаемых индивидуальными предпринимателями, противоречит Основному закону. Вторая причина отмены – затраты на сбор оказались выше поступлений. Наконец, нарастали политические и экономические издержки. Во времена президентства Медведева предлагалось восстановить налог с продаж, но – одновременно и резко снизив НДС. Тем самым можно было бы избежать двойного пресса. Однако теперь на все резоны «против» глаза закрыли. РБК, ссылаясь на источники в правительстве, пишет, будто поручение о проработке соответствующих предложений Минфина подписал Президент России, а законопроект готовится к осенней сессии. Однако, по словам пресс-секретаря Пескова, президент не высказывал своего мнения, а идея не проработана до конца: «Какова вероятность того, что пойдет дождь? 50 на 50. Вот и в этом вопросе вероятность 50 на 50».

Тем не менее глава Минфина Силуанов уже рассчитывает на поступление в бюджет от налога с продаж 200 млрд руб. с 2015 г. Правда, не все губернаторы готовы вводить его. Две-три дополнительные сотни миллионов по сравнению с миллиардными долгами – не тот бонус за риск: ведь Москва оценивает их деятельность, в том числе и по уровню инфляции, которая, как уже говорилось, не замедлит подпрыгнуть.

«Налог с продаж плюс повышенный НДС, – преду-преждает Сергей Беляков, зам. главы Минэкономразвития, – не только увеличат нагрузку на конечного потребителя, но и ухудшат экономику предприятий, что потянет снижение рентабельности. Прибыли у компаний и без того нет – мы это видим по динамике налога на прибыль. Вместо того чтобы бороться за эффективность госрасходов и инвестрасходов госкомпаний, мы ухудшаем положение субъектов экономической деятельности и снижаем предпринимательскую активность».

Можно усомниться в объективности г-на Белякова – он отстаивает интересы своего ведомства. Но вот еще одно суждение. «Несмотря на распространенное мнение о простоте взимания, на практике налог с продаж создаст серьезные проблемы администрирования и приведет к реальному увеличению нагрузки на малый бизнес… Налоговым органам придется перестраивать свою работу с тем, чтобы контролировать уплату налога сотнями тысяч розничных торговых точек… А в России субъекты малого предпринимательства формируют более половины всего оборота розничной торговли…». Это пишет Илья Трунин, директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина, тем самым противореча инициативе непосредственного шефа.

Уже сейчас опросы Центра конъюнктурных исследований ВШЭ показывают: от 36% до 52% руководителей в разных отраслях называют налоги помехой развития. А что будет дальше?

Но это – не все фискальные сюрпризы. Недавно наш бесстрашный глава Минфина огласил предложение – с 2015 года лишить бесплатного лечения неработающих, включая 5 млн студентов, кроме детей, пенсионеров и официальных безработных. И это предложение закреплено в «Основных направлениях бюджетной политики» на 2015–2017 годы. «Люди, которые не работают по собственной воле, должны принимать участие в оплате медицинских услуг, иначе за них через региональные бюджеты это оплачивают другие», – объяснил логику анонимный чиновник правительства. Эксперты эту меру назвали неконституционной, но кто сегодня оглядывается на Основной закон страны? А кроме того, логика анонима с изъяном: ведь неработающие сегодня платили налоги вчера, и они шли на лечение других людей!

Доплачивать за обязательную медпомощь по 18% (3,4 тыс. в год) от того, что дают региональные бюджеты, придется почти 43 млн россиян, а официально работают лишь 41,5 млн, включая пенсионеров. Вице-премьер Голодец в 2013 г. оценивала размер «тени» на рынке труда в 40-45%, что соответствует 30-34 млн человек. Ну вот теперь правительство мудро решило: бороться с этой «тенью» бесполезно (не можем, не умеем, не хотим – выбирайте сами), а посему рубануло прямо, по-силуановски: платите!

Однако Минфин не обошел вниманием и работающих легально: в тех самых «Основных направлениях…» есть еще одно предложение: со следующего года собирать взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС) со всей зарплаты работника – до сих пор облагали только меньше 45,2 тыс. руб. в месяц. Минфин не скрывает, что это – отказ от страхового принципа в госсекторе здравоохранения и тоже вызвано проблемами региональных бюджетов. Теперь, например, с зарплаты в 100 тыс. руб. работодатель должен будет ежемесячно отчислять дополнительно 3,1 тыс. Скорее всего, их станут вычитать из зарплаты, а не из прибыли предприятия. Силуанов ожидает увеличения поступлений в ОМС примерно тоже на 200 млрд руб. Срок повышения поборов пока неизвестен.

Особенно увеличивается нагрузка на машиностроение, обрабатывающие предприятия и сельское хозяйство, которые и без налоговых штучек чахнут. Эксперты предупреждают, что компании станут предпочитать иностранных работников, за которых взносы в ФОМС платить не нужно, а свои специалисты высокой квалификации могут переехать в Белоруссию или Казахстан, где фискальная нагрузка низкая.

Далее, налог на имущество заменяется налогом на недвижимость, который станут рассчитывать по кадастровой стоимости объектов. Уже писалось, что сплошь и рядом кадастровая оценка в разы выше балансовой и тем более – инвентаризационной, что важно для владельцев жилья, дач и гаражей. Регионы смогут вводить этот налог по мере готовности с 2015 до 2020 года, ограничивая темп его роста 20% ежегодно.

Для многих граждан выплаты увеличатся как минимум в три раза. Особо спорят о налоговых льготах, которые сохранены для некоторых категорий людей, но с заметными ограничениями, прописанными туманно. Например, эксперты называют пункт 3 статьи 405, где говорится, что «налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, не используемого в предпринимательской деятельности, по выбору налогоплательщика». Так можно претендовать на льготы как для гаража, так и для дачи, и квартиры или нельзя?

Этот закон притормозили 10 лет назад потому, что не было полноценного кадастрового учета. Но им не пахнет и сегодня! За это время окончательно развалено геодезическое хозяйство страны, и специалисты «привязывают» к местности те же садоводческие общества условными системами координат. Немудрено, что при межевании территория одного «наезжает» на владения другого. Вторая капитальная причина – ущербный рынок земли, искажающий цены. Только что Госдума приняла наконец-то долгожданные поправки в Земельный кодекс, который эксперты назвали Декретом о земле. Он открывает возможности масштабной приватизации. До сих пор, на 1 января 2013 г., муниципалитетам, у которых земля по идее должна служить экономическим и финансовым фундаментом, принадлежало 0,3% фонда, регионам – 0,5%, гражданам и юридическим лицам – 7,8%. Зато в федеральной собственности 45% га. Но еще больше земель либо не разграничены, либо на них не оформлены права собственности. И о какой объективной кадастровой оценке можно говорить? А коли так – новый налог породит еще и очередной виток коррупции.

С 2019 г., скорее всего, повысят с 13 до 15% и налог на доходы физических лиц. Ну, эта благодать в особых комментариях не нуждается.

Из «льготников» малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, использующих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, с 2015 г. исключат общественное питание, торговлю и бытовые услуги, а остальные сектора обещают освободить от налога на имущество. Понятно, что вместе с отчислениями в ФОМС малому бизнесу не поздоровится.

Газете «Ведомости» министр Силуанов сказал: «Время простых решений для бюджета прошло». Я бы добавил: настало время решений примитивных. А что-нибудь поумнее нельзя придумать? Но об этом – в следующий раз.

Игорь Огнев, Тюменская Правда №131 от 25 июля