Печать

ПАССИОНАРНЫЙ АЛЬТРУИСТ. КОНВЕЙЕР ШЕДЕВРОВ

К 30-летию фонда «Возрождение Тобольска»

Чем богат Благотворительный фонд «Возрождение Тобольска» – так своими друзьями и помощниками.

Среди них – известный тюменский предприниматель, президент Ассоциации нефтегазосервисных предприятий России Владимир Александрович Борисов.

В канун 30-летия Фонда он ответил на вопросы писателя Анатолия Омельчука.

Омельчук: Владимир Александрович, знаю Вас как большого книжника. Вы в книжных проектах Фонда «Возрождение Тобольска» что больше цените: произведения книжного искусства или само содержание издаваемых книг?

Борисов: Разве можно разорвать? Это неразрывно. Уже почти 30 лет книжные издания Аркадия Елфимова – это, если можно так выразиться, конвейер шедевров. Каждый из них остается уникальным, но все они идут потоком, по нескольку в год. Искусство тобольской книги Миллениума – не просто мировой уровень, а событие культуры Миллениума. На собственном примере: мне невозможно разорвать книжный шедевр и контент.

Об «Евангелии» Достоевского много написано и говорено. У меня это издание есть. Елфимов не только факсимильно феноменально и филигранно воспроизвел подлинное достоевское «Евангелие» 1824 года, подаренное ему женами тобольских декабристов, которое сопровождало на каторге, в ссылке   по жизни до самой смерти нашего почитаемого классика.

Читаю елфимовское достоевское Евангелие, держу в руках эту драгоценную книгу, и вдруг ощущаю себя… Достоевским. Невероятно! Читателем Достоевским. Я испытываю чувства, которые наверняка испытывал читающий Достоевский. На миг, на мгновение, но это чувство во мне родилось. Великий читатель Федор Михайлович со мной поделился радостью и восторгом, который он всегда испытывал читая Тобольское Евангелие. Мудрости постижения.

- Катарсис?

- Да, но это помощнее «Фауста» Гёте и какой-нибудь невнятной     «Моны Лизы» в Лувре. Книга, изданная Аркадием Елфимовым – часть моего земного бытия, событие моей личной жизни. Жизнь состоялась!

Омельчук: После такой вершины остальные елфимовские издания – так, холмы. Тобольское холмогорье?

Борисов: Не скажи. Только что запоем, на едином дыхании прочел сразу три тома его четырехтомника «Тюмень – столица деревень». В детстве так взахлёб не читал. Это издательский подвиг. За пять веков своего существования Тюмень такого издания в свою честь не знавала, не ведала. Настоящая социальная энциклопедия крестьянской и рабочей жизни первого города Сибири, освоения Сибири. Мне особо легли на душу крестьянские, купеческие истории. И ведь каков хват, этот Елфимов! Он же не стесняется – он гордится: «столица деревень!» Он опору нашей родной державы показывает широкомасштабно. Привлечь десятки ученых энтузиастов с краеведами, все тюменские прещпекты и закоулки пройти, учёно разобраться в тайнах тюменских веков, описать в подробностях житьё-бытьё окрестных деревень – это под силу только человеку основательного сибирского корня. Гимн Тюмени.

    Не случайно книга вышла на старте третьего тысячелетия. На всё тысячелетие вперед тюменцам, юным и пожившим, хватит что почитать. Почитать и почтить.

    А четырёхтомное фундаментальное издание «Северный морской путь!» Монумент отважным россиянам, освоившим эту самую сложную арктическую Арктику. Замечу, в 21 веке эта тема, тема едва ли не самая актуальная. Если мне память не изменяет, в нашей державе есть академический институт Арктики и Антарктики. Так вот: на что не решился целый специализированный институт, рискнул наш друг Аркадий.

    За «Тюмень – столицу деревень» Елфимов честно достоин звания «Почетный гражданин Тюмени» (кстати, он же урожденный тюменец), а за «Северный морской путь» – почетный профессор Института Арктики. Я бы ходатайствовал.

    Все издания Елфимова – стопроцентно «в яблочко». Как актуальны именно сегодня менделеевские «Заветные мысли» и его книга «К познанию России». А «20 имен Тобольской истории» – монумент памяти. Непревзойдены его елфимовско-ершовские «Коньки Горбунки» с рисунками самых мощных современных русских художников.

    А с чего начинал Аркадий Григорьевич! Его ремезовские «Атласы», изданные так, как не видела просвещенная Россия весь 20-ый век – это же государственный подвиг. Отыскал, расшифровал, нашел комментаторов нашел мудрых книжников и искусных печатников, даже «раскулачил» Гуфтоновскую библиотеку Гарвардского университета. Но издал непревзойденно.

    В свое время Ремезовская карта Сибири украшала кабинет Петра Великого. А эти сибирские атласы Ремезова тогдашний тюменский губернатор Сергей Собянин подарил Президенту Путину. Настоящий сибирский подарок.

    Россия, понятно, знает Аркадия Елфимова, но, на мой взгляд, до сих пор не оценила его по достоинству.

    Елфимов своими изданиями открывает новые невероятные возможности и отечественной, и мировой книги. Мы читаем книгу – глазами? мозгами? сознательно-бессознательно – то, что называется душой?

    Книги «Возрождения Тобольска» не только для собственного знания, познания России, но и роста читающей души.

Омельчук: Когда хочется поныть о России – пример Елфимова вдохновляет?

Борисов: Его оптимизму можно только удивляться. Сколько лет он возился с памятником великому Александру Алябьеву – соловью России! Но – пробил! До сих пор много нерешенных проблем с его удивительным, лучшим в Северном Полушарии планеты ботаническо-ландшафтным парком «Ермаково поле»!

    Он весь в нешуточных долгах, но рискует на всё новые и новые проекты.

Омельчук: Елфимова можно понять?

Борисов: Этого авантюриста я понимаю не всегда, но всегда ему удивляюсь и самого себя ценю за счастье быть его современником и помогать ему.

    Жаль, только, что Елфимова не понимают власти, и если не мешают, то помогают весьма скромно.

Омельчук: Возразил бы, Владимир Александрович. Масштаб елфимовского альтруизма труднопостижим не только власти, но и современникам. Впрочем, он достигает своих целей и высокопоставленных планок, чаще всего тогда, когда власти ему не помогают. Сдаётся мне, это необходимое для него условие: достигать своего благодаря исключительно себе. Не помогают власти – значит, он своего обязательно добьётся и достигнет.

Борисов: Можно согласиться но, чтобы власти всех уровней и ценили его помощнее и помогали поэнергичней. Таких людей много не бывает.

Омельчук: Как определим нашего современника Аркадия Елфимова? Одержимый?

Борисов: Неудержимый. Азартный. Пассионарий.

- Пассионарный альтруист.
- Да, он достигает своих целей, и всё отдаёт людям.

Омельчук: Елфимов олицетворяет собой Российский Ренессанс старта Третьего Тысячелетия.

Борисов: У него ещё всё впереди.

    Пожелать Аркадию Григорьевичу можно только долгой и здравой жизни. Многие лета.

- Елфимов незаменим?

Борисов: Да, без него Россия – сирота. Без него народ неполный. Живи, Аркадий, долго – России ты необходим особенно в наши времена.

Автор:  А. Омельчук