Военные, полицейские, образование и наука
На прошедшей неделе исполнилось полгода с момента формирования нового правительства. Особенности нынешнего правительства отражаются в различных рейтингах, в том числе в рейтинге «Финансовая влиятельность министерств». Рейтинг основывается на проекте бюджета 2013 года (на прошлой неделе его приняла Госдума).
Большая двойка
В лидерах по объему средств – Минобороны и МВД. Согласно бюджетным планам у Сергея Шойгу в распоряжении будет 1 триллион 361 миллиард рублей. У Владимира Колокольцева – 1,1 триллиона рублей.
Средства, подконтрольные двум силовым ведомствам, почти на 40 процентов превышают средства, предоставленные всем остальным 17 министерствам вместе взятым.
Следует отметить, что МВД ещё в 2012 году вплотную приблизилось к МО по объему подконтрольных средств – результат произошедшего двукратного увеличения бюджета министерства. Сегодня расходы МВД сопоставимы, например, с расходами всего бюджета Украины.
– По разделам бюджетной классификации – национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность – совокупные расходы уже сейчас больше четверти расходов федерального бюджета, – говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. – В последние годы мы наращиваем расходы, связанные с повышением обороноспособности страны. Расходы на правоохранительную деятельность также возросли непропорционально расходам по другим разделам федерального бюджета. Это связано не только с повышением зарплат, но и с корректировкой полномочий органов власти разного уровня. И получилось, что расходы на силовой блок завышены по отношению ко всем другим. Хотя формально, если смотреть на разделы бюджетной классификации, социальная политика по расходам номер один. Однако это с учетом больших трансфертов в Пенсионный фонд. То есть в реальности самые значительные социальные расходы – пенсионные. Поэтому нужно признать: наш бюджет остается достаточно сильно милитаризированным. Плохо это или хорошо, должны решать политики, а не финансисты. Единственный вопрос, который возникает у экспертов, – его задал Алексей Кудрин еще в бытность министром финансов: зачем было проводить масштабные реформы в той же милиции, если они не приводят к адекватному повышению эффективности?
– Рост расходов на силовые ведомства в большой степени обусловлен реформой армии и реформой в МВД и принятием решения о росте зарплаты военных и полицейских. Кроме того, функции Минобороны и МВД закреплены только на федеральном уровне, – поясняет первый зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева. – Однако через те же министерства социального блока, которые согласно цифрам в федеральном бюджете распоряжаются не таким большим объемом средств, идет часть средств в регионы, в частности, по целевым программам. То есть и эти средства находятся в определенной степени у них под контролем. К тому же, например, Минсоцзащиты во многом определяет расходование средств Пенсионного фонда, а это около 6 триллионов рублей. Поэтому влиятельность Минсоцзащиты весьма высока. А Минздрав фактически определяет расходование средств Фонда обязательного медицинского страхования – около 1 триллиона рублей. Надо смотреть и по функциям. Например, функции Минздрава и Минобразования есть в других министерствах: через них транзитом проходят деньги на некоторые госпрограммы. Есть и технические моменты. Когда принимается бюджет, то зачастую обозначаются расходы, по которым решения будут приняты позже, но они уже планируются, «висят» в резервах Минфина. Уже в процессе исполнения бюджета они передаются ведомствам как главным распорядителям. Например, в резервных статьях бюджета-2013 учтено повышение зарплат бюджетникам. Потом, когда решение будет принято, деньги будут переданы отраслевым министерствам как главным распорядителям. А они их распределят по регионам.
Деньги, понятно, немалые.
Большим деньгам – большие управители
По численности центральных аппаратов в безусловных лидерах силовики: самый многочисленный – у Минобороны, более 10 тысяч человек, МВД – свыше 9 тысяч. На третьем месте МИД с аппаратом в 3,1 тысячи человек.
Для сравнения: в центральном аппарате МЧС, где работает 825 человек, входят 11 департаментов, 11 управлений, аппарат министра, пяти его заместителей, и, в общем-то, – все.
Основная сеть спасателей – от кинологов до саперов – раскинута в регионах. Общая численность личного состава МЧС в 83 главных региональных управлениях составляет около 300 тысяч человек.
Численный перевес аппаратов силовых ведомств над полувоенным МЧС имеет ряд объяснений. В центральные аппараты Минобороны и МВД входит и часть личного состава. Аппарат и департаменты – лишь верхушка административного айсберга.
«У нас к центральному аппарату относятся не только те, кто сидит на Арбатской площади, – пояснят источник в Минобороны. – Сюда же входит Генштаб, главкомы всех видов и родов вооруженных сил. Главкомат ВВС, главкомат сухопутных войск и даже переехавший в Санкт-Петербург штаб ВМФ. Командующие военными округами и какая-то вертикаль вокруг них тоже относятся к центральному аппарату. В общем, это огромная пирамида. Кроме того, в реальности людей явно меньше. Десять тысяч – предельная численность, утвержденная президентским указом. Но вовсе не означает, что все места заняты».
Насколько оптимален штат МО, финансовые эксперты сказать затрудняются. Однако напоминают: сейчас он в четыре раза меньше, чем еще четыре года назад. В результате оптимизации численность центрального аппарата МО сократилась с 51 тысячи в 2008-м до 13,4 тысячи человек в 2011 году. Цифры в прошлом году назвал бывший тогда начальником Генштаба Николай Макаров.
В центральный аппарат МВД, помимо организационных и аналитических структур, включает в себя восемь главков (уголовный розыск, вневедомственная охрана, безопасность дорожного движения и др.), следственный департамент, национальное центральное бюро Интерпола, главное командование внутренних войск.
Насчет эффективности центрального аппарата МВД финансовые эксперты не распространяются (не их тема). Ну а «по ощущениям», профессионал Владимир Колокольцев внушает надежды.
Если же говорить о численности, то на первом месте – МВД (1,1 миллиона полицейских), на втором – Минобороны (в России 1 миллион военнослужащих).
На финансовом и аппаратном фоне двух силовых министерств, остальное выглядит бледно, а то и просто теряется.
Минобрнаука и все остальные
В след за «силовой двойкой», по финансированию, почти с трехкратным отставанием, идет Минобрнауки Дмитрия Ливанова – 391,5 миллиарда рублей.
В числе аутсайдеров недавно созданное Минвостокразвития, чьи расходы пока составляют менее 1 миллиарда рублей, Минкомсвязь Николая Никифорова (12,1 миллиарда) и Минюст Александра Коновалова с 12,6 миллиарда рублей.
Причем, согласно проекту бюджета-2013, у Минкомсвязи ожидается наибольшее снижение средств по сравнению с текущими ассигнованиями – более чем на 50 процентов. Объясняется это тем, просвещает «Коммерсант» , что в наступающем году нет финансирования по статье «проведение выборов президента РФ».
Снижение финансирования планируется по Минэнерго и Минрегиону. Это связано с завершением или приближением к завершению ряда программ: окончанием саммита АТЭС, завершением целевой программы по развитию Чечни и тем, что по Олимпиаде в Сочи большая часть расходов уже профинансирована.
Самый большой рост расходов в управлении на 2013 год запланирован по Минприроды – на 20 процентов. В случае с ведомством Сергея Донского это связано с тем, что чуть больше внимания уделено защите окружающей среды (программа развития водохозяйственного комплекса, сбор, удаление отходов, очистка сточных вод), что не может не вызвать одобрения.
Впрочем, и Минвостокразвития еще поборется за свое место под солнцем.
– Минвостокразвития только сформировано и будет еще бороться за то, чтобы быть главным распорядителем бюджетных средств по программе развития Дальнего Востока, – поясняет Оксана Дмитриева. – На эту программу планируется выделение больших средств. На прошлой неделе, кстати, Госдума приняла поправки в бюджет этого года о выделении 50 миллиардов рублей на развитие ТЭК Дальнего Востока, деньги войдут в программу развития региона.
Если же говорить об управленческих аппаратах, то они у гражданских министерств несравнимо меньшие. В Минвостокразвития пока лишь 253 человека. У Минспорта всего 275 человек, у Минкультуры – 329 человек. В среднем по численности в российском министерстве около 600 человек, просвещает «Эксперт».
Близко к немцам
Если сравнивать численность российских гражданских чиновников «с Европой», то в Европе, США, Канаде к госслужащим частично относят тех, кого у нас называют бюджетниками. Там врачи, учителя и ряд других работников бюджетных учреждений являются госслужащими. С учетом этого абсолютная численность госслужащих во многих странах много больше, чем у нас.
– Если же брать то, что называется core administration – центральный аппарат органов исполнительной власти, – существует показатель, определяющий отношение госслужащих к общему числу населения, – поясняет директор Центра развития госслужбы ВШЭ Николай Клищ. – В Израиле этот показатель 1,6 процента, Японии – 1,7, США – 2,1, Германии – 3,7, Греции — 4,2 процента.
В большинстве стран чиновники составляют 2–2,7 процента от общего числа жителей. В России – 3,5 процента. То есть мы находимся выше оптимального уровня, но не очень сильно, в европейские стандарты вполне укладываемся.
Сергей Шильников Тюменская Правда №219 от 29 ноября