Печать

Три способа признать недействительным решение антимонопольного органа

В ближайшее время вступит в силу новый административный регламент Федеральной антимонопольной службы1, на основании которого ФАС России и ее территориальные органы будут возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Поскольку штрафы за такие нарушения нешуточные, стоит разобраться, что изменится в административных процедурах по сравнению с прошлым порядком2, а заодно и освежить в памяти возможные риски для предпринимателей во взаимоотношениях с госорганами.

В появлении нового регламента возникла объективная необходимость. Дело в том, что прошлый регламент не соответствовал принятому уже после его утверждения Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о конкуренции). Еще одной причиной обновления регламента стало, безусловно, обобщение практики применения Закона о конкуренции.

Структурные изменения

Новый и старый регламенты принципиально отличаются друг от друга по структуре, да и в целом технических корректировок в новую версию этого документа внесено немало. Но интереснее, конечно, подробно рассмотреть содержательные изменения.Например, одно из полезных нововведений — уточнение о рассмотрении сроков заявлений и материалов. При их перенаправлении в другой антимонопольный орган срок рассмотрения заявлений (материалов) исчисляется со дня их регистрации в органе, принявшем их к рассмотрению.

Новым регламентом также расширен перечень способов представления заявлений. Кроме подачи лично, курьером или по почте представить заявление можно будет через многофункциональный центр или Интернет. В отношении почтовых отправлений в регламенте появилось новое требование: они должны направляться заказным письмом с уведомлением о вручении.

По старым правилам к заявлению следовало прикладывать только оригиналы документов или их копии, заверенные надлежащим образом. Однако что понимать под таким заверением, в регламенте не ракрывалось. Теперь точки над i расставлены — компании достаточно заверить копию документа подписью руководителя и печатью, а гражданину хватит личной подписи.

Информацию у компании может запросить комиссия органа ФАС

Несмотря на изменения в регламенте, о которых говорилось выше, основные права антимонопольных органов остались без изменения. В частности, право получать от коммерческих организаций документы и информацию (в том числе составляющую коммерческую тайну), необходимые для проведения проверки соблюдения антимонопольного законодательства. При реализации органами ФАС данного полномочия порой возникает вопрос о том, вправе ли комиссия антимонопольного органа по рассмотрению дела о нарушении законодательства, а не орган ФАС запросить такую информацию или документы. Президиум ВАС РФ в свое время ответил на данный вопрос утвердительно (см. постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 № 9532/10).

Однако ответственности за непредставление документов и информации (ч. 5 ст. 19.8  КоАП РФ) можно избежать, если компании удастся доказать факт неполучения субъектом соответствующего запроса. Например, если запрос был отправлен по электронной почте (см. Определение ВАС РФ от 23.07.2012 № ВАС-9311/12).

Необоснованность запроса антимонопольного органа установит суд

Документы и информацию, антимонопольный орган вправе запросить у компании путем направления ей мотивированного требования (ст. 25 Закона о конкуренции). Мотивировка запроса должна быть описана детально, содержать сведения, обосновывающие необходимость направления запроса, а также необходимость предоставления запрашиваемой информации.

Однако несмотря на такое вроде бы выгодное для компаний положение вещей, очевидно, что достаточность мотивировочной части подобных запросов — категория оценочная. И если компания посчитает, что антимонопольный орган недостаточно обосновал свой запрос, и не исполнит его, то можно со 100-процентной уверенностью утверждать, что в дальнейшем ей придется оспаривать административный штраф в суде. В судебной практике по таким спорам встречаются решения в пользу компаний (см. постановления ФАС Поволжского округа от 06.03.2012 № А65-18615/2011 и от 22.02.2012 № А            12-15018/2011      ).

Требование о представлении документов или информации вручается под роспись должностным лицом антимонопольного органа, проводящим проверку компании (ст. 25.4 Закона о защите конкуренции). Если такой запрос будет сделан в устной форме, компания вправе его не исполнять (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 11.04.2012 № А79-4618/2011).

Состав проверочной комиссии может помочь оспорить штраф

Еще одним вариантом эффективной защиты компании может стать требование о признании незаконным акта антимонопольного органа по причине незаконного состава проверочной комиссии.

В первую очередь речь идет о количественном составе комиссии, который согласно Закону о защите конкуренции изменяться не может. Закон предусматривает лишь возможность замены члена комиссии на основании мотивированного решения антимонопольного органа (см. ст. 40 Закона о защите конкуренции). И несоблюдение данного порядка является существенным нарушением процедуры рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства (см. постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2011 № А69-1982/2010 и Центрального округа от 22.03.2012 № А35-4527/2011).

Например, количественный состав комиссии нельзя увеличить. Это изменение может стать основанием для признания вынесенного такой комиссией решения недействительным в судебном порядке.

Во вторую очередь проверяемой компании стоит обратить внимание на легитимность комиссии. В основном это касается кредитных и финансовых организаций: в составе комиссий по рассмотрению дел в отношении этих организаций установлены особые требования. Например, половину от числа членов комиссии должны составлять представители ЦБ РФ. Нарушение данного правила является существенным и достаточным основанием для признания незаконным решения, принятого от имени антимонопольного органа (см. постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2012 № Ф09-658/12).

В третью очередь следует проверить соблюдение процедуры ведения протокола заседания комиссии (ч. 2 ст. 45 Закона о конкуренции). Например, если резолютивная часть решения, принятого на заседании комиссии, не оформлялась и протокол заседания комиссии не велся, то такие нарушения суды признают основанием для отмены принятого антимонопольным органом решения (см. постановление ФАС Северо-Кавказкого округа от 10.11.2009 № А15-367/2009).

***

В заключение отметим, что новый регламент вступит в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования (на момент подписания данного номера газеты в печать документ не опубликован).


1 Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339, зарегистрирован Минюстом России 07.08.2012 № 25125.


2 Приказ ФАС России от 25.12.2007 № 447, зарегистрирован Минюстом России 31.01.2008 № 11067.

Валентина Осипова  "Экономика и жизнь",  №33 (9449) за 2012 год