КАК ДОЕДАЮТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Послание президента страны Федеральному собранию одарило немалыми сюрпризами. По словам Путина, несмотря на все проблемы, в текущем году прибыль корпоративного сектора обещает быть рекордной. При этом не все направляют заработанные деньги в инвестиции, которых ждут власти, чтобы ускорить экономику до обещанных 3% ежегодного роста. «Кто-то вкладывает в развитие своих предприятий и отраслей, а кто-то выводит дивиденды, – констатировал президент и добавил: – Посмотрим, как будет использована прибыль, и с учетом этого по итогам года будем принимать решения о возможной донастройке налогового законодательства, жду здесь от правительства конкретных предложений».
С одной стороны, озабоченность власти легко понять: чистый баланс прямых инвестиций по итогам 2020 г. оказался отрицательным. Российские резиденты вложили в зарубежные компании $ 6,3 млрд – вчетверо больше, чем наша экономика получила от иностранцев. В конце апреля президент Путин, встречаясь с представителями французского бизнеса, прямые инвестиции которого упали на четверть, сулил всякие поблажки. Но почему из страны бегут доллары, франки, фунты стерлингов? Да потому, что, рассорившись чуть не со всем миром, Россия окутала своё будущее завесой плотного тумана. И кто в здравом уме станет вкладывать большие деньги в неизвестность?
Верно то, что у крупных наших корпораций, таких, как «Норникель», прибыль за пандемийный год выросла, и нешуточно. Коллеги Потанина с начала года добавили в закрома $28 млрд. Однако, во-первых, у частных компаний перед глазами пример корпораций государственных, таких, как Газпром. «Наше всё» в 2020-м уронило прибыль к предыдущему году в 9 раз, а добыча газа упала. Но это не помешало увеличить выплаты членам правления до 1,711 млрд руб. против 1,331 млрд годом ранее. Вряд ли эти деньги вложены в корпорацию, коли она погрязла в долгах.
Во-вторых, правильно ли принуждать бизнес к инвестициям? Да еще руками налоговой инспекции, у которой, по закону, совсем другие функции? По мнению экономиста Игоря Николаева, директора Института стратегического анализа компании ФБК, негоже использовать арсенал командно- административных методов: «У нас какая-никакая, но пока еще рыночная экономика. Когда в такую экономику привносится инородный элемент, становится только хуже».
Есть и в-третьих. Хотя глава Минфина Силуанов клянется, что в России общий уровень налогов на компании чуть ли не самый низкий в мире, анализ Александра Аузана, декана экономфака МГУ, показывает обратное: уровень высочайший, 47%. А президент грозится поднять еще выше? И это – в кризис, раскручивающийся пандемией, когда власти крупных стран налоги снижают?
Фискальная идея ярче всего показывает истинное отношение государства к бизнесу. И не только к крупному. Куда трагичнее положение малого и среднего: по итогам 2020 г. прибыль в секторе просто рухнула – рекордно за последние 12 лет.
Но сначала посмотрим, что с экономикой. В глазах Росстата она пострадала не так сильно, как в большинстве крупных стран: ВВП сократился на 3,1% против 3,4% в среднем по миру, на 6,8% – в зоне евро, на 3,5% – в США и на 9,9% – в Великобритании. В I кв. 2020 г. ВВП упал, по оценке Минэка, примерно как в IV кв., а на 2021 г. ведомство чуть снижает прогноз роста – меньше первоначальных 3,3%. Теперь сравните. США: за I кв. ВВП вырос на 1,6% – на 6,4% в годовом исчислении. Китай: рост в I кв. на рекордные 18,3%. И другие крупные экономики демонстрируют подъём, а не российское падение. Это результат беспрецедентной поддержки предпринимательства и частного спроса, тогда как российские меры прямой помощи населению составили ничтожные 0,8% ВВП, а бизнесу – 0,7% ВВП (оценка МВФ).
Теперь государство, по выражению экспертов, доедает предпринимателей. Скорость вымирания установила многолетний рекорд. Суммарно, по сравнению с пре- дыдущим годом, бизнес недополучил свыше 3,82 трлн рублей. Число действующих компаний падает пятый год подряд. По итогам 2020 г. их стало меньше на 8,2%, а годом ранее – на 8,3%. То есть за два года улетучился каждый шестой бизнес, или порядка 600 тыс. юрлиц. Налоговая обанкротила в 1,5 раза больше предпринимателей: по этой причине исчез каждый третий. Фискальные взыскания практически не снизились: хотя власть объявила мораторий на банкротство, налоговые отсрочки и поддержку проблемных секторов, ФНС изъяла просроченные 930 млрд против 985 млрд годом ранее. Ну а на выживших зарплаты упали на 17%.
По данным последнего опроса Института роста экономики им. П.А. Столыпина, поддержку смогли получить лишь 42% субъектов МСП. Её общий объем составил 5-6% ВВП, а в развитых странах – от 12% до 33%.
В конце апреля стало известно, что правительство готово пустить под нож программу поддержки МСП. Теперь на льготные кредиты до 2-х млрд может рассчитывать только средний бизнес. Малому сулят кредиты до 500 млн, а микропредприятиям – лишь до 200 млн. Кроме того, срок субсидирования банков на снижение ставки сократится с 10 до 5 лет, а максимальное время договора на пополнение оборотных средств снизится с трех лет до года. Есть и другие ужесточения.
Не отстает от правительства «Единая Россия». С её подачи в Госдуме готовят законопроект о помощи безработным взносами работодателей. Против выступал новый глава Минтруда Антон Котяков, однако его не услышали, упирая на социальную ответственность бизнеса. «Но что это такое – не до конца понятно, – говорит Андрей Карпов, председатель правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла. – На мой взгляд, тот факт, что бизнес существует, работает, платит налоги и создает рабочие места, уже является его социальной ответственностью. В противном случае бизнесу предлагается умереть, но социальную стабильность обеспечить. А что завтра будем есть?»
Нацпроект по поддержке малого бизнеса требует к 2024 г. увеличить число занятых с 15 до 25 млн человек, а его вклад довести до 37% ВВП. На эти цели планируется выделить 480 млрд руб. Но если за 20 лет так и не удалось перепрыгнуть долю МСП в 20% (а на самом деле – в 10%), то вряд ли цели нацпроекта достижимы. Раньше ведь тоже вроде выделяли деньги из казны на поддержку МСП. Но раздавали их чиновники, и, по оценке Счетной палаты, предпринимателям досталось 0,1%. Куда ушли остальные – выяснить невозможно, сетовал директор департамента по экспертно-аналитической и контрольной деятельности СП Вениамин Симонов. Что ж, чиновники – тоже люди, и в период первоначального накопления капитала у них аппетиты повышенные.
Куда ярче общих цифр впечатляют отдельные сюжеты поедания предпринимателей. Я говорил, что власть объявила в прошлом году мораторий на разные проверки. И хотя контрольные ведомства не удержались, но общее число всё-таки сократилось. А недавно замглавы Минэка Алексей Херсонцев заявил, что количество проверок бизнеса увеличится в 2021 г., хотя пандемия и не думает кончаться. Визиты нередко оборачиваются экзотикой. Например, липецкий предприниматель Геннадий Пустовалов задним числом узнал, что оштрафован после проверки, на которую его пригласить не удосужились, хотя по закону обязаны. Оказывается, претензий к оплате киловатт нет, но размагничена пломба на счетчике, к которой работники предприятия не имели доступа. Отдай 17 млн (!) рублей и не греши! Теперь предприниматель судится: этих денег ему хватило бы оплачивать электричество 14 лет. Да и штраф даже на 1-2 млн для такого бизнеса – гроб с крышкой, а для сетевиков – бизнес.
Между прочим, «Россети» – компания государственная. Борис Титов, уполномоченный при президенте РФ по защите прав бизнеса, приводит массу случаев, когда его подопечные, исполняя государственные и муниципальные заказы, оплату ждут месяцами, а то и годами! Причем заказчики в открытую заявляют: хотите свои деньги получить – идите в суд, а пока они покрутятся у нас. Даже с учетом процентов и всех судебных издержек им выгоднее крутить деньги как можно дольше. Ни один банк подобных условий по кредиту не предложит.
Не дремлют и налоговые инспекции. Они вспомнили норму закона о валютном контроле, «спящую» 16 лет. Три компании оштрафованы за невозврат выручки по зарубежным строительным контрактам на 376 млн руб. Похоже, угроза президента начала работать.
Кроме поборов, вдруг возникли административные рогатки. Например, компаниям, использующим иностранное оборудование, для его отладки сложнее вызвать зарубежных специалистов. Тормозится запуск новых производств, теряется прибыль и, между прочим, налоги с неё, но чиновникам «до лампочки». Шпионов ищут?
– Наше государство скроено по латиноамериканской модели, где очень силен дирижизм, а люди рассматриваются не как цель, а как ресурс для управления и поддержания жизнеспособности государства, – говорит завотделом рынков капитала ИМЭМО РАН Яков Миркин. – Населению в этой конструкции отведена роль материала для государственных вертикалей, подозрительно напоминающих феодализм. Но такое государство крайне нестабильно, поскольку модель экономики, лежащая в его основе, чрезвычайно подвержена рискам, колебаниям, и, собственно говоря, она тупиковая. На вертикалях, на сверхцентрализации нельзя получить динамику и выстроить инновации.
– Сейчас и бизнес, и государство на распутье, – считает Антон Свириденко, директор Института роста экономики им. П.А. Столыпина. – Государство по привычке хочет «прикрыть дверцу» малому и среднему бизнесу. Нет сомнений, у «антипредпринимательских» групп готов очередной пакет регуляторных осложнений, который пока придерживается до полной ясности ситуации с пандемией.
Бизнес, по мнению Свириденко, ждёт от государства четких сигналов о том, будет поддержка или нет. Какая? Первое – доступность капитала. Он традиционно дороже, чем за рубежом, а возможности получить его несказанно ниже. Второе – снижение налоговой нагрузки хотя бы до мирового уровня. Третье – изменить структуры МСП: от торговли и простых услуг – к производственным предприятиям. Нужны специальные промышленные парки в крупных городах на особых условиях финансирования, спецналогов и бесплатной аренды. Ну и четвертое – административное давление. Мораторий на проверки сделать вечным. Факты во время пандемии показывают: инциденты не растут сильно или даже падают, хотя проверок было меньше. Значит, они не достигают своей главной цели – снижения рисков для общественной безопасности. Система нужна полностью другая, и здесь следует довести до конца новые законы о контроле и надзоре.
Тогда в нашей экономической жизни появится хоть и слабая, но всё-таки надежда на перелом. Если же нет – ждите очередное сворачивание НЭПа и закручивание гаек.
Источник: Игорь ОГНЕВ, Тюменская правда, № 18, 13 мая 2021 г.