Печать

Бензин не для всех

Действия правительства провоцируют дефицит топлива

Независимый топливный союз 9 июня выступил с заявлением о том, что бензин в России к концу года может подорожать до 100 рублей за литр. Этот сценарий реализуется, если правительство попытается директивно заморозить розничные цены на горючее, заявили в НТС. В этом случае 15 тысяч независимых сетей АЗС, которые сейчас обеспечивают 60% рынка и часто работают в убыток из-за перекосов в российской энергетической отрасли, будут вынуждены закрыться вместе со значительной частью топливной инфраструктуры страны. Монопольное положение крупнейших нефтяных компаний усилится, а это неизбежно приведет к повышению ценников на автозаправках.

Вице-премьер Дмитрий Козак назвал этот прогноз «апокалиптическим» и пообещал, что правительство не допустит такого скачка цен на моторное топливо. Разумеется, Независимый топливный союз отражает экономические интересы определенной группы АЗС и не может претендовать на абсолютно объективную аналитику, а цифра в 100 рублей за литр бензина выбрана для пущей убедительности. Но определенные поводы для беспокойства все же есть.

Владимир Путин в ходе «прямой линии» возложил ответственность за топливный кризис на правительство, деликатно объяснив его «неточным регулированием в сфере энергетики». Арсенал инструментов правительства недостаточен для того, чтобы остановить подорожание горючего. Не помогают не только интервенции ФАС, которая регулярно возбуждает антимонопольные дела против нефтяных компаний и топливных трейдеров, но и прямые финансовые стимулы со стороны правительства. Так, несмотря на экстренное вмешательство властей и снижение акцизных ставок — вместо 11 892 рублей за тонну акцизы останутся на отметке в 8213 рублей, — среднероссийские цены на бензин в ряде регионов продолжили расти. Налоговые послабления в лучшем случае замедлят этот процесс, поскольку индексация акцизов сама по себе не могла привести к повышению цен на горючее на 8% (в 5 раз больше официальных показателей инфляции за тот же период).

Соглашение правительства о сдерживании розничных цен на бензин и дизельное топливо в обмен на смягчение акцизной политики было достигнуто с лидерами рынка, которые привыкли игнорировать позицию независимых АЗС. Власти ведут диалог с вертикально-интегрированными гигантами, которые охватывают всю производственную цепочку — от добычи нефти на скважине до переработки и розничной продажи.

Это связано с ключевой особенностью российской нефтяной отрасли: маржинальность между разными звенья­ми производственной цепочки нефтепродуктов распределяется крайне не­равно­мерно. Компенсировать убыточность розничной торговли за счет оптовой торговли и экспортной деятельности могут только крупнейшие компании. Зарубежные поставки нефтепродуктов при текущей рублевой стоимости нефти гораздо выгоднее, чем продажи внутри страны. Независимые АЗС лишены такого выбора и вынуждены принимать де-факто картельные правила игры, которые им диктует «крупняк». К примеру, с марта по начало июня оптовые цены выросли в среднем в два раза сильнее, чем цены на заправках. Для нормальной доходности АЗС розничная стоимость моторного топлива должна была бы приблизиться к 47 рублям за литр.

При этом розница — это единственный сегмент нефтяной отрасли, где сохраняется реальная конкуренция. В нефтедобыче и переработке более трех четвертей рынка контролируют четыре крупные компании, из которых две, «Роснефть» и «Газпромнефтегаз», принадлежат государству, а оставшиеся две, «Лукойл» и «Сургутнефтегаз», вполне лояльны властям. В прошлом году в производстве автомобильного бензина доля этих четырех компаний составила 86,6%. При такой структуре рынка независимые заправщики уже несколько лет дышат на ладан, зато властям легче действовать в режиме ручного управления.

Правительство не торопится под­ни­мать тему демонополизации нефтяной отрасли и ищет паллиативные меры, чтобы стабилизировать ситуацию. В начале июня Минфин выступил с предложением наделить правительство правом повышать пошлины на зарубежные поставки бензина, дизельного топлива и керосина до 90% от пошлины на нефть. Параллельно ведомство представило прямо противоположный по своим по­следствиям законопроект о завершении к 2024 году налогового маневра в нефтяной отрасли, который предполагает поэтапное обнуление экспортных пошлин. Это означает, что внутренний рынок станет еще менее привлекательным, а цены на бензин продолжат расти. Более того, сохранится жесткое бюджетное правило, которое не позволяет укрепиться рублю и тоже стимулирует экспорт нефтепродуктов.

Чтобы не допустить новых ценовых шоков, власти собираются субсидировать НПЗ, производящие бензин, через систему отрицательных и плавающих акцизов. Но пока население в состоянии платить, топливо будет становиться все менее доступным — странно ожидать другого от неконкурентного рынка.

Источник: Арнольд Хачатуров, Новая Газета