Печать

НАУКА ГЛАЗАМИ ГЕОЛОГОВ

Геология есть особая наука, которая изучает закономерности формирования и развития планеты в космическом масштабе. В практическом плане это сводится к открытию месторождений полезных ископаемых, нужных народному хозяйству. 

Зародившись в России в Петровскую эпоху, геология после Октябрьской революции получила быстрое развитие. Ее расцвет пришелся на брежневский период (1964-1982), когда за счёт сибирской нефти, открытой геологами, строились новые города, заводы, мощные атомные реакторы, энергетические установки ледокольного типа. Расходы на науку выросли в 2,5 раза. 

Смена руководства страны привела к хаосу во власти. Горбачев, Ельцин… Формирующиеся рыночные отношения сильно деформировали академическую науку. Востребованные специалисты стали уезжать за рубеж, особенно после заявления министра науки Бориса Салтыкова: «Вишневый сад российской науки должен быть вырублен». Но ведь, по сути, вся Россия – наш сад! И если от стука топора гибнет страна, то гибнет и наука. Надежда, что РАН станет авторитетным экспертным советом, который будет определять технологическое и экономическое развитие страны, не сбылась. 

Наукой сейчас правят финансисты. Может быть, В. Путину проще назначить президента РАН своим указом, как это сделал Лукашенко и когда-то – Муссолини? 

Конечно, исследовательская деятельность РАН продолжается. Достаточно назвать имя академика В.А. Коротеева – выдающегося специалиста в области палеовулканологии и металлогении, удостоенного престижной премии «Малахитовая шкатулка» имени П. Демидова. Познакомившись с новыми результатами сейсморазведочной томографии, он заключил: «Оказывается, всё воедино переплетено, соединено навсегда с той поры, как образовалась наша планета». 

В современной науке в одиночку многого не сделаешь. Огромное число наших ученых работают в совместных проектах за рубежом. Там высоко оценивают их персональный вклад, да и российскую научную школу в целом. К примеру, на протонном коллайдере Европейского центра ядерных исследований российские специалисты проводят совместные изыскания с учеными других стран, пытаются поймать знаменитую «тёмную материю» и «тёмную энергию». Считается, что именно скрытая энергия разгоняет Вселенную. Интересно, что данным уникальным экспериментом руководит сотрудник Института ядерных исследований РАН С. Гниненко. Было бы не худо физикам воссоздать технологию того, как на Земле образовались руды, драгоценные камни, а также нефть и газ, т. е. помочь геологам определиться с источником появления во Вселенной тяжелых химических элементов. Это направление представляется нам более предпочтительным с точки зрения экономии времени и денежных затрат, нежели пока малопонятный и куда более дорогостоящий проект «Тёмная энергия». 

Целесообразно прислушаться к тому, что говорит академик А. Хохлов: «Я считаю, что РАН должна была существенно перестроиться уже после реформы 2013 г. Однако она занялась спорами с ФАНО (Федеральное агентство научных организаций) о том, кто главнее. Академию буквально разъедает лоббирование ее членами собственных научных направлений. А это наносит урон репутации РАН. Может, поэтому затянули выборы с президентом Академии наук? 

Надо сказать о том, что в целом по России, включая Тюменскую область, резко завышен прогноз запасов нефти. Началось это примерно с 1963 года, когда запасы УВ в стране стали переоценивать в сторону увеличения. Если исходить из фактических объёмов поисково-разведочного бурения, то в период 2003–2008 гг. прирост запасов должен быть в интервале 1,5–1,8, а не 3,4 млрд тонн, отражённых в госбалансе. Это значит, что до 50% декларируемого прироста может оказаться непромышленным, а то и виртуальным. Между тем к северу от Сибирских увалов и на Гыданском п-ве вся нижняя половина осадочного чехла фактически не опоискована даже на таких крупных месторождениях, как Медвежье, Харасавэйское, Тамбейское и др. Как правило, на севере Тюменской области пробурены единичные скважины глубиной более 4000 м, в т. ч. и тюменская сверхглубокая скважина №6 с забоем 7502 метра. 

Что касается большой нефти… Практика добычи черного золота последних лет уже привела к её устойчивому обводнению до 60– 90%. Отечественные компании, по понятным причинам, с неохотой идут на глубину, но наличие больших залежей в ачимовских и юрских отложениях убеждает в высоком потенциале этих горизонтов. Например, на Восточном и Ново-Уренгойском месторождениях при глубине 3700 м суммарные запасы нового пласта ачимовских отложений составляют 46 млн т нефти. Большое значение имеет открытие месторождения «Победа» в Карском море. 

Следовательно, политика расходования госбюджета должна быть пересмотрена в сторону резкого увеличения средств на геологоразведку прежде всего на упомянутых территориях. При этом нужно помнить, что выявляемые вновь нефтяные месторождения только через 5-6 лет окажутся полностью разведанными. Столько же потребуется для вовлечения их в разработку. Поэтому финансирование должно быть равномерным по времени. Если же поступление средств откладывать на более поздние сроки, то может создаться положение, когда необходимый фонд запасов ещё не подготовлен. Вот тогда для страны действительно возникнет очень неприятная ситуация. 

Итак, чтобы завтра не оказаться перед необходимостью закупать нефть и перепродавать её в Китай, тем самым платить неустойку по обслуживанию нефтепровода «Восток» и доставке нефти в пункт назначения, нужно, пока не поздно, разворачивать поисковые работы на севере Тюменской области и в Карском море. Создавать там новый нефтегазоносный этаж. Наука должна давать прогноз, а не только объяснять сложные явления, вроде: почему взрывается звезда и образуются чёрные дыры. Ведь дыра в бюджете – это тоже катастрофа, но только земная. 

НА СНИМКЕ: тюменская сверхглубокая скважина № 6. 

Владимир БОЧКАРЁВ, к.г.- м.н., заслуженный геолог РФ, 

Владимир КОНЮХОВ, к.г.- м.н., отличник разведки недр, 

Фёдор БОРКУН, к.г.-м.н., член-корреспондент РАЕН

Источник: Тюменская правда