ХОРОШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – КЛЮЧ К РЕШЕНИЮ МНОГИХ ПРОБЛЕМ
«КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ»
Перемены в системе российского высшего и среднего специального образования сегодня не устраивают многих работодателей. Они заявляют: на производстве нужны не бакалавры и магистры, а хорошие инженеры и высокообразованные рабочие. Однако дело не в названии, а в качестве подготовки профессиональных кадров для отечественной промышленности. Этим вопросом озабочены предприятия топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Западной Сибири. Здесь всё чаще можно услышать реплику времён СССР: «Кадры решают всё».
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ РАБОЧИЙ – НЕ ФАНТАСТИКА
Вплотную к проблемам развития профессионального образования в Тюмени подошли весной 2014 года. Состоялся первый круглый стол, ставший ежегодным мартовским мероприятием. Проводит его Агентство нефтегазовой информации (Нижневартовск) при содействии Тюменского государственного нефтегазового университета (с апреля 2016 года именуется «Тюменский индустриальный университет») и областной ассоциации нефтегазосервисных компаний. Официальным спонсором является ПАО «ГЕОТЕК Сейсморазведка». Тогда обсудили вопрос взаимодействия власти, бизнеса и вузов в подготовке кадров для ТЭК, выработали резолюцию, которая дополнялась участниками круглого стола в последующие годы. Были официальные обращения в парламенты и органы исполнительной власти Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. А также рекомендации в адрес образовательных учреждений и предприятий. За три года в этой сфере произошло немало перемен, но жизнь ставит новые задачи.
30 марта в Тюмени прошёл очередной круглый стол, касающийся повышения качества подготовки кадров для ТЭК, но уже в разрезе его инновационного развития. Интерес к теме проявила компания «ГАЗПРОМ Геологоразведка», выступившая партнёром, а также другие нефтегазовые и нефтесервисные предприятия и образовательные учреждения. Всего более сорока участников. Работа была плодотворной. За день успели выступить семнадцать докладчиков, многие приняли участие в прениях, а вечером всем круглым столом отправились на экскурсию в Тюменский техникум строительной индустрии и городского хозяйства. Учебное заведение задействовано в движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills России), которое является одним из инструментов повышения качества среднего профессионального образования. Это движение и реализация новых образовательных стандартов, связанных с международными стандартами WorldSkills, легли в основу федерального проекта «Рабочие кадры для передовых технологий», поддерживаемых Тюменской областью.
Главной целью нынешнего круглого стола стала координация действий кадровых служб нефтегазовых и нефтесервисных предприятий, органов власти и образовательных учреждений в свете современных требований к специалистам сферы ТЭК. В связи с курсом отрасли на инновационное развитие предстоит сформулировать потребности нефтегазового сервиса, в этом году основной акцент предлагается сделать на подготовку квалифицированных рабочих кадров. Так, по мнению заместителя министра промышленности и торговли РФ Василия Осьмакова, в ближайшие 5-10 лет вырастет спрос на специальности на стыке инженерии, IT и рабочих навыков. Появятся универсальные рабочие, которые многое знают и многое умеют. Пока самые дефицитные кадры – хорошие сварщики. Как отметил замминистра, требования к рабочим на предприятиях постоянно растут, что в дальнейшем приведёт к повышению профессионализма специалистов. Для этого необходимо, чтобы система образования и промышленность находили общий язык. Министр подчеркнул: работа по их гармонизации уже ведётся на федеральном уровне – разрабатываются профессиональные стандарты и новые образовательные программы на основе требований промышленности. Однако разрыв между возможностями учебных заведений и желаниями предприятий сохраняется – в учебных заведениях готовят одних специалистов, а на производстве хотели бы видеть других. Немаловажный аспект – качество подготовки. В Минпромторге говорят: «Эта проблема везде решается по-разному. В больших компаниях есть корпоративные кадровые стандарты, и они сами «выращивают» себе специалистов, в том числе через стажировки, программы дуального образования. Бывает, инвестор начинает курировать какой-то колледж и отправляет на обучение преподавательский состав, чтобы затем готовить кадры «под себя».
ВЕРНУТЬ ПТУ И ТЕХНИКУМЫ
«Предприятия ТЭК нуждаются в специалистах среднего звена, при этом необходимо разделить их подготовку по уровням квалификации», – уточнил задачу Яраги Курбанов, директор Западно-Сибирского научно- исследовательского и проектного института технологий глубокого бурения (ЗапСибБурНИПИ) и член рабочей группы круглого стола. Один из тех руководителей, кто не благоволит к красиво звучащим понятиям «бакалавр» и «магистр», на выпуск которых сегодня нацелены высшие технические учебные заведения, объясняет: после вуза эти молодые специалисты не всегда востребованы как инженерно-технические работники. Вместе с тем на кадровом рынке ТЭК ощущается нехватка квалифицированных рабочих с практическими навыками – бурильщиков, помбуров, машинистов, операторов. Профессор Курбанов предлагает «возродить институт профессионально-технического (ПТУ, лицеи) и специального профессионального образования (техникумы, колледжи). Имеет смысл также разделить ведомственное подчинение высшего, среднего специального образования и подготовку рабочих кадров. ПТУ (лицеи) целесообразно отнести к компетенции субъектов Федерации, а техникумы (колледжи) к компетенции соответствующих профильных федеральных ведомств и (или) субъектов РФ». Считает: «Профессиональную подготовку учащихся в ПТУ, лицеях следует проводить с учётом потребностей предприятий, расположенных на данной территории». Что касается выпускников вузов, то нужно повышать их качество в ущерб количеству. И наоборот, выпускников техникумов должно быть больше. Учебные заведения обязаны увеличить ежегодные производственные практики, а к составлению учебных программ подготовки инженеров нужно привлекать ведомства, нефтегазодобывающие и сервисные компании. Такова точка зрения Яраги Курбанова, который советует «вернуться к лучшей советской практике подготовки кадров, через специалитет с выбором узкой специализации на заключительных курсах обучения».
СО ШКОЛЬНОЙ СКАМЬИ
А вот член-корреспондент РАН, профессор Тюменского индустриального университета Иван Нестеров считает: ориентировать молодёжь на будущую специальность надо со школьной скамьи. Известный геолог старается привить подросткам любовь к своей профессии. В университете, на базе научно-образовательного центра «Геология нефти и газа», которым Иван Иванович руководит, школьникам читают лекции. Учёный даже подготовил для детей учебные пособия, находящиеся сейчас на рассмотрении в Министерстве образования и науки РФ.
Остаётся надеяться, что на федеральном уровне появятся изменения со знаком плюс. А тем временем регион не бездействует. Об основных направлениях подготовки кадров в системе среднего профессионального образования рассказал Руслан Гуляев, курирующий эту сферу в областном департаменте образования и науки: «Система очень активно меняется, участвует в апробации и внедрении передовых практик, что является стимулом для роста. В регионе формируется качественный контингент учебных учреждений, на сегодня их восемнадцать. Это межрегиональный центр компетенций в области искусства и сферы услуг, ведущие региональные колледжи, специализированные центры компетенций, базовая профессиональная образовательная организация по инклюзивному образованию (Западно-Сибирский государственный колледж), центр непрерывного аграрного образования, дуальное образование во взаимодействии с партнёрами (шесть профессиональных образовательных организаций), центр робототехники и прототипирования. Тюменская система профобразования включена в схему подготовки кадров «под ключ» – взаимодействие учреждений друг с другом и производственными площадками». Пример совместной работы – компания «Сибур-Тобольск» и Тобольский многопрофильный техникум.
КАДРОВИК ИЩЕТ ЛИДЕРОВ
Поведали о своих потребностях и наработках в сфере подготовки кадров представители производственных предприятий и образовательных учреждений. ООО «Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системс» остро нуждается в квалифицированных кадрах, посетовал директор по сервису этой компании Алексей Савин. ООО «РН-Пурнефтегаз» не ждёт «с моря погоды», «разруливает» ситуацию самостоятельно – готовит рабочих в собственном учебном центре. Начальник отдела развития и оценки персонала ООО «РН-Уватнефтегаз» Елена Рудык заинтриговала участников круглого стола, очень интересно рассказывая о поиске управленческого (лидерского) потенциала в среде более чем полуторатысячного персонала посредством интернет-технологий. Елену попросили поделиться тестами. «С удовольствием!», – не отказала креативный кадровик. О проектах программы развития опорного Тюменского индустриального университета сообщили Людмила Габышева и Павел Евтин. Действительный член Российской академии естественных наук и Международной академии информатизации, профессор Василий Овчинников рассказал об образовательной программе подготовки магистров по направлению «Нефтегазовое дело, профиль, бурение», которые будут задействованы на строительстве скважин на месторождениях со сложными геолого-технологическими условиями. Время «лёгкой» нефти прошло, теперь добывать её будет намного труднее. Здесь требуются не только хорошо подготовленные, но и опытные специалисты. Значит, нужен другой подход и к обучению, и к практике.
НЕ ДОПУСТИТЬ РАЗВАЛА
Нужные параметры сможет обеспечить новый консорциум «Международный объединённый учебный центр», который планирует «непрерывное повышение квалификации специалистов, как элемент успешной работы нефтегазовой отрасли». Совет консорциума возглавляет экс-министр энергетики РФ Виктор Калюжный. На круглом столе в Тюмени выступил Александр Хавкин – президент консорциума, профессор трёх российских вузов, в том числе Государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина, вице-президент НП «СОЮЗНЕФТЕГАЗИНВЕСТ». Руководитель консорциума подтвердил: «Квалификация людей, которые определяют квалификацию нефтегазовой отрасли, сегодня достаточно низка. Любой технической отраслью должен управлять человек, имеющий техническое образование, а пока управляют малоэффективные менеджеры, что приводит к сбоям на производстве. Будем повышать квалификацию. Самое лучшее обучение и повышение квалификации должно происходить во время работы над конкретным проектом. Стоит задача – готовить таких специалистов, чтобы не допустить развала страны. Основой квалификации современных кадров являются инновационные технологии. Предстоит координация всех ресурсов, в том числе касающихся инновационной деятельности. На Западе это понимают, давно вкладывают огромные суммы в её развитие. У нас же экономят. Расходы на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. – Авт.) ниже, чем в других странах. Мы отстаём».
«Важно знать, что инновация – это уже внедрённое новшество, – уточнил профессор. – Что выпуск патентоспособной продукции экономически выгоден. Что инновационное недропользование основано на отраслевых нанотехнологиях. Задача специалистов – знать нанотехнологическую отрасль, чтобы наша страна стала страной с высокотехнологичным продуктом. А значит – богатой страной».
Источник: Тюменская правда №15