Печать

КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА, или ПОЧЕМУ ДАЁТ СБОЙ МАШИНА ГОСУДАРСТВА

Напомню, что Алексей Кудрин, глава Центра стратегических разработок (ЦСР), по заданию президента страны готовит программу реформ. Она может быть представлена к лету. Ожидания в обществе противоречивы. Некоторые группы и часть элит надеются на кардинальные перемены, простые люди боятся: опыт 90-х настораживает. 

Начинать Кудрин предлагает с государственного управления. Оно, по его словам, крайне неэффективно. И это правда. ЦСР анализировал причины провала ряда экономических стратегий. Это знаменитые майские указы президента Путина от 2012 года, приоритетные проекты по жилью, здоровью, образованию и АПК, а также «Стратегия-2020». Последняя, к примеру, исполнена менее чем на треть. Почти не притронулась власть к развитию общественных институтов, реального федерализма и местного самоуправления, к появлению новой модели роста экономики. 

 Откуда столь оглушительное фиаско? Во-первых, сохраняются идейные разногласия среди самих экспертов. Так, Столыпинский клуб во главе с бизнес-омбудсменом Борисом Титовым и Сергеем Глазьевым, советником президента страны, настаивает на «ручном управлении», а оппоненты резонно возражают: рыночная экономика так работать не может. Во- вторых, бревнами лежат административные барьеры и интересы, «а роль премьера в их координации недостаточна». Третья причина – противодействие лоббистов и групп влияния. Бороться с этим злом можно и нужно с помощью прямой и представительной демократии. Но здесь уже сфера «высокой» политики», куда ЦСР соваться не советуют. В таком случае о каких «широких» реформах стоит говорить, если тебе дозволено от сих до сих? 

На этом можно бы и точку поставить, но ведь язвы бюрократического рака сводят на нет потуги государственной машины. И в какую канаву она может зарулить? Я уже ссылался на данные академика Александра Дынкина, директора НИИ Мировой экономики и международных отношений РАН. За первое полугодие 2000 г. вышло 1717 федеральных нормативных актов, а за первое полугодие 2015 г. – уже 5169: по 28 штук в день. Контора пишет, но этот мутный поток не только парализует бизнес – условия работы меняются так быстро, что не успеваешь и глазом моргнуть. Если это называется стабильностью, то что, в таком случае, представляет собой хаос?! В начале февраля Минэкономики выпустило "Белую книгу регуляторной политики". За шесть лет работы «механизма регулирующего воздействия» от 30 до 40% нормативно-правовых актов признали вредными и забраковали, что сберегло бизнесу более двух триллионов! В 2016 г. лидировал Минтранс – 44% брака; на втором месте Минсельхоз – 37, а на третьем Минфин – 15%. "По-прежнему результатом "совершенствования законодательства", как ни парадоксально, становятся слабо проработанные, противоречащие и несбалансированные решения, которые обременяют непосредственных адресатов регулирования", – делает вывод Минэкономики. Но вот беда: «двойки» не блокируют появление новых документов, за что бизнес ежегодно расплачивается более чем 2,6 триллионами. Почему не иссякает поток нормативного мусора? Одна из причин – министерства не желают его отслеживать и оценивать: дескать, помеха работе. Другая причина – на стадии второго чтения в Госдуме процедуры оценки законопроектов тоже нет. К тому же под видом поправок часто вносятся и принимаются новые важные законы. Увы, и они с брачком. 

Парламентарии заслуживают отдельного внимания. В начале февраля опубликованы результаты исследования компании «Гарант». Эксперты ЦСР изучили период с 1994-го по середину 2016 года. За это время принято, да еще в спешке, 6,7 тысячи федеральных законов, но только 670 из них – базовые. Тексты пестрят двусмысленными формулировками и нестыковками. Естественно, вскоре следует шквал поправок, однако многие законы так и не становятся безупречно работающими. Такая свистопляска, во- первых, вводит людей в ступор: невозможно понять, соблюдают ли законодательство они сами? При этом открывается обильное поле жатвы для набегов проверяющих и рэкетиров всех мастей. А во-вторых, бизнес лишен возможности что-либо планировать, тем более что поправки в законы, как правило, вносят в конце года. Лидером нестабильности оказался Кодекс административных нарушений. Далее идут Налоговый, Уголовно-процессуальный и Земельный кодексы. Такое положение «абсолютно фатально для государства и правоприменения», – утверждает Елена Лукьянова, доктор юридических наук, директор Института правоприменения ВШЭ. «Коллапс», по мнению г-жи Лукьяновой, нужно остановить и «несколько лет приводить законы в порядок», поскольку они противоречат друг другу. Но как это сделать? Ведь львиную долю законопроектов «не самого высокого качества» и поправки к ним вносит само правительство. «Развивать парламентскую дискуссию с привлечением экспертов и бизнеса», – рекомендуют исследователи «Гаранта». Однако способен ли на такой подвиг наш парламент? И потом, это опять же «высокая политика»… 

Но по итогам прошлого года Владимир Путин остался доволен работой правительства, призвав его работать «порасторопнее». А в целом, по мнению президента, Кабинет министров действовал «эффективно, выбрал правильные подходы к решению тех задач, перед которыми стоит страна». Однако у социологов и аналитиков иное мнение. По оценкам «Левады», разрыв в интеллекте, образовании и кругозоре элиты и народной массы минимален: во власть попадают те, кто не составляет конкуренции в ней пребывающим. И год от года пополнение всё хуже и хуже, а деградацию государевых людей остановить просто некому. Элиты контролируют финансовые потоки и заинтересованы в статус-кво. Ситуации в стране сложились настолько же удивительные, как и расточительные. 

К примеру, в середине ноября антимонопольное ведомство сообщило, что закупки госкорпораций и госкомпаний – имитация конкурентных торгов: в 95% случаев – единственные поставщики. Как следствие, только в открытой части они завысили цены не менее чем на 1,5-2 трлн руб. в год. А есть еще и закрытая часть, сами понимаете, какая. Она занимает почти треть бюджета и «весит» сотни миллиардов. Как реагирует правительство? Во- первых, планирует занять в этом году более 1 трлн руб., дабы закрыть дыру в бюджете и прикрыть шалости своевольных госкомпаний. Во-вторых, уже несколько лет безуспешно пытается сделать прозрачной и управляемой систему госзакупок. Напомню, что поручалось это Минэкономике еще в 2008 г., когда ведомством руководила Эльвира Набиуллина, ныне глава ЦБ. Шесть лет чиновники подъезжали к злосчастным госзакупкам то с одной стороны, то с другой. Но так и не принудили госкорпорации играть по прозрачным правилам. Другими словами, удовлетворять свои нужды на конкурентном рынке, а не из-под полы, у кума, свата или равноприближенного олигарха по заоблачным ценам. Придумали, наконец, перевести все процедуры в электронную форму и запустить систему к осени 2016 г. Но и в этом случае правительство пошло по накатанной дорожке: создавать единую информационную систему (ЕИС) отдали без конкурса «дочке» «Ростеха», опять же могущественной госкорпорации. В январе обнаружилось, что в срок, уже минувший, ЕИС не запустить: Минэкономике оказалось не под силу подготовить каталог товаров, работ и услуг. Старт ЕИС перенесли к началу 2018 г. Но уже через месяц, в начале февраля, первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил от Минэкономики передать контроль госзакупок Минфину и Федеральному казначейству. Поводом стали многочисленные жалобы на то, что бесконечные поправки в законы и неуклюжая стыковка системы с электронным бюджетом обрушили её окончательно. 

Финал этой истории вовсе не удивителен. С одной стороны, саму Минэкономики терзает конфликт интересов. Ведомство едино в трех лицах: и заказчик, и управляющий проектом, да еще и контролер торгов. Ну а с другой стороны, оно бессильно противостоять небескорыстным интересам госкорпораций и госкомпаний, а в конечном итоге – государству, которое владеет более чем 70% всех активов. Да, есть и еще один надзиратель – Федеральная антимонопольная служба. Однако и у неё прекратить этот пир во время кризиса возможностей не больше. Ведь на кону стоит и манит около 5 трлн рублей! 

Россияне, если и слышат такие истории, то наивно думают, будто они никоим боком их не касаются. Напрасно! Не только касаются, но и кусаются. Триллионы, на которые годами завышаются цены при госзакупках, компенсируются, например, непомерными тарифами монополий. Так, с начала века, даже по официальным данным, цена газа увеличилась в 15 раз, железнодорожных перевозок – в 10 раз, а водо- и теплоснабжения – аж в 28 раз! Казалось бы, за такие деньги можно было бы и инфраструктуру обновить. Не тут-то было! За нормативными сроками эксплуатации оказалась половина оборудования. Недаром то здесь, то там чуть не ежедневно случаются крупные аварии, порывы на водо- и теплотрассах. 

А ведь, казалось бы, чего проще: приватизировать госкомпании, и частный бизнес сохранит россиянам триллионы! Однако люди, руководящие страной, хоть и произносят вроде бы правильные слова о рыночных принципах, однако на деле всеми фибрами преданы экономике государственной. Я уже приводил расчеты фонда Карнеги: ВВП страны за постсоветские годы не удвоилось, как нас уверяли, показатель примерно такой же, как в СССР в 1990 году. Еще больше шокируют результаты исследований двух крупных сибирских экономистов: Григория Ханина и Дмитрия Фомина. По Росстату, ВВП страны за 25 постсоветских лет увеличился на 13,4%, а эти экономисты говорят, что, напротив, снизился более чем на 10%. Официально производительность труда выросла на 9,2%, а по расчетам этих ученых – упала почти на треть. Причем разрыв по этому показателю с развитыми странами не сократился, как нас уверяют, а увеличился в 5-7, а по отдельным отраслям – и вовсе в 10 раз. Почему ключевые показатели отличаются с точностью до наоборот? Потому что Ханин и Фомин использовали отличную от официальной методику: натуральные показатели выпуска продукции и реальный износ производственных фондов. Росстат же учитывает стоимость фондов в рублях, да к тому же в разных: старые фонды – в дорогих, а новые – в дешевых инфляционных. И вот получается, будто основные фонды в сегодняшней России увеличились за четверть века на 50%, а расчеты экономистов показывают, что с учетом износа они сократились примерно вдвое. Это всё равно, что страна потеряла 422,5 триллиона, свой пятилетний ВВП! Для сравнения: за годы Великой Отечественной основные фонды СССР сократились только на треть… 

Бюрократические вертикали, спирали и телодвижения государственной машины столь виртуозно закручивают потоки информации, что власти не представляют истинное положение дел и траекторию движения экономики. И страна, вместо того, чтобы двигаться вперед, на самом деле пятится назад. 

Источник: Тюменская Правда №8