ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ… НО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ЗАСТОЯ ВСЁ РАВНО СВЕТИТ
Печальный для россиян прогноз Минэкономики о двадцати годах застоя официально опровергнут. Однако есть множество причин, по которым он вполне может сбыться. И первая среди них тривиальна: экономика сидит на голодном пайке. Почти нет инвестиций, хотя деньги у компаний и населения еще водятся. Почему они не идут в экономику?
Я уже приводил мнение Дмитрия Белоусова, ведущего эксперта близкого к власти Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования: "Проблема в отсутствии реальных стимулов". О чем речь? Я бы сказал, что скорее не о стимулах, а об антистимулах. Их можно разделить на две группы. Первая зависит от здравия многократно помянутых институтов государства, а вторая – от спроса населения, завязанного на его доходы.
Поговорим о первой группе. По мнению Александра Дынкина, академика РАН, директора НИИ Мировой экономики и международных отношений РАН, болезнь институтов перешла в хроническую стадию. Сохраняются длиннющие процедуры землеотвода, подключения к энергосетям. Донельзя запутано оформление экспортных операций, возврат НДС. Процветают рейдерство, дискриминация доступа к логистической инфраструктуре и другие "тромбы". Например, за первое полугодие 2000 года вышло 1717 федеральных нормативных актов, а за первое полугодие 2015 года – 5169: по 28 штук в день, считая выходные. Представьте себе вице-губернатора по экономике и финансам любого региона или среднюю компанию – как им справляться с этаким «ливнем»? К чему это приводит? Например, обработка контейнера в порту Владивосток зимой 2016 года занимает 72 часа, а в китайском порту Далянь, который южнее примерно на 970 километров, та же операция отнимает 18 минут. И так – по всем параметрам госуправления. А время – деньги в прямом смысле слова. Бизнес, по оценке Минэкономики, ежегодно платит за славное законотворчество властей более чем 2,6 трлн руб. Пока мы не приблизимся к лидерам мировой экономики, говорить о том, что надо заливать страну рублями, на мой взгляд, крайне безответственно, заключает академик. Еще одним серьезным ограничением роста, по мнению ученого, остается качество человеческого капитала.
Посмотрим, что творится в разных секторах экономики. В апреле прошлого года президент Путин, выступая на Госсовете по развитию малого и среднего бизнеса (МСБ), поставил задачу: за пять лет удвоить его долю в ВВП с 21 до 40%. Озабоченность возникла не на пустом месте. В развитых странах на МСБ приходится от 70 до 90% ВВП. После исторического заявления президента состоялось еще несколько масштабных обсуждений, в том числе – с участием главы государства. Во исполнение его указаний рождены новые бюрократические структуры. И что? Поддержка нивелируется затратами на взаимодействие с чиновниками, отмечает директор "2Б Диалог" Богоутдинов. Растут налоги. Каждый месяц нужно отчитываться перед Пенсионным фондом, тратить время, деньги и нервы, оспаривая кадастровую стоимость, и так далее.
Академик Дынкин к числу перезревших нарывов отнес и рэкет. Я раньше цитировал возмущенные высказывания Путина, в том числе – из прошлогоднего Послания Федеральному собранию. В частности, президент говорил, что до суда доходила лишь четверть уголовных дел по статье «Мошенничество», а приговором завершили только 15%. Но тем не менее все попавшие под длань силовиков лишились своего бизнеса. Интересное кино получается: власть вроде бы призывает силовиков опамятоваться, считая, видимо, что её глас сродни божьему. А люди в погонах продолжают азартно молиться своим темным божкам. И не удивительно. По мере того как кризис истощает финансовые потоки, драка за них только ожесточается.
В ноябре этой ситуацией вроде бы проникся пленум Верховного суда. Он обсудил постановление о введении моратория на арест предпринимателей по ряду статей. Но между собой по нескольким новеллам не договорились судьи, воспротивилась прокуратура. Чем завершатся дискуссии, а главное, когда – пока неясно. А тем временем предпринимателей будут «закрывать» и автоматом лишать бизнеса.
В том же ноябре президент Путин внес в Госдуму законопроект, который грозит силовикам до 10 лет колонии, если они привлекли к уголовной ответственности заведомо невиновных предпринимателей и те лишились бизнеса. Однако в «Опоре России» сомневаются, что закон будет работать. Доказать рейдерство очень сложно, силовики подстрахуются так, что комар носа не подточит. А суды по-прежнему заточены под этих же силовиков, да и власть не для того их выстраивала под себя, чтобы в одночасье поменять конструкцию.
Капканы на предпринимателей расставлены и в законах. В конце октября бизнес-омбудсмен Титов попросил нового спикера Госдумы Володина не принимать новую редакцию Кодекса об административных правонарушениях.Надо сказать, что за 15 лет его объем вырос в 2,7 раза, а теперь, пишет Титов, «вместо стимулирования деловой активности и экономического роста в новом проекте расширены карательные меры и штрафная политика. Это последнее, что нужно делать в кризис».
Даже по этим сюжетам видно, что власти выхватывают отдельные звенья системы, а вот чтобы настроить её целиком на оптимальное взаимодействие с МСБ – на это всё чего-нибудь не хватает. Так и плывём. Не лучше обстоят дела и с финансами «малышей». За восемь месяцев 2016 г. их кредитование снизилось на 11%. Не помогла и господдержка – на её долю пришлось только 5%. Исследователи говорят, что кредитовать «малышей» рискованно, поскольку высока доля теневой экономики. Ну а в «тень» бизнес бежит от растущих налогов и других поборов… Круг замыкается. Что предприниматели получают, то и теряют. В итоге большинство ИП окупаются за 8-12 лет, каждый пятый в Москве живет в среднем один год, и только треть – от пяти до десяти лет. В России их за шесть лет стало меньше на 8%. Удручает и структура МСБ: 95% – это микропредприятия, а львиная доля – торговля и обслуживание. Инновациями и промышленностью занимается мизер – атмосфера душит.
Весьма призрачна надежда и на то, что рост экономики поддержат госкомпании. Скорее – наоборот. Уже давненько значительную долю «ласковой» бюджетной помощи этим монстрам, которую Минфин оценивает в 400 млрд руб. по 2015 году, госкомпании не инвестируют, а держат на своих банковских счетах. К этой теме без конца возвращается г-жа Голикова, глава Счетной палаты: «Проекты, на которые выделяются средства, а также субсидии не реализуются в течение ряда лет». Правительство пытается получить обратно хотя бы половину дохода от размещения этих денег в банках, но законопроект пока буксует в коридорах власти.
Вот второй сюжет из этой же оперы. Правительство несколько лет пытается заставить госкомпании платить своему учредителю – государству – не четверть, а половину дивидендов от прибыли. Причем в бюджете на 2017-19 годы заложены соответственно 480 млрд, 460 млрд и 430 млрд из этих источников. Однако вовсе не факт, что миллиарды доплывут до бюджета – госкомпании сопротивляются, и весьма успешно. Замминистра финансов Орешкин оценил недополученные бюджетом по итогам 2015 года дивиденды только по четырем публичным госкомпаниям – «Роснефть», «Газпром», Сбербанк и ВТБ – почти в 400 млрд руб. А в среднем за последние пять лет эта четверка недоплачивала по 300 млрд ежегодно. Но есть ведь еще и другие…
Во взаимоотношениях государства с его компаниями всё больше загадок. В конце октября, например, в СМИ выплеснулась история с «Роснефтегазом», мутным посредником между государством и «Газпромом», «Роснефтью», а также «ИнтерРАО», входящих в холдинг. Эксперты в очередной раз ломали головы: зачем нужен этот исторически сложивший раритет, эффективность которого по доступным данным оценить невозможно? Дело в том, что «Роснефтегаз» не желает отчитываться даже перед правительством, оправдываясь тем, что отправляет информацию прямо президенту. Можно на минуточку представить, что столь внушительная госкомпания заслуживает высочайшего внимания. Но вот на недавнем форуме «фронтовиков» президент рассказал, что ему лично приходилось разбираться со свалками, в частности, в Московской области. Да еще привлекать для этого Росгвардию, поскольку «криминал вокруг этого крутится», посетовал Путин. Кстати, еще в 2010 году без личной помощи Путина, в то время – премьера, не могли ликвидировать многолетнюю свалку рядом с аэропортом «Шереметьево». Она исчезла, но вскоре воскресла неподалеку. Но коли без Кремля в стране свалки не разгребаются – знать, что-то неладно в Датском королевстве. Летом 2011 года тогдашний президент Медведев заявлял: «Все, что не координируется президентом, не координируется никем. Но это плохо, это означает, что у нас абсолютно устаревшая, несовершенная система управления, которую надо менять». Прошли годы. И что? «Почему «Роснефтегаз» не отвечает на письма собственника, а шлет все Путину, будто он собственник, непонятно», – приводит газета «Ведомости» слова одного из федеральных чиновников. Такое поведение госкомпании дает повод аналитикам подозревать, что «Роснефтегаз» – некий «черный кошелек». Очередная дискуссия вокруг него вспыхнула в связи с тем, что г-н Сечин, кроме «Роснефти» возглавляющий и совет директоров «Роснефтегаза», попросил президента Путина не увеличивать дивидендные выплаты в бюджет с прежней четверти до половины и уж тем более до 100% прибыли. В свете последних событий мне кажется, что эта просьба не останется без благосклонного внимания.
Коснусь еще одной истории. В середине ноября антимонопольное ведомство сообщило, что закупки госкорпораций – имитация торгов. В 95% случаев партнеры – единственные поставщики. Они только в открытой части завысили цены не менее чем на 1,5-2 трлн руб. в год. Как реагирует правительство? Планирует занять в этом году более 1 трлн руб., дабы закрыть дыру в бюджете и прикрыть шалости госкомпаний…
Ну и что получается? Ведь эти злосчастные торги проводили и так, и этак, но триллионы из бюджета как исчезали, так и исчезают. В ответ на доклады г-жи Голиковой о заначках госкомпаний депутаты Госдумы и даже президент кивают головами, и кто-то временами даже негодует. Правительство корпит над очередными «дорожными картами», авторы которых заработали титул картежников, поскольку ликвидировать к такой-то дате те или иные несуразицы не получается. Однако обратите внимание – все при делах! Правда, их результаты могут радовать только госолигархов. Причина здесь проста. Равноудаление олиграхов в начале нулевых годов заместилось равноприближением госкорпораций. Случилось это потому, что им передали не оптимальные 35% экономики страны, как это было в 2000 году, а все 70%. А в этом случае хвост начинает вертеть собакой. Да, временами она ворчит, но управлять столь увесистым хвостом не в силах…
Источник: Тюменская Правда №47