Печать

Мораторий на проверки бизнеса не поможет предпринимателям

Мораторий Владимира Путина на проведение плановых проверок малого бизнеса, который заработал с 2016 года, может оказаться бесполезным: большинство проверок теперь проходят вне плана, выяснил РБК

О необходимости контроля за проверками бизнеса предприниматели говорили давно — в итоге президент Владимир Путин прислушался к просьбам делового сообщества и с этого года ввел трехлетний мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Однако эта мера может оказаться не столь эффективной, поскольку большинство проверок проходят вне плана. По данным Генпрокуратуры, которые есть у РБК, в 2015 году внеплановый характер носили две трети всех проверок бизнеса.

Не по плану

Большинство проверок бизнеса — 66% — в 2015 году носили внеплановый характер, сообщил РБК официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. В 2015 году контролирующие органы провели в общей сложности 1,994 млн проверок — на 8% меньше, чем в 2014 году (тогда бизнес проверили 2,17 млн раз). Количество внеплановых проверок снизилось примерно на 100 тыс. (до 1,32 млн), но их доля даже чуть выросла.

Последние два года проверки бизнеса плавно перетекают из плановых во внеплановые, констатирует первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. «Там, где мы их сокращаем по планам, они тут же вырастают вне плана», — говорил в прошлом месяце о проверках замминистра экономического развития Олег Фомичев. Глава «Опоры России» Александр Калинин в январе рассказывал Путину на предпринимательском форуме, что хотя плановые проверки на три года отменены, «зато в арифметической прогрессии растут внеплановые проверки».

Статистика Минэкономразвития отличается от данных прокуратуры, но подтверждает рост доли внеплановых проверок. Если в 2013 году на внеплановые приходилось 49% от всех проверок, то в 2014 году их доля подскочила до 56%, а по итогам прошлого года достигла 59%. В 2015 году на 824 тыс. плановых проверок пришлось 1 млн 180 тыс. внеплановых мероприятий (без учета проверок на муниципальном уровне, данных по которым у Минэкономразвития пока нет), сообщила РБК представитель ведомства Елена Лашкина.

Олег Фомичев сообщал в феврале, что Минэкономразвития включило в антикризисный план пункт о снижении числа внеплановых проверок малого и среднего бизнеса на 30% в 2017 году, но в итоговой версии плана, утвержденного правительством 1 марта, этого пункта не оказалось.

Главные проверяющие

Лидерами по числу проведенных проверок в 2015 году остались, как и прежде, Роспотребнадзор и МЧС, на долю которых пришлось почти 33% всех проверок, говорится в материалах Генпрокуратуры. По данным Минэкономразвития, МЧС провело около 395 тыс. проверок, а Роспотребнадзор — 266 тыс. Роспотребнадзор и МЧС чаще остальных ведомств обращаются в прокуратуру и за согласованием внеплановых выездных проверок, следует из ответа Генпрокуратуры.

Эти ведомства всегда были во главе списка, потому что у них больше всего объектов контроля, говорит Владислав Корочкин из «Опоры». МЧС проверяет почти каждый объект, любое здание, в основном речь идет о противопожарной безопасности, но бывает и контроль за опасными производственными объектами, поясняет он. Роспотребнадзор отвечает за все виды потребления: непищевое потребление, пункты общественного питания, школы, больницы, защита прав потребителей, санитарное состояние рабочих мест и помещений, перечисляет Корочкин.

За 2010—2015 годы общее количество проверок снизилось в 1,5 раза, в том числе плановых проверок — в 1,7 раза, внеплановых — в 1,4 раза, соотношение плановых и внеплановых проверок остается примерно на одном уровне: 60% внеплановых и 40% плановых, говорит представитель Роспотребнадзора. Большое число внеплановых проверок за 2015 год связано с поручениями правительства по турецким продуктам питания и продаже туров в Турцию, в 2014 году — по «антисанкциям» (ряд наименований продуктов питания, включая рыбную продукцию, вино, молоко и молочные продукты питания), указывает источник, близкий к ведомству. Представитель МЧС не ответил на запрос РБК.

По жалобам анонимов

Внеплановые проверки можно проводить без согласования с прокуратурой, если нарушение может угрожать здоровью или жизни человека. «Под это определение может подпасть любое нарушение, — рассуждает Корочкин. — Самые распространенные основания для внеплановых проверок — это жалобы. Примерно 8–10% говорят, что к ним приходят с проверками пять и более раз в год, 6–8% от всех проверок инициируются в целях конкурентной борьбы и даже отъема бизнеса», — утверждает он.

В 2015 году контролирующие органы провели почти 1,3 млн внеплановых проверок без согласования с прокуратурой, отмечает представитель Генпрокуратуры. При этом результативность мероприятий остается низкой, признает он: за 2015 год власти выдали почти 972 тыс. предписаний, из которых 535 тыс. пришлось на внеплановые проверки. К административной ответственности привлекли 586 тыс. человек и почти 300 тыс. компаний. Одним из нарушений при проведении проверок представитель Генпрокуратуры называет необоснованные проверки по анонимным обращениям.

 

«Нам приводили примеры, когда поступает жалоба с подписью «Гельмут Коль» — из жизни ситуация. Тем не менее если эта жалоба зарегистрирована и там говорится о какой-то угрозе жизни и здоровью, то проверяющий орган должен прийти», — жаловался глава «Опоры России» президенту в январе.

В правительстве сейчас работают над решением этой проблемы. Ведется работа с обязательной идентификацией личности заявителя, которая является основанием для проведения проверки, рассказала РБК представитель Минэкономразвития. Исключение анонимных обращений как поводов для проведения внеплановых проверок потребует внесения изменений в законодательство, сейчас этот законопроект находится в стадии разработки, уточнила она. 

Источник: РБК