Печать

Реквием и гимн старообрядцам

Презентация новой книги Татьяны Тепышевой «Сказание про Ирюм», которая недавно прошла в краеведческом музее ГАУК ТО «Ялуторовский музейный комплекс», позволила глубже и шире рассмотреть историю заселения и освоения Ялуторовского уезда, одного из центров старообрядчества в России. Эти плодородные земли по Тоболу и Исети осваивались не только служивыми людьми и казаками, но и ревнителями старой веры, которые массово двинулись на восток и север из Европейской России после церковного раскола в середине XVII века, в пору царствования Алексея Михайловича и в бытность патриарха Никона. Самым известным приверженцем старых догматов был «огнеопальный» протопоп Аввакум, который в 1653 году был сослан в Тобольск.

Анализируя архивные источники, автор делает вывод, что духовной родиной исетских старообрядцев, обосновавшихся на реке Ирюм, притоке Исети, можно считать Соловецкий монастырь, который приютил за своими крепкими стенами сотни служителей культа, не желавших исповедовать новую веру. Осада оплота православия царскими войсками во главе с воеводой Мещериновым затянулась на 8 лет, но в результате измены одного из монахов неприступная крепость пала. Начались лютые расправы: «По списку, поданному Мещериновым новому, назначенному из Москвы настоятелю, в живых значились 14 человек. Из 500 оборонявшихся…Один из этих 14 чудом уцелевших монахов впоследствии уйдет в дремучие Керженские леса, построит скит, один из 94. А когда и над этим оплотом староверия нависнет угроза разорения, в поисках места, где можно укрыться скитникам, придет на Ирюм…».

Но и в тихих местах Приисетья и Притоболья не всегда можно было обрести покой и уйти от «Антихриста». И тогда полыхали «гари». Самое страшное самосожжение старообрядцев произошло в ночь на 6 января 1679 года на речке Березовке, в 12 верстах от Ялуторовской слободы (ныне Упоровский район), когда «по научению инока Даниила, бывшего тюменского попа Доментиана, собравшиеся к нему из городов и селений Тобольского, Тюменского и Верхотурского уездов с женами, детьми и животами раскольники в количестве 2700 человек» предали себя огню и сгорели заживо. Об этом пишет Сибирская летопись. Находясь в Пустозерском заточении, протопоп Аввакум так откликнулся на эту страшную «гарь»: «Наипаче же в нынешнее время в нашей Руссии в огонь идут от скорби великия, ревнуя по благочестию, якоже древле апостоли. Не жалеют себя; во Христа ради и Богородицы на смерть идут, да вечно живи будут».

Эта книга – и реквием, и гимн старообрядцам. Не идеализируя их идеи, Татьяна Тепышева трепетно пишет об этих людях, крепких духом и плотью, на которых было замешано тесто, давшее миру новую человеческую породу – сибиряков. Призывает к толерантности и диалогу, умению понимать и слышать друг друга, а этих качеств, к сожалению, так не хватает всем нам в современном мире, пропахшем порохом. Прежде чем взяться за перо, она побывала в Пустозерске, Керженце и других старообрядческих центрах, участвовала в Аввакумовских чтениях. Живущая по строгим христианским канонам, проповедующая добро и смирение, она помнит о своих старообрядческих корнях и призывает бережно сохранять островки древней культуры наших предков. Время всех примирило, все расставило по своим местам, и, торя дорогу в грядущее, мы должны брать уроки мудрости в нашем прошлом. Об этом говорил участникам презентации – библиотечным работникам, ветеранам культуры – настоятель Успенско-Никольского храма иерей Георгий.

Поучительны судьбы известных проповедников старообрядчества: протопопа Аввакума, монаха Далмата, иноков Авраамия и Тарасия, Мирона Галанина… Соблюдение заповедей старой веры не помешало многим сибирякам стать успешными предпринимателями, купцами, прославиться хозяйственной сметкой, дальновидностью, умением вести дела. Когда мы говорим, к примеру, о знаменитой купеческой династии Колмаковых, то вспоминаем не столько о скитах, где находили приют странники, сколько о размашистых мирских деяниях Товарищества «Ялуторовский первой гильдии купец В.В. Колмаков с братьями», занимавшегося мукомольным производством, пароходством, торговлей. Неоценим вклад в просвещение Сибири Кирьяка Степановича Колмакова, основателя Ялуторовского отдела Императорского Московского общества сельского хозяйства, а также «Крестьянской газеты», первого периодического издания в Ялуторовске. Ялуторовская купчиха второй гильдии Екатерина Дмитриевна Гусева, тоже из старообрядческого рода, вошла в историю сибирской промышленности как основатель паровой мельницы. Томский купец первой гильдии Игнатий Иванович Колосов на собственный капитал построил здание уездного училища в Ялуторовске. И мельница, и это красивейшее здание все еще служат людям.

«Сказание про Ирюм» – это вторая просветительская книга Татьяны Тепышевой, издана она при финансовой поддержке Виктора Ивановича Рябкова, благодаря которому увидел свет целый цикл «Старообрядчество в Тюменском крае». Первый проект писательницы под символическим названием «Мы, сибиряки!» тепло принят культурной общественностью. Обе эти книги подвигают нас к пониманию того, что история Тюменской области – это не 70 последних лет, а несколько столетий, политых потом и кровью многих поколений сибиряков.

Павел БЕЛОГЛАЗОВ, Валерий ПЕТРОВ /фото/
Тюменская Правда №72 от 23 апреля