Федю не исправить!
В Тобольске состоялась церемония награждения лауреатов премии Фёдора Конюхова. Впервые за историю её существования на церемонию смог прилететь сам путешественник, а перед этим он успел встретиться с поклонниками в Тюмени.
Отведенные на встречу полчаса незаметно вылились в полтора. В зале ДК «Торфяник» собралось по меньшей мере полтысячи человек. Молодые и пожилые тюменцы, дети — народ толпился даже в проходах и на балконах. Они не отпускали отца Федора и его жену Ирину, интересуясь подробностями экспедиций, планов и личной жизни семьи. Когда время вышло, горожане ринулись на сцену: получить благословение, автограф, задать вопрос. Некоторые даже попытались сопровождать гостей за сценой, не обращая внимания на просьбы организаторов не задерживать чету Конюховых.
Фёдор Филиппович обещал вновь посетить «сибирских друзей» и признался, что эта встреча «стала для него неожиданностью».
«Я люблю Тюмень и всегда с радостью здесь бываю. О том, что вы меня ждете, никто не предупредил. Вышел в аэропорту по своим делам, а меня посадили и привезли к вам», — смеется Конюхов.
Вместе с родителями на тюменскую землю приехал их 11-летний сын Николай, воспитанник Московского суворовского училища. К слову, в зале было немало ребят его возраста, которые с восхищением смотрели на знаменитого мореплавателя. Один из них, с веслом в руке (!), спросил отца Федора, что было самым трудным в «переплывании» Тихого океана. «Сделать много-много гребков, почти 3,5 миллиона, — улыбнулся Конюхов. — А у тебя хорошее весло, продолжай заниматься этим красивым видом спорта».
На вопрос другого парнишки, когда и как Конюхов начал путешествовать, ответила Ирина: «В 15 лет муж самостоятельно переплыл Азовское море на весельной лодке. Он сам строил лодку, которую потом отец разбил, потому что не хотел пускать сына в плавание. Но Федор взял лодку в сельсовете и ушел в море. Родители рассказывали, что тогда они поняли: Федьку не исправить, он станет путешественником».
Для этого, уверен Федор Филиппович, нужны упорство в учении и талант: «Когда ко мне приходит юноша, который хочет быть путешественником, я спрашиваю: почему не художником или поэтом? Ведь путешественник — это такой же талант от Бога, как и талант писателя, хорошего банкира или слесаря». Детям и молодым людям отец Федор посоветовал читать Жюль Верна, Джека Лондона, Фенимора Купера и Майн Рида. «Кем бы ты ни был, надо быть искателем приключений, исследователем и мечтателем, — убеждён он. — Если ты романтик, то не сделаешь плохого на земном шаре».
Сегодня за плечами мировой знаменитости более полусотни экспедиций, десяток рекордов, покорение пяти полюсов и семи высочайших точек планеты, четыре «кругосветки» по океану и одна по воздуху, а впереди множество грандиозных задумок. Например, наш уникальный соотечественник давно мечтает опуститься на дно Марианской впадины и ждет, когда для него разработают и создадут специальный батискаф. Это, предупредили специалисты, займет несколько лет, поскольку в мире пока еще нет таких технологий.
После прошлогоднего кругосветного полета на воздушном шаре — уже этой осенью — он собирается подняться в стратосферу, где проведет научный эксперимент по изучению озоновых дыр. На высоте более 11 километров с помощью нового прибора, выпускающего разряды, пилот аэростата поставит «латки» в озоновом слое.
Сейчас мореплаватель, полярник, священник, писатель и художник осваивает новый для себя вид транспорта — планер. На нем он хочет установить очередной рекорд — подняться в стратосферу и облететь вокруг света. «Для этого нужно очень долго учиться, налетать много часов, — говорит Фёдор Филиппович. — Чтобы дойти до Северного полюса первый раз, мне потребовалось 19 лет подготовки, до Южного полюса — 5 лет, взойти на Эверест — 20 лет».
В своих путешествиях 65-летний Конюхов не ставит возрастных рубежей: «Экспедиции определяет не возраст, а цель. В юности я брал физическими силами, а сейчас — больше духовными». Времени на восстановление и отдых у него практически нет: из одной экспедиции священник отправляется в другую. Обследуется раз в два года, и то принудительно, когда проходит комиссию летчиков малой авиации. Специальными тренировками себя тоже не загружает. «Пост, молитва и вера в то, что делаешь, — лучшая тренировка», — считает Конюхов.
Фёдор Конюхов побывал более чем в семидесяти странах, и все они гостеприимно встречали россиянина. «Когда я летел вокруг света и просил проход в воздушное пространство государств, мне все отвечали: «Добро пожаловать! Фёдор, мы тебя любим. Мы самолет отведем, а ты лети своим путем!» — вспоминает он. — Я облетел планету и знаю, что нет на всем земном шаре некрасивых мест, как и нет некрасивых и плохих людей».
С ним согласна доктор юридических наук, профессор, общественный деятель, писатель, философ и многодетная мать Ирина Конюхова, которая не раз бывала в экспедициях с мужем. Дважды они вместе пересекали Атлантику и караваном переходили пустыню. А в 2009 году по Монголии с ними путешествовал трехлетний сын Николай, сидя в специальной корзине, в каких перевозили детей во времена Чингисхана.
«Для меня было важно увидеть мир Фёдора, в котором он чувствует себя счастливым, и понять, что это его призвание, — вспоминает матушка Ирина. — Я как любая жена хочу, чтобы супруг дышал полной грудью, поэтому со временем приспособилась к долгим разлукам». Переживать их Ирине Конюховой помогают вера и духовное соучастие в путешествиях: «Он плывет, а я слышу шум волн, запах моря». Самым тяжелым, по ее словам, стало первое расставание, когда полгода не было связи. Начались страхи, бессонные ночи, слезы в подушку. Потом пришло понимание: своим внутренним настроем, молитвой она поможет мужу.
Часто семья помогает своему главе готовить экспедиции, встречает и провожает в разных странах. И каждый раз, признается Ирина Анатольевна, сердцем она ощущает спокойствие или тревогу за мужа: «Когда Федор должен был просто перегнать яхту через Атлантический океан, я провожала его со слезами. Мои переживания были не случайны: тогда муж попал в сильнейший ураган и едва не погиб. А те 18 дней, которые отец Фёдор летел на воздушном шаре, показались нам вечностью. Когда он не мог обойти опасный для жизни грозовой фронт, мы не переставая молились о чуде. И оно случилось: «коридор» открылся».
Секрет семейного счастья, по словам матушки, в любви. «Сердцем надо жить друг с другом, — уверена она. — И всегда разговаривать, если тяжело на душе». Свою жену Конюхов считает мудрой и ласково называет Ирочкой и никак иначе: «Она не признает паспорт и подсчитывает не то, сколько лет мы прожили в браке, а сколько на самом деле за эти годы были рядом», — говорит отец Фёдор.
И признается: единственное, чего не хватает ему, — времени. Когда на экспедиции нет спонсорских денег, даже радуется. Потому что может побыть с семьей и заняться другими любимыми делами: писать книги, картины, сажать сад и делать скворечники.
досье «ти»
Федор Конюхов (родился на Украине в 1951 году) — путешественник, писатель, художник, яхтенный капитан, пилот свободного аэростата, капитан дальнего плавания, протоиерей Русской Православной Церкви Московского патриархата. Окончил Одесское мореходное и Бобруйское художественное училища, затем Ленинградское арктическое училище и Санкт-Петербургскую духовную семинарию.
Совершил 4 кругосветных плавания, 15 раз пересёк Атлантику на парусных яхтах, один раз — на вёсельной лодке. Первый человек в мире, достигший пяти полюсов планеты: Северный (трижды), Южный, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты, дважды), Мыс Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Семь вершин мира» — подняться на высочайшую вершину каждого континента.
В 2014 году за 160 дней переплыл Тихий океан, показав лучший результат для перехода в одиночку на вёсельной лодке.
В 2016 году в одиночку совершил самый быстрый кругосветный полет на воздушном шаре, установив абсолютный мировой рекорд.
Заслуженный мастер спорта, автор более 3 тысяч картин и 18 книг.
Женат, отец троих детей и дед пятерых внуков.