Печать

ПРИЗРАК СЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ИЛИ МЕЖДУ ДВУМЯ ИСТОРИЧЕСКИМИ ЮБИЛЕЯМИ

Похоже, разные социальные группы россиян разбрелись в стороны, и целостного народа, как его описывал Николай Данилевский в своей книге «Россия и Европа», в сегодняшней России не существует. А «без плодотворного взаимодействия сродных между собой… народных единиц», писал он, невозможно заложить крепкий фундамент любой цивилизации.

Самая продвинутая часть населения новой России – студенты и молодежь, на которую возлагались большие надежды, как мы видели, пытается обособиться от соотечественников в некое царство-государство. Но еще больше настораживают выводы социологов о том, что «расхождение системы ценностей всей молодежи и самого старшего поколения некритичное». И в большей степени потому, что четкой "системы ценностей" не прослеживается ни там, ни там. В итоге набирают силу процессы не консолидирующие, а разваливающие общество.

 Один из самых основательных блоков в фундаменте современной цивилизации – средний класс. О принадлежности к нему в третьем квартале прошлого года социологам Sberbank CIB заявили 51% горожан, тогда как в 2014 г. – 60%. То есть за два года средний класс потерял 7,4  млн горожан и чуть меньше – представителей других поселений. Итого: минус 14 млн.

Уточню: наши экономисты к среднему классу относят людей с высшим образованием, доходами не меньше средней зарплаты в своем регионе и личными сбережениями, которых хватит на покупку автомобиля. И вот оказалось, что 70% из причисливших себя к этому слою из месяца в месяц не имеют возможности отложить ни копейки, а 60% – сбережений вообще не имеют. Другими словами, самооценки этих людей куда как выше их объективных реалий. И это похоже на правду. Так, швейцарские банкиры относят к среднему классу россиян с доходами $18  тыс. в год – а таких в стране лишь 4,1%. Один из худших показателей в мире. Для сравнения: китайский критерий – $28 тыс. в год. Ему отвечает четверть населения, свыше ста миллионов. Более демократичный подход – средний доход, который имеет уже 47% китайцев, и доля эта прибывает на 5–6% ежегодно и в городах, и в селах.

Вообще-то, в приличных странах солидную долю среднего класса составляют не чиновники, как у нас, а ученые и преподаватели вузов. Но Россия и здесь наособицу: эти люди в среднем классе почти незаметны. Основные причины – низкие зарплаты, а еще и убогая исследовательская база. И вот пожинаем результаты: за последние 20  лет страну покинули до 80% ведущих математиков и половина физиков-теоретиков. Особенно сильна утечка мозгов из секторов с большим инновационным потенциалом. Из самых лучших компаний люди не переходят в другие, а уезжают из страны. Ведь рядовой специалист в США получает почти в 8,5 раза больше, чем в России, в Германии – в пять раз, во Франции – в четыре раза.

По оценкам национального научного фонда США, каждая третья разработка Microsoft сделана выходцами из России. На долю родимых чиновников осталось только бесконечное говорение про инновации – в рамках импортозамещения. Будет хуже: теперь у науки станут изымать в бюджет половину прибыли (где она есть) и на треть урежут финансирование прикладных разработок по федеральной целевой программе – самому уязвимому месту. Беда не только в том, что наши ценнейшие специалисты работают на чужую страну. Свято место, оставленное этими эмигрантами, не бывает пусто, его обычно заполняют люди, меняющие лицо общества далеко не в лучшую сторону. «На исходе ресурс естественно-научного понимания мира, – говорит Лев Гудков, глава «Левада-центра». – Идет фундаменталистско-религиозная обработка сознания, а в результате люди приходят не к христианским ценностям, а к суевериям и магическим представлениям о мире». Так, опрос ВЦИОМа в конце октября поразил мои представления о соотечественниках. Более трети верят в колдовство (порчу, сглаз и т. д.), а 27% из них якобы испытали эти черные силы на себе. Причем в селах доля «пострадавших» больше, нежели в столицах. Астрологическим прогнозам верят 36%, в вечную жизнь – 26%, заявили социологам «Левады». Между тем еще в конце 2014 г. эти цифры на 6–9% были меньше. То есть вместе с ужесточением кризиса крепчает и маразм людей.

Влияет ли магическое сознание на общественную активность и экономику? Еще как, утверждают специалисты России и США. В католико-протестантской Замбии, например, о росте курса местной валюты по просьбе президента страны молились на всех стадионах – не помогло… Борис Гершман из American University, изучавший проблему в 19 стран Африки, утверждает: именно вера в сверхъестественное опустила там экономику и не дает подняться из крайней нищеты. Как видим, и Россия катится в африканском направлении. Рост мракобесия подталкивают как минимум две причины. Одна – плохое госуправление. По оценкам «Левады», говорит Лев Гудков, разрыв в интеллекте, образовании и кругозоре элиты и народной массы минимален: во власть попадают те, кто не составляет конкуренции в ней пребывающим. А в итоге год от года пополнение все хуже и хуже. Другая причина - элиты  контролируют финансовые потоки и заинтересованы в своем статус-кво.

Еще один разрушительный эффект магического сознания - страх. С таинственными колдунами консолидируется пропаганда, которая в зависимости от текущего момента лепит врагов то из грузин, то из укрофашистов, то из "америкосов". Это формирует уараноидальную атмосферу в обществе. Она же, в свою очередь, разрушает ядро социального капитала: доверие между людьми, а также населения - к государственным и социальным институтам. Так, замеры социологов показывают: только 23% россиян склонны доверять окружающим (в Швеции - 76%). Итог печальный: парализует самый ценный ресурс развития - способность к коллективным действиям ради достижения общей цели. Люди живут только днем сегодняшним, а завтра - что бог подаст. Туманное будущее, в свой черед, добавляет еще больше страха, который словно двуликий Янус раздваивает сознание россиян.

Вот пример такого раздвоения. Январский опрос фонда «Общественное мнение» показал: 85% уверены, что в мире Россию боятся в основном из-за роста военной мощи, и 75% думают, что это хорошо. Стало быть, в людях живет страх, что на страну могут напасть? Во всяком случае, 42% ответили ФОМ, что на Россию мир смотрит плохо, а еще 31% заметил, будто отношение к нашей стране ухудшается. Но парадокс в том, что параллельно в минувшем ноябре 64% респондентов ответили исследователям Института социологии РАН, что понятие «великая держава» подразумевает сегодня экономический и промышленный потенциал страны, тогда как еще в прошлом мае такого мнения придерживался 41%. Однако совсем другой расклад у элиты: 80% её представителей видят в США угрозу России. «За все время наблюдений – а это как-никак 23 года! – простые люди были настроены менее антиамерикански, чем элиты, – говорит Эдуард Понарин, завлаб сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ. – Элиты оказались заложниками собственной идеологии: они не могли объявить массам, что надежды на интеграцию с Западом не оправдались. Признаться, это было для них политическим самоубийством.

Эта мешанина из раздвоенного сознания, мракобесия, страхов и прочих патологий вырождается в гремучую смесь, своего рода бомбу агрессии. Посмотрите дискуссии в социальных сетях вокруг крушения Ту-154 под Сочи или судьбы Исаакиевского собора в Питере. Накал страстей и выражений, граничащих с нецензурными, такой, как будто в душах оппонентов идет гражданская война. Кажется, попади им в руки оружие - поубивают друг друга. Впрочем, криминальная хроника, даже не последних лет, а месяцев и дней, красноречиво свидетельствует: россияне вполне обходятся и без "калашникова". Вот лишь несколько сюжетов.  Двое мужчин в Выборге избили водителя, который не справился с управлением и чуть на них не наехал, вывезли за город, задушили и, пытаясь ограбить его загородный дом, убили второго человека. В Перми мужчина вечером ворвался в диспетчерскую скорой и, угрожая убийством, потребовал осмотреть своего ребенка, которому еще в детском саду стало плохо. В Екатеринбурге 15-летний подросток убил мать, у которой были проблемы с алкоголем. В Питере 19-летняя девушка подростком убили пенсионера-художника. В Тамбовской области 17-летний подросток зарубил топором отца, бабушку и сестру...

И этот народ Данилевский называл добрым и законопослушным?

Впрочем, судя по выводам экспертов ВШЭ, и добряков можно довести до белого каления. Россия сегодня – абсолютный мировой лидер по неравномерному распределению благ: дифференциация децильных групп 30:1, а приемлемая – 6:1. Когда качество жизни наиболее обеспеченных 8% остается очень высоким, а более 21 млн россиян кризис вытолкнул «в зону относительной депривации» (когда люди частично или полностью не могут удовлетворять основные социальные потребности), у них возникают глубокие переживания. И тогда «социальный динамит», достигнув критический массы, приводит к убийствам вроде бы на ровном месте, без видимых мотивов. Число их пугающе растет, что не очень беспокоит власти, которые с удовлетворением отмечают низкую безработицу и небольшое количество трудовых конфликтов.

– Агрессивность, насилие и страх – сугубо архаичные явления, затрагивающие всё новые сферы жизни, – говорит Ульяна Николаева, доктор экономических наук из МГУ. – Возрождаются мифологические формы общественного сознания ранних стадий развития человечества. Усугубляется архаика и тем, что власти потакают желаниям обывателей громкими формулами: «возрождение великой державы», поиск «особого пути», обретение «высокой духовности»…

Но такая стратегия, по мнению ученого, таит огромную опасность: возрождаются доправовые принципы биологического доминирования сильного над слабым без социальных и моральных ограничений.

Похоже, Данилевский писал про один народ, а мы сегодня имеем хоть и не совсем, но во многом другой. Еще Николай Бердяев считал, что в своей уникальной истории «мы видим пять Россий: Киевскую, татарского периода, Московскую, петровскую, императорскую и, наконец, советскую». Отсюда, считал выдающийся философ, идут максимализм, полярность мышления и отсутствие, как он выражался, средней культуры. Но «1917  год был не эпизодом в истории России, а её концом», считает Николай Случевский, директор Столыпинского центра регионального развития. И пока не очень понятно, во что превратится новая общность «советский народ». Моисей 40 лет водил израильский народ по пустыне, до тех пор, пока люди не изжили в себе рабов, и лишь тогда вывел их в Землю обетованную. А коммунисты 70 лет водили за нос советский народ байками о светлом будущем и завели в исторический тупик.

Источник: Тюменская Правда №7