БЮСТ ЦЕСАРЕВИЧА И ЦАРСКИЙ ПОГОН – МУЗЕЮ РАСПУТИНА
К 100-ЛЕТИЮ ФЕВРАЛЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В декабре 1916 года, 100 лет назад, был убит наш земляк Григорий Ефимович Распутин. А спустя два месяца царь отрекся от престола, грянула Февральская революция. Утверждают, что знаменитый «старец» предсказывал именно такую последовательность событий вековой давности…
Хотим того или нет, а сегодня мы вспоминаем историю в соответствующей хронологии. Да, был противоречивый и необъяснимый Распутин. Да, последний из монархов после отречения был сослан на родину Григория Ефимовича. И столетие спустя прослеживается эта роковая взаимосвязь Тюмени и Петербурга.
Об этом размышляет и директор музея Распутина в селе Покровском Марина Смирнова: «Только очень наивный, одурманенный советской историографией человек может до сих пор считать, что какой-то тривиальный пьяница и развратник сумел бы сделать в тогдашней Российской империи такую головокружительную карьеру. Почему все это произошло? И что это за тандем Романов и Распутин? На мой взгляд, феномен этот до сих пор совершенно не осмыслен, не разгадан. Я когда провожу экскурсии по музею Распутина, то всегда отмечаю: летом 1914 года этот мужик выйдет из ворот своего дома и дойти успеет только до обочины. Плохо одетая женщина протянет руку и попросит у него милостыню. Со словами «не нужно кланяться» (так написано в протоколах) он полезет в карман за деньгами. И в этот момент она нанесет ему очень серьезное ранение в живот. «Длина кинжала 49,9 сантиметров», – пишет следователь Омельченко. Проходит четыре года. Из Тобольска в Тюмень едет повозка, запряженная лошадьми. Заезжают в Покровское. Государь напишет в своем дневнике: «Долго стояли как раз против дома Григория». Когда я сопоставила документ (нарисованную следователем схему места покушения на Распутина), у меня был шок: повозка-то с августейшей семьей остановилась как раз там, где земля впитала кровь мужика. Стало понятно: кровь вообще штука сакральная. Всегда во все времена любые жертвоприношения человечеством приносились при помощи крови. Когда-то меня можно было убедить в том, что остановка Николая II в 1918-м у дома Распутина – это чистая случайность, совпадение…».
А потом еще такой факт: в 1912 году государь был готов подписать указ о мобилизации ратников второго разряда, – говорит М. Смирнова. – Есть документальное свидетельство: последним человеком, с кем поговорил государь, был Распутин. И речью, лишенной ораторских красот, этот малограмотный мужик убедил царя убрать бумаги под сукно неподписанными. И страна не воевала два года. Два года не было убитых, не возвращались покалеченные, не плакали вдовы, не болтались сироты по стране. Об этом факте биографии Распутина написали Сергей Юльевич Витте, министр финансов Коковцев, и об этом же пишет Керенский в книге «На рубеже веков». Если бы не Распутин, еще в 1912 году указ о мобилизации был бы подписан. Все было готово к войне: паровозы под парами, вой в деревнях пошел, мужчин уже начали рекрутировать на фронт. Но сибирскому мужику удалось переломить ситуацию. Долго не могла понять, что он такого мог сказать царю. Но недели три назад у меня в музее был очень интересный гость – американский профессор Дуглас Смитт, серьезный человек, написавший несколько книг по истории России. Если отбросить все возникшие сегодняшние политические «тёрки», то надо отметить: то письмо Распутина царю хранится в музее Йельского университета. Так получилось, что Генри Форд, автомобильный магнат в те годы купил его и передал на хранение в вышеупомянутое учебное заведение. Американец Смитт, услышав из моих уст эту историю, очень взволновался и на плохом русском сказал: «Месяц назад держал это письмо в руках». Кроме слова «завидую», я ничего не могла из себя выдавить… Дело в том, что это письмо продала дочь «старца» Матрена Распутина, и через несколько рук оно попало к Форду, а затем в музей».
100 лет прошло со дня убийства Распутина. А страна так и не может определиться: он был все- таки божьим человеком или исчадием ада. Тем не менее, рассказывая о Распутине, невозможно не говорить о царской семье. И неудивительно, что директору распутинского музея также передают в дар реликвии, связанные с личностью последнего российского царя. Одним из уникальных экспонатов является погон с шинели Николая II – от тюменского мецената и предпринимателя Виктора Рябкова. Он рассказывает: «Царский погон мне достался от одного тобольского коллекционера в начале 90-х, а до того я купил у него орден святого Владимира II степени. Однако у меня осталось сомнение процентов на пять-десять по поводу погона с шинели царя Николая II. Находился он у меня с 1990 года. А сомнение вызывает две желтые поперечные полосы на нем. Но дело в том, что когда офицер уходил в долгосрочный отпуск или в отставку. Император, по одной из версий, сам отрекся от престола. Считал, видимо, что будет находиться в длительном отпуске… Проведя тщательные исследования, я снова и снова приходил к выводу: такой красный погон был только у Николая II – как у полковника лейб-гвардии Преображенского полка. Особенно хорошо его можно различить на известной фотографии, где царь заснят за распилкой дров.
Кстати, погон, как таковой, появился в России еще при Петре I и имел чисто утилитарное значение – надо было таскать на плече тяжелую сумку с патронами и прочими принадлежностями. Так вот, вензель на погоне имели право носить только представители свиты: генерал-адъютанты, флигель-адъютанты, полковники других родов войск (но не такой), юнкера Николаевского инженерного училища (вензеля более тонкие и тоже в основном оксидированные). Я также дарю музею Распутина скульптуру цесаревича Алексея из моей коллекции. Ее автор – московский скульптор, заслуженный художник России, член-корреспондент академии художеств, Владимир Мокроусов. В свое время преподавал во всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. Из наиболее известных его работ – памятник святому благоверному великому князю Даниилу Московскому на Тульской площади в столице, барельеф Юрию Долгорукому, другим известным людям, а также герб Москвы для приемной московского градоначальника».
Марина Смирнова говорила и о сбывшихся Распутинских пророчествах. В одном из них он все повторял царю: вы обязательно побываете на моей родине, но уже без меня. Так оно и случилось...
Источник: Тюменская Правда №7