Печать

Мгновения, ставшие историей

Исполнилось 50 лет, как от Сухоборского причала на реке Конде Ханты-Мансийского автономного округа отправился на Омский нефтеперерабатывающий завод первый нефтеналивной танкер с шаимской нефтью. Через три дня – 26 мая 1964 года – из Нефтеюганска была отправлена первая нефть Усть-Балыкского месторождения. События исключительной важности, государственного значения.

Но прежде пришел на эти сибирские земли первый геолог. Перед ним простиралась бескрайняя, труднодоступная, малозаселенная территория – больше двух тысяч километров по меридиану. Мрачные урманы, огромные болота, тучи гнуса и лютые морозы. Сплошное белое пятно. Но была поставлена цель – найти, где запрятаны ключи от недр. И тогда резанул вековую таежную дрему первый сейсмический взрыв. На эхо его откликнулся первый буровой мастер, начавший проходку первой скважины.

Шаимские борения

Первая скважина под номером 2 была пробурена в присводовой части на Шаимском (Мулымьинском) месторождении в августе 1959 года. Но приток нефти был минимален – тонна в сутки. В скважине № 7 в апреле 1960 г. дебит составил всего 10–12 тонн в сутки. Скважина № 8 оказалась непродуктивной. И вторая, и восьмая вскрыли кристаллические породы, так что рассчитывать на получение крупных притоков не приходилось. Поэтому большие надежды возлагались на шестую скважину, которую заложили не в сводовых, так называемых «лысых», частях поднятий, а ниже, с целью подсечь пласты песчаников. Она оправдала предположения геологов: мощный нефтяной фонтан выдавал 350 тонн в сутки. Разбуривание площади показало, что залежь имеет в плане заливообразную форму с этажом нефтеносности до 75 м. Накопленный опыт позволил первой же скважиной открыть на следующий год новое Мортымья-Тетеревское месторождение.

Что такое Сухой Бор? Высокий правый берег реки в 25 км от поселка Урай. Теперь ему дано новое название – Сухоборский нефтесборный парк. А тогда, в майский день, к нему один за другим подходили катера. Что привлекло сюда геологов, строителей, речников? Люди ждали прибытия первого танкера. Газета «Тюменский комсомолец» (от 24 мая 1964 г.) писала: «Судно под № 652, где капитаном К. Третьяков, 22 мая встало под погрузку. Нефть Шаима – первая нефть Тюменской области – хлынула в трюмы танкера. Состоялся импровизированный митинг, посвященный добыче первой сибирской нефти. Открыл его секретарь райкома партии Плесовских. О знаменательном событии – начале пробной эксплуатации нефтяных месторождений – говорили начальник Шаимской экспедиции И. Морозов, главный инженер нефтепромысла Р. Хананов. Главный геолог Тюменского геологического управления Л. Ровнин сравнил загрузку первого танкера нефтью с запуском корабля в космос. Герой Социалистического Труда С. Урусов рассказывает о том, как много труда, поисков, находок вобрал в себя этот маленький клочок земли. За четыре года его бригада увеличила производительность в несколько раз, бурили по 9 тыс., а теперь по 22 тыс. погонных метров скважин в год…»

Итак, свершилось! Все было впервые – открытие, освоение, разработка. Наступили дни, которых ждали с таким нетерпением, ради которых бессменно стояли на вахте буровики, мерзли на «профилях» сейсморазведчики, проводили сквозь тайгу тракторные поезда механизаторы».

Начиналась новая история – история освоения первого Западно-сибирского нефтегазоносного региона. Вот как на это событие эмоционально отозвалась «Тюменская правда» (от 2 мая 1964 г.): «Великое нуждается в сравнении. Появилось «третье Баку»… Ручеек начинается каплей, а кончается Обью, становится океаном. Первые тонны тюменской нефти – сегодня ручеек, двинувшийся в путь, чтобы завтра стать нефтяным половодьем».

Ликующий Нефтеюганск

Первая нефть в Сургутском районе была получена из поисковой скважины № 61, вблизи поселка Усть-Балык. Первооткрывательницей же промышленной нефти является скважина 62, которая 15 октября зафонтанировала. Она вскрыла восемь продуктивных пластов. Притоки были по 200 тонн в сутки и более. Ошеломляющий дебит нефти послужил основанием для переименования через год этого поселка в Нефтеюганск. Усилия первых геологов не пропали даром. Среди первопроходцев можно назвать Ф. Салманова, Б. Савельева, Е. Теплякова, А. Сторожева и многих других.

17 мая 1964 г. началась пробная эксплуатация Усть-Балыкского месторождения. В «обвязке» было несколько скважин, нефть из которых поступала в три огромных резервуара. Поскольку ближайшей к берегу была скважина 80, именно ее стали называть прародительницей промышленной нефти этого месторождения. 26 мая все было готово к ее отправке.

Вот что писала тогда об этом событии окружная газета «Ленинская правда» (от 27 мая 1964 г.): «В полдень у причала на берегу Юганской Оби собралось множество народа. Из поселка навстречу долгожданному судну вышел катер «Ласточка» с представителями Иртышского пароходства. Развернулся и пошел впереди. Показался рейд. Торжественный длинный гудок разлился в воздухе. Ярко украшенный пароход под названием «Капитан» и нефтеналивное судно № 1 подходят к берегу. Капитан Лунин отдает последние приказания. Что тут началось! Кто-то целуется, кто-то на радостях нефтью мажется. Первооткрывателей качают, высоко подбрасывают. Нефтеюганск праздновал совершеннолетие. На трибуне алые полотнища, транспаранты, призывы к новым победам.

Митинг открывает секретарь Сургутского парткома В. Бахилов. Он говорит о том, что наша нефть улучшит энергетический баланс страны, упоминает о громадной роли первопроходцев. Над Обью раздается мелодия гимна Советского Союза.

На трибуне секретарь промышленного обкома КПСС А. Протозанов. Заключая свою приветственную речь, он сказал: «Недалеко то время, когда мы ответим нефтяным половодьем. В глухих местах Сибири вырастут современные селения, промышленность, стальные магистрали, широкие автострады.

Ф. Салманов, начальник сургутской экспедиции, отмечает, что начавшиеся в 1958 г. геологоразведочные работы привели к открытию крупного нефтяного района. В течение трех лет геологи открыли восемь новых месторождений.

Далее выступили начальники УБЭ Н. Шаповалов, Тюменского геологического управления Ю. Эрвье и СРЭ – Б. Савельев. Митинг закончен. Протозанов разрезает ленту на подходах к причалу, открывают задвижку. Нефть пошла в танкер, и, нагрузившись, пароход тронулся в обратный путь, в Омск».

Прошло 50 лет. Целая эпоха! Это была великая борьба и тяжелый труд нескольких поколений, счастливые и горестные моменты, мысли о будущем. Сегодня даже невозможно представить, какие трудности тогда испытывали люди. Руководство страны ставило задачи и жестко требовало – удвоить, утроить объемы добычи нефти. Помнится, премьер А. Косыгин, будучи в Тюмени, просил нефтяников дать дополнительно к плану еще хотя бы один миллион тонн. За это обещал выделить трактора и другую тяжелую технику. Вот так, дорогие тюменцы, создавались героическое прошлое и теперешнее наше благополучие. Даже в 90-е годы, когда страна была на изломе, «большая нефть» Тюменской области бесперебойно питала весь хозяйственный организм государства. Нет никаких сомнений, что первостепенная роль Западной Сибири сохранится еще на многие десятилетия.

Владимир КОНЮХОВ, Тюменская Правда №91 от 27 мая