Широтный ход к богатствам Арктики
Сделан ещё один важный шаг к строительству Северного широтного хода на Ямале. Федеральное агентство железнодорожного транспорта подписало концессионное соглашение со специально созданной под масштабный проект компанией «СШХ».
Дорога Сталина
Дмитрий Артюхов, губернатор Ямала, назвал это событие долгожданным. Ведь трансполярную железную дорогу (так она когда-то называлась) задумали ещё до войны. Она должна была пройти от Баренцева моря до Чукотки. К её возведению приступили через год с небольшим после Победы — в 1947-м, бросив на стройку века десятки тысяч заключённых.
О сталинской «чугунке», строительство которой завершилось сразу после смерти вождя всех народов, до сих пор напоминает единственный действующий участок — от заполярной станции Чум до Лабытнанги. Да ещё сгнившие мосты, покорёженные от времени рельсы и размытые насыпи.
«Дошли бы до Аляски!»
В начале 1980-х была уникальная возможность реанимировать подзабытый проект. «Тюменстройпуть» за полтора десятка лет проложил железную дорогу от Тюмени до Ямбурга, возведя среди болот и тундры около тысячи мостов и искусственных сооружений, с нуля отстроив 23 станционных посёлка. Со всей полагающейся инфраструктурой — вокзалами, жильём, детскими садами, школами, домами культуры, спортзалами, магазинами, котельными. И это не считая многочисленных разъездов, аэропортов в Тюмени, Сургуте, Когалыме, Ноябрьске, Новом Уренгое, а также речных портов в Тобольске, Сургуте и Коротчаево…
Герой Социалистического Труда Виктор Молозин, чья бригада дошла до Обской губы, уверен: если бы Советский Союз не развалился, то железная дорога ещё в прошлом веке пришла бы в Салехард и Норильск. А сегодня, может, поезда ходили бы до Аляски.
Настоящая фантастика
Разговоры о необходимости железной дороги на краю земли возобновились лишь в новой России. Инициатором стало правительство Ямала. В начале XXI века участок, связывающий запад и восток автономного округа, вошёл в федеральный проект «Урал промышленный — Урал Полярный».
Весной 2011-го Владимир Владимиров (ныне губернатор Ставропольского края), будучи ещё заместителем губернатора Ямала, так описывал радужные перспективы проекта: «В коридоре Северного широтного хода находятся промышленные запасы 738 миллиардов кубометров газа, 170 миллионов тонн нефти и конденсата. И это ещё без учёта прогнозных ресурсов! Широтный ход сократит плечо доставки грузов в зону нового освоения от 200 до 730 километров. А в перспективе дорога выйдет к порту Сабетта на полуострове Ямал. Не менее перспективным направлением развития является строительство железной дороги от Коротчаево до Дудинки с выходом в Норильск. Это обеспечит эффективную логистику освоения богатейших арктических территорий».
— Такой проект позволит организовать на севере Урала железнодорожное движение на крейсерских скоростях, с нормальной для Европы скоростью в 468 километров в час и доставлять одним составом по 20 тысяч тонн грузов, как это уже делается в Китае, — рисовал семь с половиной лет назад поистине фантастические картины Александр Белецкий, тогдашний генеральный директор корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный».
Живительная концессия
С мёртвой точки Северный широтный ход, после преждевременной кончины разрекламированного УПУП обретший статус самостоятельного проекта, сдвинулся весной 2017-го. Тогда Российские железные дороги и «Газпром» подписали первое соглашение о совместной реализации проекта. РЖД обязались реконструировать без малого две тысячи километров подходов к будущей дороге, как с запада, так и с востока. «Газпром» в свою очередь выказал готовность профинансировать строительство 104 километров от Хорея до Пангод.
Весной нынешнего года Министерство транспорта России объявило конкурс на заключение концессионного соглашения на строительство дороги от станции Обская до Надыма. Он предусматривает обустройство 353 километров железнодорожного полотна, а также сооружение двух мостовых переходов через Обь и Надым общей протяжённостью 41 километр. При стоимости проекта в 113 миллиардов рублей концессионер получит из федерального бюджета грант 12,7 миллиарда рублей.
В августе председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о заключении концессионного соглашения, оговаривающее условия финансирования, строительства и эксплуатации дороги. И вот теперь, в октябре, состоялось торжественное подписание соглашения с победителем. Компания «СШХ», соучредителем которой выступили РЖД, взялась открыть сквозное движение по Северному широтному ходу уже в 2023-м. А затем — до 2052 года — эксплуатировать дорогу, окупая затраты.
«Обязательства взяты серьёзные»
Дмитрий Артюхов убеждён: официальное закрепление всех достигнутых ранее обязательств позволит в самое ближайшее время перейти к следующему этапу реализации проекта — строительству дороги.
— Мы делаем всё, чтобы работы на мосту через Обь начались уже в ближайшие месяцы, — подчёркивает губернатор арктического края. — Обязательства взяты серьёзные. Но мы рассчитываем на опыт подрядчика, на счету которого крымский мост. Важно не только уложиться в намеченные сроки, но и качественно построить колоссальный объект, столь необходимый жителям Ямала и работающим в Арктике компаниям.
Правительство автономного округа для ускорения работ берётся профинансировать сооружение автомобильной части моста через Обь (по примеру уже открытого для движения автотранспорта мостового перехода через Надым) и предоставить концессионеру ранее наработанную проектную документацию. Кроме того, регион передаст партнёру земельные участки, необходимые для возведения полярной магистрали, и обеспечит доступ строителей к водным и лесным объектам.
Одновременно на Ямале ведётся подготовка к строительству ещё одной железной дороги — от станции Обская через Бованенково до арктического морского порта Сабетта. Этот проект уже получил название «Северный широтный ход 2».
Точка роста
Эксперты не сомневаются в успехе государственно-частного партнёрства. Ведь на кону благополучие всей страны. Уже на стадии создания крупнейший транспортно-логистический проект придаст дополнительный импульс развитию многих отраслей и регионов. И станет той самой «точкой роста», о которой неоднократно говорил Президент РФ. Поскольку потребует колоссальные объёмы инертных материалов, а также бетона, шпал, рельсов, мостовых конструкций. На самой стройке будут трудиться тысячи единиц техники.
В перспективе Северный широтный ход откроет доступ к разработке новых залежей и обеспечит кратчайший выход в Мировой океан. Тем самым послужит решению ещё одной поставленной президентом задачи — увеличения грузопотока по Северному морскому пути до 80 миллионов тонн в год к 2024 году. Но главное, ямальские инфраструктурные проекты заметно повысят конкурентоспособность российской промышленности. И активизируют создание производств по глубокой переработке сырья. Непосредственно на краю земли. С ориентацией на экспорт.