Срок расчета по госконтрактам приравнивают к 30 дням
Госдума готовит ко второму чтению правительственный законопроект, обязывающий государство рассчитываться с поставщиками по госконтрактам в течение 30 дней. Принять документ, чтобы снизить объем задолженности бюджетов перед поставщиками, бизнес просил президента еще год назад. По данным "Ъ", после согласования с президентской администрацией в проекте появятся исключения — правительство сможет в ручном режиме устанавливать случаи, когда сроки оплаты могут быть уменьшены или увеличены.
На этой неделе рабочая группа комитета Госдумы по экономической политике вернется к законопроекту, призванному решить проблему задолженности государства перед поставщиками. Об этом "Ъ" рассказали источники в аппарате Госдумы. Речь идет о законопроекте Белого дома, который обязывает заказчиков расплачиваться по госконтрактам в 30-дневный срок. В ноябре 2016 года он был принят в первом чтении вскоре после того, как был внесен в Госдуму, однако в марте его рассмотрение отложили на неопределенный срок. Сейчас госзаказчики обязаны рассчитываться в течение 30 дней только с малым бизнесом и социально ориентированными некоммерческими организациями (депутат Татьяна Алексеева предлагала уменьшить срок оплаты для них до десяти дней, закон принят не был), притом что государство ограничивает сроки расплаты даже между частными заказчиками и поставщиками (так, расчеты в ритейле регламентирует закон о торговле).
Новое регулирование распространится на всех госзаказчиков по умолчанию — однако правительство сможет устанавливать "иные случаи" с другими сроками оплаты. Такое положение появится в проекте ко второму чтению, сообщает комитет Госдумы по экономической политике в своем отзыве и подтверждает источник "Ъ" в Белом доме. По словам последнего, "правительство сможет установить случаи, при которых сроки расчетов по контрактам могут быть не только увеличены, но и сокращены до более жестких сроков, чем 30 суток". Собеседник "Ъ" поясняет: новую норму предполагается применять для отдельных закупок с большими объемами авансирования. Отметим, авансирование до 100% применяется для срочных нужд типа покупки билетов и тушения пожаров, а также для федеральных строек; авансы от 30% до 80% можно получить для закупок у единственного поставщика и при заказе научно-исследовательских работ по импортозамещению.
Еще в конце 2015 года бизнес-омбудсмен Борис Титов отмечал, что размер задолженности государства перед бизнесом составлял 25 млрд руб., в середине 2016 года Генпрокуратура сообщала о 32 млрд руб. долга, и в марте 2017 года это ведомство отчиталось о взыскании 40 млрд руб. за прошлый год. В апреле 2016 года главы крупнейших бизнес-объединений (ТПП, "Деловая Россия", РСПП и "Опора России") обращались к президенту с просьбой ускорить распространение нормы о 30 днях оплаты на всех хозяйствующих субъектов. Лоббисты ссылались на то, что бизнес вынужден брать кредиты в ожидании выплат от госзаказчиков.
Как пояснили "Ъ" в Минэкономики, проект закона дорабатывался в Госдуме по замечаниям государственно-правового управления президентской администрации — с участием Счетной палаты и ОНФ. В Минэкономики отмечают, что эксперты и чиновники предлагали порой взаимоисключающие требования — от широкого перечня изъятий из-под новых ограничений до необходимости еще сильнее сократить сроки расчетов. По данным "Ъ", в Белом доме правки в проект поддержали.
Источник: Коммерсантъ