Японский бизнес увидел перспективы индустриальных парков России
С присущей им деловой хваткой японские предприниматели устремили взор на индустриальные парки России как на наиболее реальные площадки для размещения своих промышленно-производственных мощностей.
Свидетельством прозорливости японских бизнесменов стал прошедший 12 декабря в Москве инвестиционный семинар «Эффективные инструменты локализации производства японских компаний в России».
Налоговый и таможенный режимы для территорий опережающего роста
Обучающее мероприятие в форме семинара, а по сути, нетворкинга — свободного общения провели в Центре международной торговли Ассоциация индустриальных парков России (АИП), JBC — Японский бизнес-клуб, Японская ассоциация по торговле с Россией и новыми независимыми государствами Rotobo. В откровенном обмене информацией приняли участие менеджеры 22 японских промышленных и производственных корпораций и 30 российских строительных, проектировочных и консалтинговых компаний, а также представители частных и государственных индустриальных парков России.
Оказывается, предприниматели из Страны восходящего солнца с нетерпением ждут принятия закона о территориях опережающего роста, который коснется — в первую очередь и главным образом — близких к японским островам российских регионов. Пока же японские фирмы осваивают запад, центр России и Приволжье.
Автогигант Toyota разместил сборочное производство у берегов Невы в Ленинградской области. Компания Nissan в содружестве с французским Reno активно осваивает производственные площадки автограда на Волге — Тольятти в Самарской области. Машиностроительный концерн Komatsu производит в Иваново тяжелые гусеничные экскаваторы и строит в Ярославле самый крупный свой завод, где начат выпуск экскаваторов четырех модификаций и карьерных самосвалов. Mitsubishi Group практически монопольно осваивает российский рынок электромобилей и их «заправочных» станций. Помимо этого, в 2010 г. компания в содружестве с КамАЗом запустила в Набережных Челнах (Республика Татарстан) производство малотоннажных грузовиков, а в Калужской области — легковых автомобилей совместно с французским концерном PSA Peugeot Citroen. По имеющимся в «ЭЖ» сведениям, Mitsubishi Group активно ищет среди российских инженерных компаний новых партнеров.
По информации выступившей на семинаре представительницы частного индустриального парка Greenstate финской строительной компании YIT Марии Кравцовой, одна из последних сделок по приобретению земельного участка площадью 21 900 кв. м под Санкт-Петербургом состоялась в ноябре с новым резидентом — японской компанией SMC corporation, которой принадлежит треть мирового рынка пневмоавтоматики.
Сегодня около 190 японских компаний, входящих в Японский бизнес-клуб, работают в России, сообщил генеральный директор JBC Цумутоку Ямада. По его оценке, Российская Федерация заняла активную позицию по созданию инфраструктурных площадок для инвесторов. В качестве примера такой целенаправленной работы японский предприниматель назвал особые экономические зоны и индустриальные парки. По его сведениям, несколько десятков японских компаний выбрали индустриальные парки. В частности, в Ульяновске и других российских регионах.
Ожидаемый законопроект о территориях опережающего роста предусматривает введение в них особых налоговых и таможенных режимов.
Реиндустриализация немыслима без содружества бизнеса и власти
Исполнительный директор АИП Денис Журавский напомнил, что в России действуют индустриальные парки двух типов — государственные и частные. Всем им, независимо от формы собственности, в одинаковой мере оказывается государственная поддержка, подчеркнул руководитель АИП. Он особо отметил специальные программы Минэкономразвития и Минпромторга, а также роль Агентства кредитных гарантий в расширении доступности финансовых ресурсов для малого и среднего бизнеса, микропредприятий и индивидуальных предпринимателей — основных резидентов российских индустриальных парков и потенциальных партнеров зарубежных инвесторов. В результате в 2014 г. число рабочих мест в индустриальных парках выросло с 56 000 до 71 000. Часть других качественных показателей представлена в таблице.
Всего сейчас в России 101 индустриальный парк. Год назад их было 80.
Если в 2013 г. главным импульсом ускорения развития отрасли было широкое признание важности индустриальных парков в создании привлекательных условий для инвесторов, то в этом году движущих сил стало больше. Это и падение мировых цен на нефть, и девальвация рубля, и недружественные к России политические действия США и их последователей в Западной Европе.
Дальнейшее развитие публично-частного партнерства требует продолжения набранного в 2013—2014 гг. ритма созидательной работы бизнеса, государства и общества. Особенно за пределами европейской части России.
Расширение географии отрасли не представляется возможным без участия органов государственной власти и местного самоуправления, отметил Д. Журавский. По его словам, при активном содействии региональных и муниципальных властей в 2014 г. созданы и создаются индустриальные парки в 40 субъектах Федерации. Значительная часть новых проектов заявлена в регионах, прежде не имевших таких институтов развития. В частности, в Приморском и Хабаровском краях, в Республиках Саха, Тыва, Хакасия, Дагестан, в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской и Чеченской республиках, в Томской, Омской, Челябинской, Оренбургской и Свердловской областях.
Инвестиции в суммарном исчислении на создание индустриальных парков и производств на их территории превысили за два года 400 млрд руб. Федеральный бюджет выделил за семь лет (2007—2013 гг.) 4,3 млрд руб. Фактически соотношение бюджетных субсидий в инфраструктуру индустриальных парков к привлеченным средствам в производство составляет 1 к 8,2.
В индустриальных парках действуют льготы в основном по четырем видам налогообложения:
налогу на прибыль организаций;
транспортному налогу;
налогу на имущество юридических лиц;
земельному налогу.
Исполнительный директор АИП заявил, что российский бизнес заинтересован в установлении взаимовыгодных партнерских отношений с японским деловым миром. За семь лет работы Ассоциации создано немало перспективных площадок для локализации иностранных и совместных производств. И уже не надо тратить время и средства на инженерную подготовку земельного участка, на что обычно уходит не менее 24 месяцев. Зайдя в индустриальный парк, резидент сразу приступает к строительству производственных мощностей.
«Мы готовы консультировать японских предпринимателей по всем интересующим их вопросам. В частности, по стоимости земельных участков или подключения к коммуникациям по каждой конкретной территории», — заявил Д. Журавский.
Все пространство за Байкалом — территория опережающего роста
По информации директора Департамента содействия реализации и сопровождения инвестиционных проектов Министерства РФ по развитию Дальнего Востока Сергея Качаева, с принятием федерального закона о территориях опережающего роста восточная окраина России станет гигантской площадкой свободного предпринимательства, способной конкурировать с Сингапуром, Гонконгом, корейскими и китайскими свободными экономическими зонами. В настоящее время изучены возможности более 400 площадок под инновационные индустриальные парки. Отобраны к реализации без промедления 14 начальных территорий для будущих экономических кластеров. Так, в Хабаровском крае, в Комсомольске-на-Амуре, фактически началось создание самолетостроительного кластера. На Камчатке, в Петропавловске-Камчатском, намечается создание портово-логистического кластера на возрождающемся Северном морском пути. На острове Русском во Владивостоке формируется кластер научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности. В топ-14 отобранных территорий входят пять будущих индустриальных парков в Приморском крае, три — в Хабаровском крае, два — на Камчатке. Они охватывают практически все сферы экономической деятельности. Это индустрия стройматериалов и конструкций и агропромышленный комплекс, металлургия и туристический бизнес, логистика и инфраструктура. Приоритет на начальном этапе отдан авиа- и судостроению.
«Мы готовы обсуждать любые инвестиционные проекты в любом формате», — заверил участников семинара чиновник Минвостокразвития и продемонстрировал географическую карту в непривычном ракурсе, под которым видна близость Сибири и Дальнего Востока к развитым рынкам Азии. На ней указано, что от Хабаровска до Сеула 700 км, а до Токио — 900 км. Это сопоставимо с расстояниями между крупными российскими городами в Сибири и на Дальнем Востоке. Министерство заканчивает прием от бизнеса новых инвестиционных проектов, результаты оценки которых будут размещены на сайте ведомства.
Источник: "Экономика и жизнь" №50