Особая ответственность идти против течения
Отгремели колокола на тюменских и тобольских звонницах, встречая и провожая торжественным перезвоном Святейшего Патриарха Кирилла, впервые посетившего с пасторским визитом наш край.
Всё, что было им сделано и сказано за два коротких дня, ещё требует глубокого и неспешного осмысления. Только три вешки оставим мы сегодня на память читателям, чтобы можно было возвращаться к ним в минуты раздумий.
21 июня Святейший принял участие в церемонии открытия и первом пленарном заседании Тюменского форума Всемирного русского народного собора по теме «Стратегия диалога: единство России и межнациональный мир». Он отметил, что Тюменская область – «один из важнейших регионов нашего Отечества, от которого во многом зависит успех экономического развития и процветания Родины».
Тем не менее Патриарх напомнил нам о нынешней печальной судьбе некогда богатейших земель: «…мы знаем, что очень часто страны и государства терпят фиаско не потому, что мало добывается нефти, не потому, что не хватает денег, и не потому, что неблагоприятно складываются экономические перспективы, а потому что нечто надломилось в душе людей, нечто произошло на уровне их сознания, — когда они с легкостью поднимают друг на друга руку, когда они разрушают свою историческую общность, когда они покорно следуют рекомендациям извне. Вот тогда и наступает национальная погибель».
Говоря о роли Западной Сибири в судьбе русской цивилизации, он заявил: «…сегодня Зауралье и Западная Сибирь стали центром российской энергетической мощи и во многом локомотивом нашего развития. Однако главное для нас — это вклад сибирской эпопеи в формирование русского национального характера. Здесь русские в полной мере проявили себя как смелый и решительный народ-первопроходец; народ, не боящийся вызовов пространства и климата; народ, ставящий духовные ценности выше материальных обстоятельств.
Сибиряки издавна славятся тем, что являют собой пример сильной воли, твердости и редкого мужества. Именно эти качества ярчайшим образом проявились в годы Великой Отечественной войны, когда сибирские дивизии находились на острие атакующих ударов нашей армии. Эти же качества понадобились в годы освоения нефтегазовых месторождений Тюменской земли, совершенного в условиях вечной мерзлоты, неблагоприятного климата, бездорожья, полного отсутствия транспортной инфраструктуры.
Не менее важно для нас и то, что Сибирь в рамках Российского государства изначально развивалась как пространство межнационального мира, взаимного уважения и соработничества разных народов… Русских иногда называют народом мягкотелым, недостаточно пассионарным, не умеющим давать сдачи. А ведь именно эти качества, сформированные в первую очередь под влиянием Православной Церкви, и привели к тому, что вместе с этим народом, без всяких рисков потерять свою национальную самобытность, свое достоинство, трудятся многие и многие другие народы. Что было бы, если бы русские не имели этой мягкой открытой души, сформированной Православием? Они оттолкнули бы своей силой очень многих и никогда не стали бы ядром огромной многонациональной страны. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что в противовес разделяющему, конфликтному, болезненному национализму Русский народный собор обладает потенциалом, который позволяет, опираясь на русскую нацию и русскую культуру, содействовать широкому межнациональному диалогу и братскому сотрудничеству народов и этносов в единой семье Российского государства».
А 22 июня, в день памяти Всех святых, в земле Русской просиявших, и День памяти и скорби, Патриарх Кирилл совершил Литургию в Софийско-Успенском соборе Тобольского кремля. Затем он обратился к верующим с проповедью. Его оценка сугубой роли Тобольска в строительстве Российского государства стала для многих неожиданной и вдохновляющей: «Я с большой радостью вступил на древнюю Тобольскую землю, в эту первую сибирскую столицу России – город Тобольск, где в свое время, по сути, решился вопрос огромной исторической значимости – чем должна быть Россия; должна ли она быть мононациональным государством на просторах Среднерусской возвышенности или у нее есть некое иное предназначение, связанное, в том числе с объединением разных народов, с созданием огромной евразийской общности людей, объединенных едиными нравственными и духовными идеалами».
Очень важным для многонационального города, где веками в мире и сердечной дружбе жили христиане и мусульмане, были и эти слова Предстоятеля Русской Православной Церкви: «Когда мы размышляем об истории, особенно когда мы размышляем о конце истории, о суде Божием над людьми, нередко нас посещают такие мысли: а что же будет с людьми, которые не являются верующими? А что будет с людьми, которые не являются христианами? А спасет ли Бог мусульман или верующих других религий? И на эти вопросы, которые во множестве задают в том числе и православным священнослужителям, нет и не может быть ответов, потому что на эти вопросы может ответить только Сам Бог. Разрешение этих вопросов лежит вне знаний человека, вне опыта человека, вне человеческой мудрости, а потому и ответов быть не может… От суда Божиего никуда не уйти ни православным, ни мусульманам, ни неверующим людям. И никаких ссылок не может быть в первом случае на то, что, мол, я ведь православный человек, Господи, я вроде и в храм ходил, и постился, и какие-то деньги давал на благоукрашение храма. Ссылка эта не будет приниматься, если жизнь не соответствовала этому закону. Как и неверующий человек не может сказать: ну, не был же я научен, ну, правда, не знал, что Ты существуешь, Господи. Всякие там ученые говорили, что Тебя нет. Откуда же мне было знать? И он также будет осужден – не в соответствии с православным законом, а в соответствии с законом совести…Некоторые говорят: ну а зачем вообще нужна вера, это что-то такое из прошлого. Вспомним, как сказал Федор Михайлович Достоевский: «Человек без веры – дрянь». Почему так? Потому что такой человек с легкостью либо пропьет, либо разрушит голос совести. И нужно быть уж очень сильным и совестливым, что почти невозможно в условиях огромного количества соблазнов, существующих в мире, чтобы сохранить свою верность неписанному Божественному закону».
В речи на торжественном приёме по случаю визита Патриарха в Тобольскую митрополию Святейший ещё раз обратился к характеру сибиряков-первопроходцев, противопоставляя его нынешнему обществу потребления: «Они были героями духа. Внутренняя пружина, сформированная духовной работой, распрямлялась и выталкивала, как катапульта. Как ракета, преодолевающая земное тяготение, вырывается в космос, так и наши предки шли вперед. Они были способны отдавать самих себя. Эту способность формирует религиозное чувство, в то время как современная цивилизация навязывает совершенно иной образ жизни: не отдавать, а брать».
Он пожелал каждому из нас быть героями – вне зависимости от того, миряне мы или священники: «Церковь сегодня берет на себя особую ответственность идти против течения. Каждый священник сегодня несет огромную ответственность не только за своих прихожан, но через них и за судьбу Отчизны – он на передней линии борьбы за величие и достоинство нашей Родины. Мы обязаны сохранить духовный и культурный суверенитет нашего Отечества, потому что без него суверенитет географический и политический ничего не значит. Именно поэтому так важно сопрягать веру с собственной жизнью, сохранять способность быть героями... Мы должны в чем-то ограничивать себя ради других – ради жены или мужа, детей, родителей, ради друзей, ради тех, с кем мы общаемся. Без этого героизма нет подлинной человеческой жизни, а есть только борьба за выживание на биологическом уровне. Способность к самопожертвованию – это и есть героизм, этому и учит Церковь».
Елена КОШКАРОВА, Тимофей ГЕРАСИМОВ /фото/. Тюменская Правда №110.