Печать

МВФ считает, что Россия достигла максимально возможной скорости экономического роста

Миссия МВФ, которая работала у нас с 16 по 23 января, рекомендует России ужесточить режим экономии.

Можно считать оптимистичным прогноз фонда по России. Стране надо только ужесточить режим бюджетной экономии, сокращение ненефтегазового дефицита бюджета на 1% ВВП в год будет способствовать стабильности, а больше для роста ничего делать и не нужно. Мол, российская экономика достигла предела скорости своего роста.

Это можно расценить как признание успеха макроэкономической политики страны. А можно понять иначе — все равно ни на что большее мы не способны, как проедать нефтедоллары, и стоит только предупредить распределителей денег, чтобы не увлекались тратами.

Однако сегодня в России сильнее другие настроения, что, наоборот, надо больше тратить и инвестировать бюджетных денег. Вряд ли российское правительство в полной мере последует советам МВФ. Принятие условий фонда, по подсчетам «Финмаркета», «потребовало бы от российского правительства сократить бюджетные расходы до 2020 г. на гигантскую сумму в 15,5 трлн руб.».

Позицию МВФ по России разъяснил Антонио Спилимберго, глава миссии, советник Европейского управления МВФ: «Прогноз МВФ предполагает, что в 2013 г. темпы экономического роста в России будут примерно такими же, как и в 2012 г. — около 3,6%, в 2014 г. — 3,8%. Эти темпы роста ниже, чем были в докризисные времена, но есть признаки того, что экономика России находится на уровне максимально возможной для нее скорости развития. Это мнение разделяют многие экономисты. На данном этапе было бы нецелесообразно подталкивать рост. Такой соблазн может возникнуть, но дальнейшее смягчение бюджетной или денежно-кредитной политики вместо ускорения вызовет лишь увеличение масштабов импорта и укрепление обменного курса рубля».

В 2012 г. расходы федерального бюджета составляли примерно 21% ВВП. По бюджетному правилу они должны упасть примерно до 17,5%. Такой уровень расходов у нас был до кризиса.

В общем, эксперты МВФ пришли к выводу, что режим бюджетной экономии — самая важная задача на сегодня. Российской экономике нужны не стимулы, а стабильность. А также институциональные реформы, о которых много говорил председатель правительства Дмитрий Медведев в Давосе. Минэкономразвития и другие экономические ведомства, напротив, склоняются к тому, чтобы ослабить режим бюджетной экономии и направить деньги на инвестиции. Как и многие дискуссии о будущем российской экономики, эту можно свести к ценообразованию на углеводороды. Если мировые цены на нефть будут достаточно высоки, то и голове болеть не надо. Если же они поползут вниз — к такому выводу подталкивают и далекие от позитива прогнозы развития мировой экономики в 2013 г., — тогда российское государство окажется в крайне затруднительном положении. Складывается впечатление, что и в Давосе, и в Москве мировые эксперты пытаются предостеречь российские власти от излишней беспечности, а также разработать более или менее позитивные сценарии российского экономического развития.

Позиция МВФ

Эксперты МВФ рекомендуют максимально ужесточить «бюджетное правило». Это правило, уже заложенное в основу формирования федерального бюджета на 2013—2015 гг., предполагает перечисление в Резервный фонд всех нефтегазовых сверхдоходов (все, что получено бюджетом за счет превышения цены нефти, средней за последние пять лет, с постепенным увеличением периода усреднения до десяти лет).

После достижения размера Резервного фонда 7% ВВП, половина сверхдоходов пойдет в Фонд национального благосостояния, а другая половина может быть израсходована на реализацию важных инфраструктурных проектов, не создающих постоянных бюджетных обязательств. Еще один рецепт МВФ — сокращать ненефтегазовый дефицит бюджета на 1% ВВП в год, то есть быстрее, чем планировали российские власти. Вот тогда «больше ничего для роста делать и не нужно».

Цена на нефть — главный вопрос

«Властям рекомендуется рассмотреть возможность постепенного перехода к правилу, предполагающему более консервативную базовую цену на нефть», — говорится в пресс-релизе фонда. Многие российские аналитики уже закладывают в свои прогнозы более консервативные цены, как, например, «ВТБ Капитал» — 95 долл. за баррель. Напротив, в Barclays ждут, что средняя цена барреля нефти в нынешнем году будет выше, чем в прошлом: 125 долл. против 111. Однако, по мнению аналитиков Barclays, это никак не скажется на сокращении дефицита ненефтяных поступлений в бюджет. Аналитики Barclays указывают, что Россия свела бюджет за прошлый год с крошечным дефицитом в 0,02% ВВП, в то время как ожидалось, что он составит 0,3% ВВП. Однако, подчеркивают они, ненефтегазовый дефицит огромен — 10,6% ВВП. Поэтому, предполагают аналитики, в текущем году доходы российского бюджета будут ниже ожиданий правительства, что создаст дефицит бюджета в размере 0,4% ВВП. Причин роста дефицита будет две, считают аналитики Braclays: прежде всего растущие социальные выплаты, затем — замедление экономического роста до 3,4% .

Возможен ли экономический рост за счет государственных инвестиций

Это еще один серьезный вопрос, ответы на который у МВФ и российского правительства не совпадают. Позиция российских экономических властей заключается в том, что уже «бюджетное правило» сегодня и так слишком жесткое, ужесточать его некуда. Напротив, государственные инвестиции должны бы поспособствовать росту российской экономики.

Эксперты МВФ полагают, что на данном этапе было бы нецелесообразно подталкивать рост. По оценке почти всех и внутренних, и внешних аналитиков, российская экономика достигла пределов скорости. Так называемых «незадействованных» мощностей, которые могли бы быть введены в оборот, просто не осталось. К такому выводу аналитики пришли еще в III квартале 2012 г., анализируя причины падения до 2,9% экономического роста. Российской экономике нужна стабильность, реформирование госрегулирования и улучшение деловой среды. Так считают многие и в России. Так, например, аналитики из «ВТБ Капитала» отмечают, что сейчас самое время совершенствовать бизнес-климат и качество институтов и таким образом двигаться по второму пути. Ключевые риски для российской экономики на ближайшие годы: снижение стоимости нефти и вероятность избыточного стимулирования со стороны государства (как результат неоправданно высоких оценок роста ВВП), подводят итог в «ВТБ Капитале».

Близкие к правительству эксперты не отрицают здравого ядра в рассуждениях аналитиков МВФ, но обращают внимание на следующие цифры: в 2012 г. расходы федерального бюджета были примерно 21% ВВП, по бюджетному правилу они должны стать в районе 17,5%. Позиция в ряде случаев сводится к тому, что сегодняшний популизм важнее завтрашнего роста. Также обращает на себя внимание, что при анализе эксперты, близкие к правительству, стараются не подвергать сомнению ни ожидания высоких цен на нефть, ни высокие бюджетные расходы на оборону. Все обсуждения касаются лишь возможного сокращения социальных выплат.

Клавдия Васильева, Экономика и Жизнь №03.