"Нам нужна новая экономика"
Владимир Путин выступил с очередной программной статьёй
Сергей ШИЛЬНИКОВ
В понедельник в газете «Ведомости» была опубликована третья авторская статья Премьер-министра России Владимира Путина «Нам нужна новая экономика». Предыдущая, опубликованная неделей ранее в «Независимой газете», носила название «Россия: национальный вопрос». Ещё раньше в «Известиях» была опубликована первая статья премьера – «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить». Все они относятся к пулу качественной прессы, где основной упор делается на аналитику, а не на пропаганду.
Статья начинается с характеристики мира, в котором живём (внешней среды): «Мы живем в период кардинальных перемен в экономической жизни всего мира. Никогда еще столь быстро не обновлялись технологии. Многое из того, что нас сегодня привычно окружает, казалось фантастикой лет 15-20 назад. Никогда не была столь острой борьба за лидерство в глобальной конкуренции, и мы видим, как страны, позиции которых еще вчера казались незыблемыми, начинают уступать тем, к которым еще недавно относились со снисходительным пренебрежением. Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками техногенных катастроф, никогда не были столь серьезными угрозы природной среде. Но и возможности человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности. В подобных обстоятельствах важно обеспечивать стабильное поступательное развитие нашей экономики, максимальную защищенность наших граждан от ударов кризисов и вместе с тем неуклонное и быстрое обновление всех аспектов хозяйственной жизни – от материально-технической базы до подходов к экономической политике государства».
Далее определяется место России в глобальном разделении труда. «После развала cоветского блока Россия долж-
на была вписываться в глобальное разделение труда, где основные центры силы и пропорции сложились без нее – больше того, сложились в противостоянии с СССР. Рынки развитых стран оказались огорожены множеством барьеров, возведенных для защиты собственных интересов. Дополнительной проблемой для интеграции в мировую экономику оказалась разница технологических стандартов.
В этих условиях мы смогли тем не менее построить экономику, которая стала органичной частью мировой.
Сегодня Россия зависит от мировой экономики, интегрирована в нее очень сильно – сильнее, чем большинство других стран.
Общим местом стала констатация сырьевого характера экономики. Больше четверти ВВП России – это результат продажи на мировом рынке газа, нефти, металлов, леса, других сырьевых продуктов или продуктов первого передела. Советский народнохозяйственный комплекс, автаркический и замкнутый, был просто не приспособлен к работе в новых условиях. В процессе рыночной, в значительной степени стихийной, трансформации выживали наиболее ликвидные отрасли, связанные с экспортом необработанного сырья и полуфабрикатов. Фактически мы пережили масштабную деиндустриализацию. Потерю качества и тотальное упрощение структуры производства. Отсюда крайне высокая зависимость от импорта потребительских товаров, технологий и сложной продукции; от колебания цен на основные экспортные товары – то есть от факторов, которые мы по большому счету не контролируем.
Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, – для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы.
При этом в диверсификации экономики мы не можем рассчитывать на протекционистские меры. И не потому, что вступили во Всемирную торговую организацию. Мы вступили туда именно потому, что имеем экономику, сильно зависимую от внешнего рынка и в производстве, и в потреблении.
Но высокие импортные пошлины оплачивают наши граждане и наши предприятия. Чрезмерный протекционизм всегда приводит к застою, низкому качеству и высоким ценам».
Автор связывает существующие проблемы с постсоветским развалом экономики и центробежными тенденциями конца 90-х – начала нулевых годов. «Считаю, что мы тогда поступили правильно, повысив влияние государства в сырьевых отраслях», – оценивает он собственные шаги, сделанные в тот период.
Критикам создания госкорпораций Путин отвечает в том смысле, что необходимо было остановить развал отраслей и утечку мозгов. И пускай эти отрасли не стали устойчиво прибыльными, но цель выполнена.
Ставя задачу «преодолеть технологическое отставание», премьер призывает выбрать приоритеты, хотя и признает, что, создавая преференции, «государство часто ошибается». Премьер предупреждает: в своём развитии страна не должна рассчитывать на протекционистские меры, которые ограждали бы её от конкуренции. В высокотехнологичном производстве существует только один рынок – глобальный. И далее Путин замечает: «российская экономика может не только покупать – она может порождать инновации».
Ответственно за поддержку инноваций не только государство (хотя оно и будет повышать траты на науку), но и бизнес, которому премьер сулит расчистить поле для конкурентной борьбы и избавить от «системной коррупции».
«Показателен пример соседнего Казахстана, с которым мы с 1 января этого года находимся в режиме единого экономического пространства. Сейчас эта страна в целом по условиям для бизнеса, согласно оценкам Всемирного банка, занимает 47-е место, тогда как Россия – 120-е. Предлагаю поставить задачу за несколько лет приблизиться к лучшим показателям сопоставимых с нами стран по всем показателям, определяющим комфортность ведения бизнеса.
Необходимо изменить всю идеологию государственного контроля за деятельностью бизнеса, резко ограничив эти функции. Новая стратегия должна основываться на презумпции добросовестности бизнеса – исходить из того, что создание условий для деятельности добросовестных предпринимателей важнее возможных рисков, связанных с недобросовестным поведением».
И решение здесь, делает вывод Путин, уже вне сферы экономической политики. «Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России».
В качестве первого шага в этом направлении Путин предлагает перевести все экономические дела из судов общей юрисдикции в арбитражные суды. Это решение потребует увеличения численности арбитражного судейского корпуса, однако дело того стоит: уровень подготовки и мышления судей судов общей юрисдикции оставляет желать лучшего.
Одно из ключевых направлений госполитики Путина – поддержка крупных инфраструктурных проектов. Премьер предлагает расширить «агломерационный радиус городов» в 1,5–2 раза, что увеличит доступную для освоения территорию в несколько раз. «Это позволит полностью преодолеть ее дефицит, снизить стоимость жилых и производственных помещений на 20–30 процентов», – пишет он.
Госзатраты на строительство инфраструктуры, прежде всего дорожной сети, не должны быть «выше, чем у наших соседей». Для этого с 2013 года будет организован «обязательный публичный технологический и ценовой аудит всех крупных инвестиционных проектов с государственным участием», к которому будут привлекаться и международные эксперты, подчеркивает премьер.
Кроме того, необходимо жестко контролировать стоимость и качество строительства, цены при госзакупках. «А по сути – ликвидация откатов при использовании государственных денег как на федеральном, так и на региональном уровнях».
Премьер, продолжает тему «Газета.ru», даже оценил размеры откатов: если удастся с ними справиться, то экономия может составить «как минимум 5 процентов, а возможно, и 10 процентов бюджета – от 1 до 2 процента ВВП ежегодно». Это около 27,5 миллиарда долларов.
Глава правительства предлагает не дожидаться вступления в силу закона о федеральной контрактной системе и ввести публичное обсуждение всех крупных госзакупок, превышающих 1 миллиард рублей.
Вообще же, если убрать имя автора, такое впечатление, что это писал оппозиционер, замечает сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков на страницах «Московских новостей».
Тема отстраненности автора (а без этого аналитической статьи не может быть в принципе) проходит практически по всем серьезным изданиям. Несколько выбивается разве что «Коммерсант», разразившийся, на мой взгляд, неожиданно слабой публикацией, где Путина обвиняют ровно в обратном. Он-де примеряет на себя костюм «отца нации». Ну да, и на старуху бывает проруха: анализируя серьезные статьи, негоже использовать понятийный аппарат и методы «желтой прессы».
Из тезисов, которые привлекли внимание СМИ, – введение так называемого налога на роскошь. По замыслу Владимира Путина, основные положения «дополнительного налога на богатство, а точнее, на престижное потребление» должны быть приняты уже в этом году, «чтобы со следующего года владельцы дорогих домов и машин платили повышенные ставки». При этом автор тут же спешит заверить представителей среднего класса, что они не попадут под эти меры: для чего при разработке законопроекта «важно не увлекаться».
«Коммерсант» напоминает: введение подобного налога обсуждалось в Госдуме еще в мае 2010 года. Предполагалось, что размер налога будет устанавливаться исходя из рыночной цены предмета роскоши, – машины, самолета, яхты: для транспортных средств от 2 до 20 миллионов рублей – 1 процент от стоимости, от 20 до 50 миллионов – 3 процента, дороже 50 миллионов рублей – 5 процентов. Налогом хотели также обложить дома, квартиры, дачи, участки свыше 15 миллионов рублей, изделия из драгметаллов и камней, произведения живописи и скульптуры свыше 300 тысяч рублей. Но такие поправки тогда не прошли.
По мнению аналитиков, автор статьи апеллирует к самому широкому спектру избирателей. Есть сигнал в адрес предпринимательского сообщества и среднего класса и сторонникам «новой индустриализации». «И третья категория, к которой он обращается, возможно, самая многочисленная, – это сторонники социальной справедливости, многие из которых когда-то голосовали за власть, но ушли от неё на последних выборах».
Источник: Тюменская правда, №17 (18681)