КОЛЕСА ЕСТЬ, РУЛЬ ЕСТЬ, НО ЭКОНОМИКА НЕ ЕДЕТ
КОЛЛЕКТИВНЫЙ БУХГАЛТЕР, КОТОРЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК, ДОСТАЛ ПРОМЫШЛЕННИКОВ
ПРЕСС-ОБЗОР
В Москве прошел Московский финансовый форум (МВФ). Организаторы – Минфин и мэрия Москвы. Мероприятие представительное, сюда съехалась вся верхушка экономического блока правительства, главы госбанков и представители крупного бизнеса.
В первый же день на пленарном заседании выступил «специальный гость» – премьер-министр Дмитрий Медведев. Он, вполне вероятно, войдет в историю с афоризмом «Денег нет, но вы держитесь». На этот раз премьер выдал свеженькое:
– У нас такой профицит бюджета, что я даже не буду его называть, чтобы не было соблазна эти деньги раздербанить!
Обсуждение финансовых успехов правительства стало лейтмотивом выступлений. Причем нельзя сказать, что уж совсем незаслуженно. Несколько лет назад чиновники Минфина ночами не спали, пытаясь свести бюджет. Сегодня финансовая устойчивость – это несомненное преимущество России по сравнению с большинством других стран, отмечает «Новая газета».
Благоприятный кредитный рейтинг, стабильный курс, внушительная финансовая подушка безопасности в виде резервов – ни одна страна мира не может похвастаться такой макроэкономикой, твердили друг за другом выступающие. Но вот беда: несмотря на все финансовые успехи, экономический рост почему-то никак не хочет запускаться. В попытке объяснить этот парадокс все кивали на соседа: Минфин показывал на чрезмерную жесткость Центробанка, ЦБ намекал на недоработки Минэкономразвития и т. д. И время от времени вспоминали силовиков, которые не присутствовали на совещании, – в них причина всех бед.
А настоящая причина, в общем- то, проста: на бюджете свет клином не сошелся. Макроэкономика, помимо показателей бюджета, платежного баланса и внешнего долга, включает в себя еще и темпы роста ВВП, и динамику доходов населения. Как говаривал покойный Александр Лившиц, делиться надо, делиться!
Внешне выступления носили мягкий характер, но это тот случай, когда мягко стелют, да жестко спать.
Эльвира Набиуллина сдерживает риски
Эльвира Набиуллина сдерживает риски для банковской системы, тем самым работая над сокращением ее издержек, и потому народ или бизнес, если и будет брать кредит, то без штанов и имущественного залога останется.
Однако сами банки внакладе не остаются. Плюс системе? Конечно, плюс. Но минус в росте инвестиций. Чем выше ставка по кредиту и больше количество выдаваемых кредитов по этим высоким ставкам, тем больше снижается спрос на товары и услуги, потому как люди вынуждены сокращать свои затраты при распределении расходов в других сферах потребления.
Герман Греф сокращает число офисов
Герман Греф считает плюсом сокращение своих офисов, со временем – сокращение числа банкоматов, штата сотрудников. И это наглядно демонстрирует, что система не только сокращает издержки при обслуживании людей, но и избавляется от самих людей. Разве не плюсом засчитывается это в экономику? Конечно, плюсом, ведь Сбербанк минимизирует затраты, а значит, получает больше прибыли.
Система здравоохранения борется с издержками
Система здравоохранения, позакрывав ФАПы, борется с издержками. Плюс для бюджета? Конечно, плюс. Минус – снижение рождаемости и рост смертности, и это еще раз свидетельствует об избавлении от человека, который определенно мешает сложившейся экономической системе.
Образовательная система в борьбе с издержками не отстаёт
Образовательная система в борьбе с издержками не отстает, родители, способные обеспечить своих детей качественным образованием, предпочитают «покупать образование» за рубежом, а российская экономика испытывает дефицит квалифицированных кадров. Плюс для бюджета? Плюс! Но минус в производительности предприятий, отмечает ИА REGNUM.
Минфин безупречен
Минфин сконцентрирован на выполнении майских указов и национальных проектах. Предполагается, что нацпроекты приведут страну к прорыву по 12 направлениям, начиная с демографии и заканчивая производительностью труда.
Министр финансов и первый вице-премьер Антон Силуанов, который одновременно отвечает и за сохранность казны, и за экономическое развитие, заявил во время дискуссий, что нацпроекты непременно выстрелят в ближайшие годы.
С ним позволил себе не согласиться глава Счетной палаты Алексей Кудрин, который выступает последовательным критиком нацпроектов. По мнению Кудрина, прибавка от их реализации к темпам роста ВВП составит от 0,1% до 0,6% в год, то есть о прорыве речь никак не идет.
Антон Силуанов, который обычно сохраняет хладнокровие, в ответ на эти претензии неожиданно «вскипел»: «Сначала разберитесь, а потом критикуйте!».
Безответным остался пассаж главы «Роснано» Анатолия Чубайса о том, что сейчас в России «блестящая, лучшая за 28 лет бюджетная политика» и «фантастические параметры, начиная с отношения долга к ВВП, кончая уровнем инфляции». Ну и что – результатом всей этой блестящей политики является рост экономики в 1,1–1,2%, который и ростом-то назвать сложно.
Ситуация неблагоприятна – медицинский факт
Дмитрий Медведев, по обыкновению, предпочел остаться над дискуссией – не барское это дело. Открывая форум, он просто задал тон, заявив, что «силится вспомнить, была ли когда-нибудь благоприятной ситуация в российской экономике, но что она сейчас неблагоприятная – медицинский факт».
Рост есть, но очень маленький
– Рост есть. Он невысокий, – сказал министр экономического развития Максим Орешкин.
– 1,7% – уточняет модератор Сергей Брилёв.
– 1,7–2%. Мы где-то в этом диапазоне находимся последний год. А второе, что надо делать, – больше инвестировать. Здесь других рецептов нет.
Греф и Чубайс поддержали Кудрина
На втором пленарном заседании Герман Греф и Анатолий Чубайс выбрали более примирительный тон, но в целом поддержали Кудрина: нацпроекты могут решить отдельные проблемы в экономике, точечно улучшить показатели, но точно не приведут к заявленным целям. Для этого есть три основных препятствия.
Во-первых, представление о том, что на майские указы выделяются какие-то беспрецедентные средства – это попросту заблуждение. На самом деле дополнительные ассигнования имеют достаточно скромный объем и не смогут оказать на экономику статистически значимый эффект.
Во-вторых, нынешняя система госуправления настолько неэффективна, что любые дополнительные вложения оказываются «закопанными» деньгами. Если бюрократия и коррупция уничтожают 50 копеек из каждого бюджетного рубля, то лучше уж не повышать налоги и оставить эти деньги бизнесу и населению (золотые слова). Кроме того, многие нацпроекты недостаточно хорошо структурированы: они измеряют «бумажный» показатель, а не реальное качество жизни людей.
В-третьих, основные структурные проблемы российской экономики лежат вне плоскости «указа 204» – и с этим пунктом, пожалуй, согласны все. Дело не в том, что надо отменить бюджетное правило и за год потратить все накопленные резервы – этот выход как раз не поможет из-за предыдущего соображения. На депозитах российских компаний мертвым грузом лежат 28 трлн рублей (это больше, чем правительство потратит на нацпроекты за шесть лет), которые по разным причинам невыгодно вкладывать в экономику.
Антон Силуанов готов стимулировать рост
– Антон Германович, как стимулировать рост? – модератор обращается к первому вице-премьеру, министру финансов Антону Силуанову. – Что же нужно все-таки сделать сейчас, чтобы от 1,7% прийти к чему-то повыше?
– Мы говорим о том, что нам нужен рост за счет частных денег. Деньги есть, – отвечал Силуанов, – почти 30 триллионов лежат в депозитах. И мы на связи с бизнесом и понимаем, что ему нужно. А что ему нужно? Ему нужны стабильные прогнозируемые условия. Подготовили соответствующий законопроект – в правительстве он согласован, который дает гарантии неизменности условий. Это не только законодательство, техническое регулирование. Закон о защите поощрения капиталовложений. Там даже дается отсрочка на несколько лет для введения регуляторных изменений, которые негативно влияют на бизнес.
Все это, конечно, хорошо, но есть один нюанс: настроение промышленности может чувствовать только промышленник. А сейчас эти ребята слушают представителей финансово-экономического блока (дискуссии транслировались по ТВ) и чувствуют себя как живой песец в меховом магазине.
Рецепт Германа Грефа
Главная проблема российской экономики – отсутствие бизнес- плана экономического роста, считает Герман Греф. «Сейчас ключевая проблема – у нас нет бизнес-модели экономического роста страны. Я сегодня утром специально посмотрел вчерашнюю панель, которая здесь была, и, по-моему, дискуссия, которая здесь сложилась, ясно свидетельствовала о том, что у нас нет консенсуса, что надо делать. А если нет консенсуса, что надо делать, то вопрос – как, вообще не стоит в повестке дня» (цитата по ТАСС).
По мнению Грефа, приоритет сегодня – осознание путей развития экономики и социальной политики, адаптация под это системы госуправления: «Это не зависит от объема денег. В эффективной системе управления ты в отсутствии ресурсов находишь пути решения, в неэффективной модели ты при избытке ресурсов единственное, что производишь, – большое количество шума, которое не дает качественного результата. В макромасштабе всё то же самое: если у тебя нет эффективного инструмента, совершенно бессмысленно обсуждать всё остальное».
Первый вице-премьер РФ и министр финансов Антон Силуанов резко возразил главе Сбербанка, что у правительства есть четкие цели и задачи. «Цели есть, ресурсы есть, люди, которые будут исполнять эти цели, тоже есть. Раньше такого не было!» – сказал Силуанов. В ответ на это Греф заметил: «Колеса есть, руль есть, всё есть, но не едет!».
Источник: Сергей ШИЛЬНИКОВ, Евгений КРАН /рис./, Тюменская Правда № 36 2019.