БУДЕМ ДЕЛАТЬ БИЗНЕС ПО-КИТАЙСКИ
КАК УКРЕПИТЬ ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ ВЕКТОР ТЮМЕНСКОЙ ЭКОНОМИКИ?
Тюменские и китайские бизнес-партнеры от взаимных договоренностей о сотрудничестве переходят к обсуждению планов реализации совместных проектов. Одним из них может стать строительство в Тюменской области индустриального лесопромышленного парка.
С целью изучения работы аналогичного парка в КНР делегация тюменских предпринимателей побывала в Поднебесной. Деловая миссия при поддержке Торгово-промышленной палаты Тюменской области прошла в двух китайских городах – Суйфэньхэ и Харбине. Стороны также обсудили перспективы увеличения товарооборота между Тюменской областью и Китаем, вопросы развития международной кооперации.
Немногим ранее в Международном конгресс-холле Тюменского технопарка состоялся форум для представителей деловых кругов и бизнес-объединений Китайской Народной Республики и Тюменской области. В мае 2018 года при поддержке Торгово-промышленной палаты Тюменской области в областной столице был открыт Центр российско-китайского сотрудничества. Благодаря правительству Тюменской области в регионе реализуется программа развития внешнеэкономической деятельности местных предприятий, предприниматели изучают английский и китайский языки. И это приносит свои плоды: за первый квартал 2018 года внешнеторговый оборот Тюменской области с КНР увеличился в 3,5 раза, экспорт – в 2 раза, импорт – в 4,5.
Кстати, на неофициальном уровне контакты между предпринимателями Юго-Восточной Азии и Тюменской области установлены. Так, предприниматель Александр Андросов знаком с культурой и особенностями ведения бизнеса в Китае и Южной Корее. Артем Панферов провел на индонезийском острове Бали около года, побывал в Сингапуре и на острове Пенанг. Фотограф и путешественница Леся Ким открыла для себя Японию.
АЗИЯ ДАЛЁКАЯ И БЛИЗКАЯ
На сегодняшний день Китай – это экономика номер один по своим показателям. А вот по уровню делового этикета – не вторая и даже не третья страна. В небоскребах жители Поднебесной пребывают всего несколько десятилетий, перебравшись туда из деревень. Поэтому при сделках всегда стоит уделять особое внимание юридической части вопроса. Заключить договор с китайской компанией не проблема. Нужно знать их правовую базу. Если договор не отвечает китайскому праву и составлен иностранцами, то китайская сторона может этот договор не соблюдать. А если бумага составлена не на китайском, а на русском или английском языках, то иностранный бизнес в Китае вообще может оказаться под серьезной угрозой. Залог успешности тех или иных бизнес-связей – это компетентность переводчика. Договор будет иметь полную юридическую силу, только если там прописана ответственность китайской стороны перед китайским законом.
…Александр Андросов окончил ТюмГУ, год жил в Китае, занимался бизнесом и изучал китайский язык. Вернувшись в Тюмень, начал ездить в КНР в составе бизнес-делегаций в качестве переводчика. Хорошо знаком с корейскими традициями.
По словам Александра, для туристов в Южной Корее установлен безвизовый режим. Почти в каждой корейской фирме есть русскоговорящий специалист, который адекватно понимает, о чем идет речь.
Корейцы на своих заводах разрешают все осматривать, трогать, заходить в цеха, проверять, удобно ли управлять техникой. В отличие от китайцев, у которых первый вопрос: «Будешь покупать?». На всех заводах чисто, уютно, специалисты ходят по цехам в тапочках. Каждый коллектив – как семья, вместе трудятся, вместе обедают.
Как-то в 9 часов утра Александр распахнул в номере отеля окно и увидел, что город пуст. Подумал, может, в стране какой-то праздник? Позвонил переводчику: а где все люди? Тот ответил: «Вы не переживайте, все сеульцы на работе».
Корейцы работают открыто и решают все вопросы, которые интересуют потенциальных партнеров, совершенно бесплатно. Найдут всё, что гости пожелают.
Что касается Wi-Fi, то в Корее он ловится везде – в поезде, лифте, на вокзале. А в Китае даже по паспорту иногда могут отказать в доступе к Сети, там Интернет жестко контролируется.
Как поехать учиться в Корею? Лучше всего через какой-нибудь дальневосточный университет. Многие вузы на Дальнем Востоке имеют совместные с Кореей программы по обмену студентами, волонтерами.
А вот чтобы поехать в Японию, важно получить приглашение от физического или юридического лица. Либо действовать через аккредитованные в России агентства, где есть представители японской стороны. По словам фотографа и путешественницы Леси Ким, в Страну восходящего солнца лучше отправиться в период цветения сакуры или красных кленов.
А ВЫ ПОСТИГЛИ ДЗЭН?
Известный востоковед и президент федерации шаолиньских боевых искусств Алексей Маслов о современном Китае, его перспективах и реакции России на появление нового геополитического гиганта знает почти всё. Эксперт активно занимается разработкой единого университета ШОС, а также является специалистом по социально-политическим процессам в Шанхайской организации сотрудничества. Помимо научной деятельности доктор исторических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ активно практикует искусство восточных единоборств. Он – единственный иностранец, занесенный в «Схему-хронику шаолиньских монахов-бойцов». Правда, в Тюмени московский гость побывал с исключительно просветительской миссией. Дословно тема лекции в рамках проекта «КонцептХаб» звучала так: «Куда движется современный Китай, и как на это реагирует Россия».
Как показал опрос, проведенный командой регионального проекта «Моя территория», большинство тюменцев положительно относятся к дружбе Китая и России. При выборке в 200 человек только 18% опрошенных против сближения с восточным гигантом, остальные высказались за».
Знаток Поднебесной, свободно владеющий английским, китайским и французским языками, рассказал, есть ли на самом деле кризис в современном Китае, как восточный гигант влияет на мировые процессы, а каков риск и какая польза от российско- китайского сотрудничества.
По словам Алексея Маслова, в настоящее время самый распространенный в мире язык – китайский. На нем говорят более 1,21 млрд человек. Другое дело, что внутри самого Китая около 10–12 диалектов, и жители Пекина и Шанхая говорят практически на разных языках.
Однако, чтобы иметь дело с представителями другой цивилизации, мало знать язык. Важно изучить ее историю, культуру. Напомним, бывали периоды, когда Китаем правили династии гуннов, маньчжуров, монголов. Проходили столетия, и все они становились китайцами. Китай уже в XVIII веке начал ощущать себя глобальной цивилизацией. И требовал к себе уважения. Об этой особенности китайского характера не так давно узнали представители ОАО «РЖД». Один китайский миллиардер, перед тем как инвестировать в ту или иную экономику, дарил своим партнерам в знак дружбы многометровую бронзовую фигуру Конфуция. Такие памятники установлены в Великобритании, США и других странах. А вот в России этого не произошло. Памятник Конфуцию, согласно инструкции РЖД, должен был проходить по документам как «шесть тонн бронзы». Китайский бизнесмен отказался делать такую неуважительную по отношению к Конфуцию запись. И инвестировать в российскую экономику тоже.
Тем временем Китай не просто обгоняет США, но и является мировым лидером по добыче и покупке золота, производству цемента, свинины, редкоземельных металлов, выработке солнечной и ветровой энергии. И даже в скупке производственных активов и недвижимости за рубежом. Около 40% нефтедобычи Казахстана контролируют китайцы. То же самое произошло с железнодорожными перевозками в одной из африканских стран. Экономику Индонезии также контролируют китайцы.
Будет ли Китай решать проблемы России? Вряд ли. Иммигрантов из Китая Алексей Маслов назвал «маргиналами» и «лузерами». Хорошие китайские инженеры и технологи, к сожалению, едут не в Россию, а в США и Западную Европу. Поэтому не стоит относиться к Китаю чересчур эмоционально. Но почерпнуть кое-что из китайского опыта можно. Например, освободить малый бизнес от налогов. Удешевить кредиты. Активно сажать коррупционеров.
В заключение эксперт подчеркнул: если Россия делает разворот на Восток, то ей нужно срочно решать проблему экспертного обслуживания. У нас есть неплохие переводчики с китайского. Но людей, знающих Китай и его культуру, – единицы. В свое время США потратили на подготовку китаеведов 1,8 млрд долларов. Россия – пока что ни копейки. А без этого завоевать выгодные позиции в отношениях с Китаем будет непросто.
– Чтобы развивать российско-китайские отношения, нужны специалисты, которые знали бы не только китайский язык, но и особенности менталитета китайцев, – уверен Алексей Маслов.
НА СНИМКЕ: Тюменская область и КНР намерены укреплять партнерские отношения.