Печать

О технологиях, территориях и кадрах

На III Тюменском инвестиционном форуме губернатор высказал несколько предложений, вытекающих из регионального опыта.

О технологиях, территориях и кадрах рассказал сегодня губернатор Тюменской области Владимир Якушев на III Тюменском инвестиционном форуме.

В начале своего выступления глава региона отметил, что прежняя модель экономического роста, которая эксплуатировалась в предшествующий период, себя исчерпала. Ее «кончина» случилась даже раньше известных событий – еще на стыке 2012–2013 годов, когда цена на нефть была высока, а экономический рост затормозился. К сожалению, не все успели оценить значимость этих событий.

«Апологеты так называемой либеральной модели до сих пор ждут, что «нас простят, и нефть вырастет в цене». Мне кажется, не простят, и не вырастет, – выразил свое мнение Владимир Якушев. – А если даже и простят, и вырастет, то прямого значения для роста экономики в том выражении, что нам необходим, мы уже не получим. Нам нужны новые, качественные решения, меняющие не просто отдельные нормативно-правовые документы, но и сам экономический уклад. Нужны решения, которые сформируют новую модель, приводящую в движение глубинные слои экономики. Очевидно, что во многом рост предыдущего периода был связан с увеличением потребления, которое было обеспечено в значительной части за счет импортных товаров, что не позволяло запустить полноценное развитие нашей собственной промышленности и технологий».

Трудности последнего периода эти проблемы только обострили. Отсюда возникла необходимость активного импортозамещения и наращивания собственного производства практически во всех отраслях. Владимир Якушев считает, что импортозамещение не будет полноценным, если мы по-прежнему будем производить товары на импортном оборудовании и по импортным технологиям. Нужны новые производства, основанные на наших собственных технологиях.

Губернатор озвучил несколько предложений, вытекающих из тюменского опыта: «Пусть наши меры и имели характер ручного управления, но если Тюменская область последние семь лет подряд имеет рост промышленности в диапазоне 110–115% за счет ввода новых обрабатывающих производств, значит, этот опыт чего-то стоит. Мы абсолютно уверены, что необходимо внедрение элементов государственного планирования экономики в отдельных наиболее важных для жизнедеятельности государства областях. Речь идет о разработке планов развития инфраструктуры; индустриализации и технологий. Разумеется, такие планы должны быть увязаны с процессом бюджетного планирования и финансовыми планами крупных игроков. План индустриализации, на наш взгляд, должен включать в себя все проекты модернизации действующих и создания новых промышленных производств с расстановкой их по субъектам Российской Федерации с определением конкретных мер поддержки, направленных на быстрейшее достижение результата со стороны органов федеральной, региональной и муниципальной власти, ресурсоснабжающих организаций, а также самого инвестора».

Это же позволит сконцентрировать финансовые ресурсы и льготы, которые имеются в распоряжении всех уровней власти на таких проектах, а также выстроить под них инвестиционные программы ресурсоснабжающих организаций. Тогда появится уникальная возможность планировать развитие тех производств, которые шаг за шагом позволят заместить импорт, параллельно наращивая несырьевой экспортный потенциал. Цель одна – ускоренное развитие собственной современной и гибкой индустриальной экономики и определение проблемных точек ее развития в формате онлайн, а при необходимости и принятие жестких мер реагирования. Будет абсолютно понятно, кому, сколько и когда нужно специалистов и какого они должны быть уровня подготовки. А это гарантия качественного исполнения государственного задания вузами и ссузами, получающими бюджетное финансирование на подготовку таких кадров.

Чего можно достигнуть в долгосрочном плане технологического развития? Губернатор ответил: «Во-первых, исчерпывающий перечень критично важных и перспективных для страны технологий. Этот перечень должен быть подробно расписан между государственными заказчиками, ответственными за их разработку, с определением конкретных сроков: когда и какие технологии должны быть получены и внедрены. Разумеется, в разработке такого заказа должны участвовать только те бюджетополучатели и институты развития, материально-техническая база и научно-кадровая составляющая которых, позволяет выполнить госзаказ качественно и в срок. Считаю, что для разработки технологий, по которым у нас нет готовых наработок, либо они утрачены и их восстановление с финансово-экономической точки зрения нецелесообразно, должны быть привлечены иностранные исполнители, которые имеют необходимые наработки и компетенции. Также считаю, что необходимо стимулировать приобретение контроля соответствующими российскими юридическими лицами над иностранными малыми предприятиями и отдельными институтами, имеющими пока недооцененные патенты и перспективные разработки, которые будут определять картину в своих сферах на несколько десятилетий вперед. Разумеется, к решению этой задачи должен быть активно привлечен частный и корпоративный капитал. Для его стимулирования необходимы поправки Налогового кодекса, дающие возможность вычета части сумм, направленных на приобретение инновационной продукции и разработку новых технологий, из налога на прибыль. Также, необходимо доработать 44 и 223 федеральные законы, окончательно установив приоритет такой продукции, и определив порядок разработки и актуализации ее единого реестра».

Тем, кто считает, что плановость и прочие предложения являются ущемлением частной и рыночной экономики, Владимир Якушев пояснил, что имеет ввиду не Госплан и иные меры жесткого регулирования, этот этап остался в ХХ веке, и возврат в то время невозможен, хотя бы потому, что мы уже стали совершенно другими. Больший эффект будет получен, если тщательнее планировать, а самое важное предопределять развитие и темпы роста экономики, создавая технологический и производственный задел себе и нашим потомкам.

Говоря о кадрах, губернатор отметил, что развивая реальный сектор экономики, было апробировано несколько вариантов подготовки кадров в учреждениях профобразования области. Так, в Ялуторовском агроколледже с привлечением немецкой аграрной академии Дойла из Нижней Саксонии, был запущен центр подготовки современных кадров по системе дуального образования, а в тюменском лесотехникуме создана принципиально новая модель, дающая плотную связку реального сектора экономики и системы подготовки кадров. В рамках этой модели руководители предприятий, для которых техникум готовит специалистов, имеют право на корректировку образовательного плана под свои реальные нужды, а также право аттестации преподавателей, которые, в свою очередь,обязаны регулярно проходить трехмесячную стажировку на самых современных предприятиях отрасли. Ведущие специалисты этих предприятий временно по отдельным дисциплинам идут преподавать в техникум. При этом им сохраняется оплата труда на постоянном месте работы. Такой подход дает возможность наиболее эффективно связать образование и экономику, устранить перекосы в коммуникациях этих двух систем.

«Когда нам говорят про инвестиционную привлекательность стран и регионов, мы понимаем, что в основе такой привлекательности и в целом успехов в экономике лежит реальная ситуация в муниципалитетах, поскольку именно они составляют любой регион, а в конечном итоге и государство. Тюменская область это совокупность 26 конкретных муниципальных районов и городских округов. Учитывая это, вся работа по их развитию, если брать укрупнено, у нас состояла из семи этапов, мы назвали ее «семь шагов», – сообщил Владимир Якушев и разъяснил, какие это были шаги.

Шаг первый – создание системы коммуникаций. Любой инвестор взаимодействует с подразделениями федеральных органов власти, региональным правительством, муниципальными администрациями, ресурсоснабжающими организациями и институтами развития. Было заключено соглашение, где прописан алгоритм взаимодействий всех этих инстанций и установление режима наибольшего благоприятствования для любого проекта, реализуемого в регионе. А чтобы документ был абсолютно конкретным, к соглашению был приложен полный реестр всех инвестпроектов. Любая сторона соглашения имеет к этой информации прямой доступ. И, стало быть, видит все проблемы, которые предстоит решить.

Шаг второй – все муниципалитеты получили показатели роста экономики, к которым им необходимо стремиться. За основу были взяты показатели, которые доведены главам субъектов указом президента.

Шаг третий — введение системы рейтингования и мониторинга муниципалитетов. По итогам года свод показателей статистики, данные реестра инвестиционных проектов, где указано, сколько каких проектов приходится на каждую конкретную территорию, и мнение экспертов, представляющих бизнес, ложатся в основу рейтинга муниципалитетов.

Отсюда следует шаг четвертый – стимулы и антистимулы. К стимулам относится система премирования глав администраций и их команд по итогам такого рейтинга. На премию могут рассчитывать только те, кто вошел в первую десятку рейтинга. Точно также распределяется и бюджет развития. А по джентельменской договоренности, глава муниципалитета, занявший последнее место в рейтинге, покидает свое место работы.

Шаг пятый – главы муниципалитетов получили набор лучших практик других регионов и муниципалитетов для прямого использования в виде готового к внедрению муниципального стандарта. Этот стандарт включает в себя 13 пунктов. Ежеквартально главы, а с этого года их заместители, курирующие экономику, проходят регулярную учебу.

Шестым шагом стало выстраивание комплексной системы поддержки проектов. Так, любой инвестор получает право на пользование всем пакетом услуг государственной и муниципальной поддержки. Этот пакет включает предоставление земельного участка, получение налоговых льгот, отраслевых субсидий и инвестиционных займов под 7% годовых. Только такой подход может обеспечить дальнейший рост промышленности и экономики в современных сложнейших условиях.

«И, наконец, шаг седьмой. Призывая других к планированию, мы начали с себя, – заверил губернатор. – Отраслевые стратегии с конкретными планами, предусматривающими реализацию конкретных инвестиционных проектов, привязанных к муниципальным площадкам, у нас появились уже давно. Затем мы сориентировали на эти же проекты нашу систему государственной поддержки. А с прошлого года мы сформировали отдельные планы развития для каждого муниципалитета, куда внесли ключевые проекты для развития экономики каждой конкретной территории. Закрепили ответственных со стороны муниципалитетов и областного правительства за этими проектами в формате проектной команды. Таким образом, мы знаем, куда мы движемся, понимаем, кто отвечает за каждый процесс и проект, и насколько этот человек подготовлен. Видим, чем конкретно мы можем помочь каждому проекту, и, стало быть, уверены в том, что снова получим рост».

Заканчивая свой доклад, Владимир Якушев сфокусировал внимание участников пленарного заседания на формуле успеха, которая отвечает веяниям времени: планировать развитие, закладывая рост по всем основным направлениям и показателям; концентрировать ресурсы, определяя ответственных; задействовать ресурсы каждой, даже самой маленькой территории, через ее рост получая совокупный рост региона и страны в целом; запустить все источники нового технологического роста, способного изменить облик нашей экономики в среднесрочной перспективе; массово и целенаправленно готовить под это кадры.

Источник: Вслух.ру