"Тот, кто хочет получить всё и сразу, получает ничего и постепенно"
Санкции – это, конечно, плохо, но именно они толкают отечественную экономику к диверсификации.
Под занавес недели в Сочи прошел ежегодный Международный инвестиционный форум, собравший порядка 1700 участников, дискутировавших о способах выхода отечественной экономики из рецессии.
Форум стартовал с «делового завтрака» Сбербанка − дискуссионного формата под руководством Германа Грефа, с участием министров. Тема дискуссии: диверсификация отечественной экономики.
Из учебников известно: ослабление национальной валюты автоматически приводит к структурным изменениям в экономике через переток капитала из неторгуемых (ориентированных на внутренний спрос) секторов в торгуемые (экспортно ориентированные).
В случае с Россией естественное стимулирование роста ограничивается ограничениями на импорт капитала, стандартно запускающими инвестиции в ставшие привлекательными сектора экономики.
Торговать на внешнем рынке наши производители могут сырьем и продукцией невысокого передела. Из высокотехнологической сферы − оружие и продукция космической сферы (услуги по выведению на орбиту иностранных спутников, ступени двигателей для американских ракет). Есть еще атомные теплоэлектростанции, которые Россия строит по всему миру, – вот, собственно, и все.
На форуме каждый говорил о своем. Глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, комментируя тему диверсификации, свел ее к корпоративной части стратегии правительства в 2008–2014 годах.
«Решение проблем диверсификации возлагалось на «национальных чемпионов», − напомнил он. С точки зрения Кудрина, реализованная идея поддержки крупных национальных компаний, конкурентоспособных на мировом уровне (идея особенно поддерживалась Белым домом в 2010–2012 годах), сейчас является одним из основных барьеров на пути диверсификации экономики.
«Газпром, в таком качестве как сегодня, скорее, тормозит процесс. В случае с «Ростехнологиями» мы предполагали, что они разделятся на крупные холдинги, которые будут отчасти конкурировать друг с другом, однако этого не произошло. И сейчас ориентация на «национальных чемпионов» и возложение на них обязанностей по поддержке, например, инноваций − это ошибка, ставка на создание конкурентной среды гораздо более продуктивна, чем концентрация ресурсов в руках крупных окологосударственных компаний».
Главным союзником Кудрина на этом поприще был глава ФАС Игорь Артемьев, мрачно заявивший о построении в РФ «государственно-монопольного капитализма» и всем своим видом демонстрировавший, что главным препятствием на пути торжества данной экономической модели будет укрупненная ФАС.
Текущие бюджетные проблемы, пишет «Коммерсантъ», всегда отражаются в сочинских дискуссиях в практической плоскости. Дебаты не обошлись без тщательно скрытой, но ожесточенной полемики Минфина и Минэкономразвития по ключевым вопросам бюджета на 2016 год.
Министр финансов Антон Силуанов напрямую заявил, что основная проблема диверсификации прошлых лет − это политика стабильного валютного курса («не надо было укреплять рубль»), а перераспределение силами правительства маржи в экономике, возникшей в силу изменения валютных курсов, − «очень правильно».
Речь идет о пока не завершенной дискуссии об увеличении налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) или экспортной пошлины на нефтепродукты − то есть о росте эффективной ставки налогообложения для нефтяной отрасли: Минфин рассчитывал ранее получить в доход бюджета-2016 около 450–500 млрд руб. допдоходов от этой операции.
В свою очередь, Минэкономразвития, отстаивающее прямо противоположные идеи и в отношении рубля (среднесрочной стратегией стимулирования в ведомстве предлагают возврат к относительно твердой национальной валюте), и в отношении нефтяников (министерство категорически против «перераспределения маржи»), заявило свою идею диверсификации.
Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев пояснил, что «попытки диверсификации за счет перераспределения» − это «бред». А на ближайшие годы поддержку вложениям в несырьевой экспорт должны оказывать схемы частичного разделения государством риска по такого рода проектам с инвесторами. Министр призвал к развитию институтов частно-государственного партнерства.
Совершенно неожиданным было включение в макроэкономическую дискуссию социального вице-премьера Ольги Голодец − ее обычные выступления почти никогда не затрагивают непосредственно макроэкономических вопросов.
В ответ на полемику о «чемпионах», рубле и нефтяной ренте Голодец выдвинула свой тезис: остановка экономического роста в РФ вызвана предыдущей политикой Минфина по изъятию доходов бюджета в резервы. И именно накопление резервов привело к сокращению потенциала роста ВВП на 2016 год до 1% − тогда как в случае своевременного инвестирования денег в экономику рост был бы выше.
По версии социального вице-премьера, отказ от таких вложений привел к недоинвестированию в «человеческий капитал» и к существенному удешевлению рабочей силы − девальвация лишь реализовала этот эффект.
Голодец привела статистику, согласно которой 817 тыс. граждан РФ сейчас имеют второе гражданство, 157 тыс. − вид на жительство в другой стране, а до трети студентов в России намерены в будущем трудиться «за пределами РФ и в западных компаниях».
Появление у социального блока собственной, расходящейся с позициями и Минфина, и Минэкономики, макроэкономической идеологии наблюдатели относят к текущим бюджетным проблемам: заявление об ошибочной политике накопления резервов − следствие полемики с Минфином о бюджете Пенсионного фонда на 2016 год, стратегии индексации пенсий и т. д.
Всерьез заявление воспринял лишь Кудрин, не преминувший посоветовать социальному вице-премьеру решать вопросы, вытекающие из «проблем демографии» и увеличивающие потребности бюджета в социальных расходах. Намек на неизбежность обсуждения повышения пенсионного возраста вице-премьер поняла, но дискуссию развивать не стала.
Альянс сторонников роста госрасходов и социального блока в Белом доме – событие ожидаемое: если он будет устойчив, это радикально изменит властный ландшафт. Сейчас ВПК и лоббисты инфраструктурных проектов скорее конкурируют с «социалкой» за приоритет в госрасходах.
Открывший пленарную сессию премьер-министр Дмитрий Медведев не пролил свет на полемику относительно «национальных чемпионов». Премьер говорил о том, что из-за санкций «мы живем и работаем в условиях жесткого ограничения доступа на внешние рынки капитала. Практически по многим позициям для нас закрыта и сфера технологий».
«Упавшие почти в одно время с введением санкций цены на нефть восстановятся», но нынешний «нефтяной ледниковый период» нельзя переживать пассивно. «Россия должна раз и навсегда отказаться от догоняющей модели развития. Недостаточно следовать просто стратегии выживания. В этом случае мы отстанем. И на сей раз безнадежно».
Глава кабинета сообщил об определенной правительством четверке текущих приоритетов: это инвестиционная активность, импортозамещение, качество государственного управления и бюджетная политика.
Премьер отметил, что нежелание инвесторов вкладываться в новые проекты свойственно сейчас не только РФ − в других странах также царит «бизнес-апатия», вызванная нестабильностью мировой экономики. В России низкая инвестактивность объясняется еще и дорогими займами, экономическими рисками и прочими политико-психологическими аспектами: «На первый план выходит проблема доверия и защиты частной инициативы».
Вставшую на фоне санкций во весь рост проблему власти пытаются решать, в том числе созданием новых институтов. К "Сочи-2015" премьер приберег новость по этой части, объявив, что созданную в июне Корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства возглавит Александр Браверман, ранее возглавлявший Фонд развития жилищного строительства.
В условиях малой активности инвесторов возрастает роль губернаторов. Глава правительства отметил: в один регион деньги приходят, в другой с похожими условиями − нет. Это связано с управленческой командой в регионе, эффективность которой во многом определяется личностью руководителя. "Бегать надо за инвестициями, особенно в столь сложный период, как сегодня!" – указал он губернаторам.
Модератор пленарного заседания ректор «Сколково» Андрей Шаронов обратил внимание чиновников на необходимость работы над своими ошибками: «Раз за разом переписывая программы и делая их действительно − я искренне так считаю − лучше, мы наступаем на грабли, и поэтому многие темы у нас мигрируют из одной программы в другую на протяжении почти 15 лет».
«В течение последних 15 лет вы тоже в правительстве работали. Что тогда вы спрашиваете?» − заметил в ответ Медведев, добавив, что если власти не успели что-то сделать, то это не повод отказываться от правильных целей.
Объяснение действиям чиновников нашел декан экономического факультета МГУ Александр Аузан: «Тот, кто хочет получить все и сразу, получает ничего и постепенно». По его мнению, решение проблемы состоит в том, что необходимо продлить горизонт планирования, «попытаться создать связку между сегодняшним днем и завтрашними целями».
На сегодняшний день мы имеем санкции. «Мы вроде бы хотим выйти из санкционных режимов, но есть люди, которые вложились в импортозамещение, для них прекращение противостояния − экономическая драма».
И именно эти люди и занимаются импортозамещением. И занимались бы еще активнее, если бы санкционный режим продлился еще хотя бы года три.
Сергей Шильников, Тюменская Правда от 8 октября