Печать

Дешевая нефть играет против правил

Сжатие бюджета России приведет к пересмотру принципа определения его расходов
Сохранение в 2015 году нефтяных цен на уровне $50 за баррель лишит федеральный бюджет пятой части его доходов — 3 трлн из 15 трлн руб., сообщил на Гайдаровском форуме глава Минфина Антон Силуанов. Ведомство рассчитывает удержать дефицит бюджета-2015 в пределах 2-3% за счет урезания уже утвержденных расходов и использования денег Резервного фонда. Поскольку в 2016 году эти два источника могут быть большей частью исчерпаны, при верстке бюджета-2016 Минфин хочет предложить Белому дому ужесточить бюджетное правило и заняться пересмотром самой структуры расходов госказны.

Оценки пагубного влияния падения цены Urals на доходы бюджета начавшегося года меняются так же стремительно, как и сами нефтяные котировки. Еще в конце минувшего декабря чиновники говорили о возможном недоборе доходов 2015 года в 1,5 трлн руб., вчера же, выступая на Гайдаровском форуме, Антон Силуанов сообщил, что при средних $50 за баррель нефти доходы госказны упадут на 3 трлн руб. Законом о бюджете доходы 2015 года утверждены в размере 15,1 трлн руб.— таким образом, речь идет о потере 20% поступлений.
Почему нефти обещают подорожание
Выступая на Гайдаровском форуме, глава Минфина Антон Силуанов заявил о необходимости сократить прирост расходов бюджета в 2015 году, так как при цене на нефть $50 за баррель его потери составят около 3 трлн руб. Цена на нефть, впрочем, по словам министра, «достигла дна»
Если отнести эти 3 трлн руб. на запланированный на 2015 год дефицит в 0,43 трлн руб., этот показатель увеличится в восемь раз — то есть с 0,6% до примерно 5% ВВП. Однако, как уточнил вчера глава Минфина, сейчас власти намерены удержать размер дефицита в пределах 2-3% ВВП (в конце декабря прошлого года господин Силуанов говорил "о более чем 3%). Чтобы добиться этого, ведомство готовит урезание расходов на 10%. При сплошном "секвестре" это дало бы экономию 1,55 трлн руб.— однако на деле сокращение будет меньшим — около 1 трлн руб., поскольку не распространится на отправляемые на пенсии трансферты Пенсионному фонду и иные социальные обязательства властей. Более того, из-за необходимости дополнительно проиндексировать выплаты пенсионерам и военнослужащим на фактическую инфляцию 2014 года (11,5%) расходы 2015 года придется увеличить еще на 500 млрд руб.
В этих условиях главной надеждой властей на закрытие дыр остается Резервный фонд, выросший на девальвации рубля до 4,95 трлн руб. (по состоянию на 1 января). Публично Минфин пока ограничивается сообщением о намерении изъять из фонда "более 500 млрд руб.". По сценариям, изложенным ведомством к бюджетному совещанию в Белом доме (см. "Ъ" от 25 декабря 2014 года), из "копилки" может быть изъято до 3,5 трлн руб.
Почему рубль и нефть прежними не станут
Инвестбанкиры не радуют прогнозами: по оценке аналитиков из Goldman Sachs, курс рубля в 2015 году составит 69 руб./$1, нефть марки Brent понизится до $50,4 за баррель. Тем временем саудовский принц аль-Валид бен Таляль утверждает, что стоимость нефти больше не достигнет отметки в $100. В целом российскую экономику в текущем году ждет рост инфляции до 13,7%, уверены в Morgan Stanley
Поскольку повторять подобные изъятия в последующие годы будет уже физически невозможно, а потенциал для новых урезаний расходов при сохранении прежней конструкции бюджета будет исчерпан, на 2016 год Минфин предлагает изменить сам подход к верстке госказны. Вчера Антон Силуанов сообщил о намерении получить у руководства страны согласие на корректировку бюджетного правила при подготовке следующего бюджета. Напомним, что, согласно бюджетному правилу, при падении цен на нефть допустимый размер расходов госказны определяется исходя из средней за последние три года цены сырья с прибавлением к сумме доходов 1% ВВП. Поскольку начиная с 2011 года среднегодовая цена Urals держалась выше $100 за баррель (в 2014-м она снизилась до $97,6), даже с учетом $60 в 2015-м, цена для определения расходов 2016 года по бюджетному правилу составит $85 за баррель — что существенно выше большинства нынешних прогнозов.
Настаивая в 2012 году на введении этого правила, Минфин страховался не столько от падения цен на нефть, сколько от их роста — точнее от аппетитов ведомств, требовавших тогда больше денег на фоне появления в бюджете дополнительных доходов. С введением правила в 2013 году, эти "излишки" уже без дискуссий о способах их освоения стали пополнять Резервный фонд. Но, как выяснилось, при обвальном падении нефтяных котировок правило работает во вред бюджету. "При таких резких снижениях цены на нефть бюджетное правило не выдерживает — мы потратим все резервы. Поэтому нужно корректировать бюджетное правило с точки зрения постановки новых задач",— сказал вчера министр. Пока он предложил самый простой способ ужесточения — "на период резкого снижения цены на нефть при определении расходов не добавлять 1% ВВП".
Отметим, что при длительном сохранении низких нефтяных цен такая корректировка ранее неприкосновенного бюджетного правила может привести не только к выполнению непосредственной задачи — сокращению трат на 1% ВВП (0,8 трлн руб. в 2016 году) еще на этапе планирования, но и, возможно, станет толчком к изменению структуры бюджетных расходов, которую Минфин давно называет неэффективной.

Вадим Вислогузов http://www.kommersant.ru