Дырка от бюджета. Отчего регионам постоянно не хватает денег?
Откуда брешь?
Последние недели принесли несколько «налоговых» новостей: сначала правительство заявило о «допустимости» дополнительного налога с продаж, а затем появилась «утечка» о грядущем повышении налога на добавленную стоимость (НДС) и налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Все эти меры позволят, по замыслу властей, пополнить региональные бюджеты - как раз в них поступают налоги на доходы граждан, туда же направят и налог с продаж. Предполагается, что к 2017 г. это увеличит доходы регионов на 600-700 млрд руб. - эта цифра сопоставима с предполагаемым их дефицитом в текущем году (около 850 млрд руб.).
Становится ясно, что правительство не может обеспечивать растущие траты без увеличения налогов. Но Россия уже сегодня отличается очень высокой налоговой нагрузкой на экономику - 34,99% от ВВП (в США - 24,35%, в Китае - 22,64% от ВВП). Дальнейшее же повышение налогов наверняка приведёт к снижению экономического роста, и тогда налоговые поступления в бюджеты регионов могут, наоборот, сократиться. К тому же рост налогов не означает оздоровления региональных бюджетов.
Большинство регионов тратит из бюджета больше, чем получает. Возьмём Красноярский край. Запланировано, что в 2014 г. регион заработает 143,5 млрд руб. и израсходует 176 млрд руб. При этом «собственные доходы» краевого бюджета - это лишь 121 млрд руб., а ещё более 22 млрд руб. - средства, поступившие из федерального центра. Похожая картина в Калининградской области: из 35,4 млрд руб. доходов 2013 г. треть (12,3 млрд руб.) - помощь «федералов». Реальные прорехи в региональных бюджетах достигают сегодня в среднем 22-25% их доходной части.
Президентские «майские указы» нагрузку увеличили: за значительную часть расходов на образование и здравоохранение теперь отвечают местные власти. К 2018 г. учитель должен получать не ниже среднего оклада по региону, а врач - две средние зарплаты. Разумеется, многие пытаются просто смухлевать: достаточно спросить врачей в Костроме, кто из них имеет зарплату в 34 тыс. руб., «изображённую» администрацией как средняя по городу в последнем отчёте. Но в большинстве случаев бюджеты вынуждены повышать траты, причём спланировать их невозможно: ведь доходы учителя в Красноярске зависят от того, повысится ли... зарплата на предприятиях «Норильского никеля». В итоге доходы местных бюджетов падают, а расходы растут. И везде более 50% трат идут на образование, здравоохранение и социальную поддержку населения.
Как заштопать?
Тенденцию к сокращению числа регионов-доноров (в 2005 г. их было 19, в 2013 г. осталось только 9) нужно переломить - не то «переломится» вся российская финансовая вертикаль. Однако правительство сейчас уделяет особое внимание крупным инвестиционным проектам - вводу в действие новых месторождений, строительству трубопроводов и т. д. Эти проекты не создают массы рабочих мест и не приносят регионам дополнительного НДФЛ. Новые предприятия стараются не показывать прибыли. И потому, например, хотя добыча нефти в Красноярском крае выросла в 2010-2013 гг. более чем в три раза (с 6,8 до 21,6 млн т), поступления от нефтяников в краевой бюджет увеличились лишь на 14%. Малый бизнес и вовсе стремится уйти «в тень».
Как же оздоровить региональные бюджеты? Прежде всего нужно пересмотреть налог на добычу полезных ископаемых - сегодня он идёт целиком в федеральный бюджет и образуется на 99,3% от налога на добычу нефти и газа. Следует передать регионам до 20% этого налога и установить значимые ставки на использование прочих ресурсов (от щебня до речных стоков, от вылова морепродуктов до заготовок леса). Пусть природа региона приносит ему доход. Такой «манёвр» мог бы принести до 1,5 трлн руб. в год.
Следующий шаг - существенно снизить НДС (к примеру, с 18% до 10) и одновременно отменить его возмещение по товарам, идущим на экспорт. Это сократило бы доходы федерального бюджета, но параллельно можно было бы ввести налог с продаж (на уровне 5%), что принесло бы регионам до 700 млрд руб. и вызвало бы интерес к развитию местного бизнеса, а не потворствованию одним только «национальным достояниям». Столь же очевидным выглядит введение налога на роскошь, которое правительство так и не решается предпринять.
Главное - любые меры должны быть ориентированы не на рост федеральной помощи, а на повышение доходов местных бюджетов за счёт развития местного же бизнеса.
Источник: АиФ, №30