Печать

На Ямале всегда ставят дерзкие задачи

 

Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин убеждён: если не ставить дерзких задач, то и денег в бюджете никогда не будет.

На минувшей неделе губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин встретился с журналистами. Мужской разговор (именно так окрестила встречу окружная телерадиокомпания «Ямал-Регион») шёл о предстоящих выборах (причём тюменского губернатора), областной программе «Сотрудничество», сносе ветхого жилья (а его становится всё больше) и «дерзких проектах».

«Я всяких повидал в своей жизни»

Ямал традиционно отличается «высокой электоральной активностью». Вот и на выборах президента арктический край показал второй результат по стране: на избирательные участки 18 марта пришли почти 92 процента северян. На очереди новая кампания — по выборам губернатора Тюменской области. Журналисты уточнили: не пора ли вернуться к прямым всенародным выборам и губернаторов северных автономий? По существующему порядку их фактически назначают, а список кандидатов в Законодательные Собрания регионов вносит президент страны с учётом предложений тюменского губернатора.

— Какая разница — выбрали или назначили? — парировал вопрос Дмитрий Кобылкин. — Я всяких повидал в своей жизни — и выбранных, которые не работали, и назначенных, которые не работали. Главное, чтобы работали. Если человек заряжен на позитив, на то, чтобы территория процветала, создавал комфортные условия, то всё будет хорошо. Люди только этого хотят, а остальное — дело техники.

«Мы живём как хорошие соседи»

Поинтересовались журналисты взаимоотношениями между руководителями нашего сложноподчинённого региона. Эта «горячая тема» периодически всплывает в отдельных масс-медиа.

— Владимир Якушев сам с Ямала, Наталья Комарова с Ямала, — не дал поводов для лишних разговоров Дмитрий Кобылкин. — Мы все ямальцы. Отношения у нас абсолютно адекватные, нацеленные на созидание. Реализовали шикарный проект в Рощино. Сейчас это якорный аэропорт для авиакомпании «Ямал». Губернатор области участвует в переселении наших пенсионеров. У нас не так много было денег на этот год — всего 500 миллионов рублей. Владимир Якушев выделил ещё столько же. Потому что понимает: ямальские ветераны сделали всё, чтобы процветала и Тюменская область. Отправляем в Тюмень учиться нашу молодёжь, поскольку на Ямале нет вузов. Это тоже его зона ответственности. Мы просто не можем не замечать его заботу.

К взаимоотношениям братских регионов Дмитрий Кобылкин вернулся, отвечая на вопрос о строительстве дорог. Как известно, из областной программы «Сотрудничество» финансируется сооружение автомобильной магистрали от Надыма до Салехарда. По дороге жизни должны были открыть уже сквозное движение, однако работы ещё предостаточно.

— Наполнение программы «Сотрудничество» сильно зависит от налога на прибыль, — объяснил отставание ямальский губернатор. — Стрессовый период компании пережили, прибыль у них восстанавливается. Наши три региона научились жить так, что если у кого-то снижается доля, то тот, у кого дела получше, помогает другому. Мы живём как хорошие соседи. Программа работает, и нам пока не хочется её менять.

«Да, задачи дерзкие»

Дорога Надым — Салехард далеко не единственный масштабный инфраструктурный проект, реализуемый на Ямале. Арктический край запускает новую амбициозную программу по сносу ветхого и аварийного жилья стоимостью свыше 50 миллиардов рублей.

— Да, задачи дерзкие, — признаёт Дмитрий Кобылкин. — Но мы поступаем так всегда. В 2010-м, когда меня только назначили губернатором, бюджет у округа был скромный, а проблем — не счесть. Но я докладывал тогда президенту о намерении построить ту же дорогу Надым — Салехард за 62 миллиарда рублей, Северный широтный ход, огромное количество жилья, начать благоустройство городов и посёлков. При этом у нас был хронический дефицит детских садов, школ, спортивных сооружений. Планы казались невыполнимыми. Но если не ставить себе высокую планку, то и деньги вряд ли найдутся.

Деньги — такой материал, который появляется, когда есть конкретные задачи и хорошая команда. Инвесторы видят, что жизнь кипит, и стремятся принять в этой жизни участие. Мы пережили очень сильную турбулентность в России и на Ямале, связанную с падением цен на энергоносители. Тем не менее не заметили серьёзной приостановки каких-либо проектов. Двигаемся хорошими темпами.

«Глаза боятся — руки делают»

Наметилась подвижка и в строительстве Северного широтного хода, предусматривающего возведение сети железных дорог и моста через Обь близ Салехарда. Журналисты пытались разобраться в сути подписанного премьер-министром Дмитрием Медведевым распоряжения о старте соответствующей концессионной процедуры.

— Мы смогли создать такую концессионную схему, что с ней согласились все ключевые министерства, — с гордостью заявляет Дмитрий Кобылкин. — Снизили капитальный грант федерального бюджета с 66 миллиардов до 10 миллиардов рублей! При нестабильной ситуации в экономике, во внешней политике России очень тяжело реализовать такой проект. Наша ямальская команда (я, наверное, в ней самый пожилой) убедила президента, убедила правительство. Проект создаст огромное количество рабочих мест. Как говорится, глаза боятся, а руки делают.

По словам губернатора, изначально Северным широтным ходом занимались матёрые мужики. Но проект «никак не шёл». Тогда-то Дмитрий Кобылкин и назначил своим заместителем Дмитрия Артюхова, отучившегося в Сингапуре. Дал молодым ребятам возможность для самореализации. И не прогадал.

Впрочем, и сам Дмитрий Кобылкин во власть попал случайно. Выпускник Уфимского нефтяного технического университета сделал на Ямале неплохую карьеру. Уже с 28 лет, будучи первым заместителем генерального директора «Пурнефтегазгеологии», он руководил разработкой Ханчейского месторождения и организацией нефтегазодобывающего производства. Но три года спустя его шеф Анатолий Острягин, назначенный главой Пуровского района, забрал с собой подающего надежды инженера — вновь первым замом. В 34 года Дмитрия Кобылкина избрали главой самого промышленно развитого в стране района, а в 38 лет назначили губернатором Ямала.

К числу «дерзких проектов» глава региона отнёс идею создания экранопланов — гибрида самолёта и судна на воздушной подушке. Ямал готов выступить с пилотным проектом по эксплуатации высокоскоростных лайнеров, двигающихся над водой. Не менее амбициозную задачу Дмитрий Кобылкин ставит перед авиакомпанией «Ямал» — в ближайшие годы она должна стать крупнейшим перевозчиком Сибири и Дальнего Востока. Детище правительства округа является якорным заказчиком самолётов «Сухой Суперджет», контракт предусматривает поставку 25 таких машин. «Встали в очередь за новым российским лайнером МС-21, чтобы иметь замену Airbus-320», — дополняет губернатор.
«Либо мы вместе, либо каждый сам за себя»

Не обошли вниманием журналисты задержку заработной платы на целом ряде ямальских предприятий, а также банкротство строительных компаний, оставивших немало северян без денег и крыши над головой. Законодательное Собрание региона вынуждено было принять закон о государственной поддержке обманутых дольщиков. Этот документ породил недовольство многих ямальцев, которые в социальных сетях пишут о поощрении иждивенчества.

— Здесь следует определиться: либо мы вместе создаём государство, либо каждый сам за себя, — рассуждает губернатор. — Я знаю несколько семей, которые поверили подрядчику и вложили в строительство жилья все свои накопления. Этот подрядчик когда-то участвовал в строительстве объектов, где заказчиком выступала власть. Но что-то у него пошло не так, он обманул людей. Как им дальше жить в этой стране? Разве государство не должно помочь простым людям? Иначе государство не будет существовать в жизни человека. Ну а те компании, которые плохо выполняют свои функции, безусловно, нужно вносить в чёрные списки, их учредители не должны создавать новые компании и обманывать дальше людей. Это то же самое, что невыплата зарплаты. Если человек взялся за выполнение работ и с ним рассчитывается генеральный подрядчик, но он не выполняет свои обязательства, этот человек не должен больше вести бизнес. Может, это жёстко, но по-другому руководителей дисциплинировать нельзя.

Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа:

— Я никогда не держался за кресло. Недавно меня спросили, как стать губернатором. Я ответил: «Если вам сильно не повезёт, то вы станете губернатором». Это тяжёлая работа, темп очень серьёзный.

Источник: Андрей Фатеев, Тюменские известия.