Сценарии развития нефтегазовой отрасли: оценка возможностей и стратегические приоритеты
Главная пленарная сессия - «Россия и центры энергетического влияния: диверсификация в условиях жесткой конкуренции» - собрала на своей площадке, пожалуй, самых высокопоставленных и именитых спикеров для обсуждения роли России и ее влияния на мировой энергорынок, а также необходимых шагов по укреплению конкурентных позиций в условиях «новой нормальности». Модератором сессии выступил Министр энергетики России Александр Новак. Заместитель председателя Правительства Аркадий Дворковичзачитал приветствие участникам форума от Премьер-министра Дмитрия Медведева.
Со своей стороны, А.Дворкович подчеркнул, что России «не нужны ценовые потрясения, нам нужна относительная стабильность для надежного снабжения энергоресурсами, на это нацелена наша политика». При этом Россия призывает иностранных партнеров «оставить в стороне политические амбиции, не имеющие ничего общего с благополучием людей». По словам Дворковича, сегодня Правительство рассматривает самые разные сценарии мировой нефтяной конъюнктуры – от 25 до 50 долларов за баррель.
Глава российского энергетического ведомства А.Новак заявил, что форум стал основной отраслевой площадкой. В этом году ННФ получил новый импульс: он проходит вместе с выставкой «Нефтегаз». Сбалансированная экономика страны, без зависимости бюджета лишь от одной отрасли и собственные высокие технологии - все это дает независимость и иммунитет государству в условиях кризисов, а также позволяет диктовать свои условия. «Мы видим, восстановление затянулось. В связи с падением цены на нефть снизились инвестиции в отрасль. В 2015 – на 15-40 %, в 2016 – на 10-30 %», - сказал министр, добавив, что дисбаланс спроса и предложения усугубился.
На старте дискуссии ее участникам предложили выделить три фактора, влияющие на спрос в нефтегазовой индустрии, а также дать свой прогноз относительно базового уровня цен на нефть на мировом рынке. В целом по первому вопросу были выделены такие аспекты, как технологические новации, экономическая и политическая ситуация в мире. А.Дворкович и А.Новак отметили, что замедление темпов роста экономики по сравнению с предшествующими десятилетиями повлияло на баланс спроса на нефть. Бесспорно также, что прорывы в области замещения источников энергии, технологические инновации привели к снижению издержек добычи углеводородов, что также сказалось на равновесных ценах.
Безусловно, участники сессии не смогли обойти вниманием события, произошедшие в минувшее воскресенье в Дохе, где министры нефтедобывающих стран так и не пришли к соглашению. Как отметил президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, он не очень верит «в искусственное регулирование цен на рынке». «Рынок всё же должен сам формировать цену, которая позволит производителю производить, а потребителю – покупать», - сказал он. По словам Алекперова, из отрасли ушли колоссальные объемы инвестиций. В 2015 году – 300 млрд долларов, а за первый квартал 2016 – 112 млрд долларов. Среди причин сложившейся ситуации он назвал «технологический прорыв», перемещение центров производств в новые регионы – регионы потребления (к примеру, США), а также то, что отдельные страны Персидского залива начали наращивать объемы.
«Уверен, что, несмотря на снижение, экономика выдержит, нефтяная промышленность уже адаптировалась к цене», - отметилАлекперов - «поэтому 27-28 долларов за баррель – нижний предел цены, от которой отталкивается компания «ЛУКОЙЛ».
Относительно прогноза равновесных цен на нефть мнения разделились. Приглашенный министр нефтяной и горнорудной промышленности Боливарианской Республики Венесуэла Эулохио дель Пино назвал в качестве предполагаемой цены 60-70 долларов за баррель, а также высказал рекомендацию установить объем производства на одном уровне с целью сокращения разрыва между спросом и предложением. Глава «ЛУКОЙЛа» В.Алекперов отметил, что цена на нефть не сможет резко измениться ввиду того, что затраченные денежные ресурсы не позволяют изменить объем производства немедленно. Лишь после второй половины 2017 года ожидается сокращение производства и рост спроса.
Имоджен Хатчер, президент агентства Platts, назвала в качестве ожидаемого в 2016 уровня равновесной цены 60-70 долларов за баррель. Президент и Председатель Правления АНК «Башнефть» А.Корсик заметил, что «цена будет равна 50 в этом году, а дальше жизнь покажет», а по мнению Президента РСПП А.Шохина ожидания цены выше 50 в настоящее время лишены весомых оснований.
Далее А.Новаком были предложены конкретные вопросы для каждого из спикеров касательно роли ОПЕК в современном мире, решения США о поставке нефти на экспорт, доли государства в нефтегазовом секторе.
Поднималась также проблема сохранения высокой доли ТЭК в экономике России. По утверждению А.Дворковича, такая ситуация не противоречит задачам диверсификации экономики, так как топливно-энергетический комплекс является движущей силой для развития многих других отраслей. «ТЭК должен развиваться стабильно, а другие сектора ускоренно, это то самое гармоничное состояние, к которому мы стремимся».
Роль государства в нефтегазовом секторе рассматривалась через механизмы налогообложения и проведение приватизации. Согласно заявлению В.Алекперова, «налоговый режим должен утверждаться надолго, нельзя за 10 лет более 40 раз менять налоговое законодательство». Ряд законов сдерживает инвестиции, поэтому, чтобы повысить инвестиционную привлекательность, надо совершенствовать систему налогообложения. «Пик добычи в западно-сибирском регионе и затем его плавное снижение – это естественный процесс. Необходимо стимулирование инвестиций в разработку месторождений, находящихся на поздних стадиях, а также создание механизма экономического стимулирования для эффективного использования действующих и будущих месторождений».
Относительно приватизации рассматривалась ситуация, связанная с компаниями «Башнефть» и «Роснефть». По мнению А.Шохина, «такой актив как «Башнефть» было бы правильнее вернуть в частную собственность», но возникает другой вопрос, как это сделать. «Очевидно, что государству не нужно оставаться в этой компании». Также А.Шохин полагает, что возможно рассмотреть вопрос привлечения «пенсионных денежных средств» и показать тем самым, что приватизация имеет социальную направленность. А.Корсик считает, что в настоящее время присутствие государства в компании более предпочтительно, чем ситуация, при которой, «частники» купят «Башнефть».
В целом участники дискуссии сошлись во мнении, что, несмотря на различные точки зрения, наблюдается общность подходов регуляторов и бизнеса в понимании приоритетов развития нефтегазовой отрасли. Важно действовать энергично, принимать решения, ориентированные на потребителей, инвесторов, государство.