Вопросов больше, чем ответов
Чтобы «раскрутить» импортозамещение, надо узаконить нефтегазосервис
Евгения ГУРЕУ
Заменив импортные материалы, оборудование, технологии, услуги и прочие товары отечественными, можно обезопасить российскую экономику от «ударов» западных санкций. На высоком государственном уровне этот, казалось бы, стратегически верный и патриотичный ход назвали «импортозамещением». Однако между словом и делом – «дистанция огромного размера».
Особенно это заметно в нефтегазовой отрасли – 90 процентов импорта. Тем самым в невыгодном положении оказываются отечественные предприятия, занятые в сфере нефтегазосервиса. Так было до кризиса и санкций, такое положение дел и сегодня. Ситуацию надо срочно менять, считают представители Государственной Думы РФ и Союза нефтегазопромышленников России. А также Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний и Западно-Сибирской правовой палаты, которые при поддержке правительства Тюменской области и Тюменской областной Думы стали организаторами межрегиональной конференции на тему «Создание благоприятных правовых условий для импортозамещения в сфере нефтегазосервисных услуг». Стратегическим партнёром выступил «Ингосстрах».
Цель конференции – анализ и оценка ситуации в нефтегазосервисном секторе, выработка предложений по государственному стимулированию развития отечественных предприятий, призванных обеспечить стабильное функционирование нефтегазовой промышленности России.
В качестве модератора конференции пригласили родного для нашей области человека, президента Союза нефтегазопромышленников России Генадия Шмаля. Госдуму представлял член её комитета по обороне Вячеслав Тетёкин. От Сибирского региона выступили президент Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний, руководитель многопрофильного предприятия «ГеоИнТЭК» Владимир Борисов, председатель совета Западно-Сибирской правовой палаты и генеральный директор консалтинговой компании «ПРЭФИШ» Сергей Шатохин, президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин, заместитель директора Западно-Сибирского инновационного центра Георгий Крылов, заместитель генерального директора – главный геолог ООО «РН-Уватнефтегаз» Александр Мирошниченко, генеральный директор Сибирского научно-исследовательского института нефтяной промышленности Сергей Бастриков, представители других предприятий, юридических компаний и вузов.
Эти люди знают проблему изнутри. Они помнят те времена, когда сервисные предприятия входили в состав вертикально-интегрированных нефтяных компаний, трудились для определенного недропользователя, а стало быть – имели материально-техническую базу и объемы работ. В конце девяностых годов прошлого века нефтяники вывели из своих структур сервис как непрофильные предприятия, а затем и НИИ…
По мнению Владимира Борисова, «современные условия ставят перед нефтесервисными компаниями новые задачи. Успешное их решение позволит защитить стратегические государственные интересы в области энергетической безопасности страны и эффективного использования природных ресурсов, экспорт которых обеспечивает наполняемость более половины бюджета». Президент ассоциации также отметил, что «в условиях введения финансовых санкций и снижения доли иностранных предприятий на нашем рынке отмечается увеличение объёмов работ российских нефтесервисных компаний. В экономике нефтегазовой промышленности, частью которой является российский нефтесервис, появляются новые возможности для развития собственных технологий, выпуска отечественного оборудования в рамках программы импортозамещения, возрастает объем таких услуг. Так, за прошедший год прирост объёмов составил 30 процентов, а в 2015 году имеется возможность увеличить эти объёмы вдвое. По оценкам экспертов, к 2020 году рост рынка поисковых и нефтегазосервисных услуг превысит 300 процентов».
Однако «с точки зрения правового регулирования нефтесервисной отрасли остаётся ряд вопросов, требующих немедленного реагирования органов власти», подчеркнул Владимир Борисов. Есть несколько аспектов, которые мешают активно развивать импортозамещение в нефтесервисе. Во-первых, отрасль не выделена законодателем в качестве отдельного субъекта правового регулирования, для правоприменителя юридически её не существует. У компаний нет даже собственного кода ОКВЭД. То есть отрасль есть, а правового статуса она не имеет – с той самой поры, как нефтяные компании от неё фактически отказались. Отечественный нефтесервис выживал, как умел. Особенно нелегко пришлось, когда на российский рынок зашли зарубежные сервисные компании. По данным «Бизнес-журнала», за последние двенадцать лет они увеличили долю своего присутствия с 10 до 65 процентов, а российские снизили – с 90 до 35 процентов.
Во-вторых, развитие «нефтегазосервисных компаний невозможно без «длинных денег», следовательно – «без адекватной поддержки государства как гаранта эффективности консолидации усилий предпринимательского сообщества и обеспечения стабильности рынка». Сроки расчёта за выполненные нефтегазосервисом работы – до 90 дней, при этом многие заказчики не спешат произвести оплату и после. Получается, нефтегазосервисные предприятия, жертвуя своим благополучием, выдают беспроцентные кредиты крупным нефтяным и газовым компаниям, которые и без того поддерживаются государством. Видимо, по причине отсутствия официального отраслевого статуса государство обделяет вниманием нефтесервисные предприятия, но оказывает поддержку крупным нефтяным компаниям? При этом «несуществующая» отрасль приносит экономике страны свыше 10 миллиардов долларов ежегодно, констатирует президент ассоциации.
Комментарий Генадия ШМАЛЯ: «Союз нефтегазопромышленников России вместе с Минэнерго РФ создал рабочие группы по разным направлениям импортозамещения, которые возглавляют специалисты-нефтяники. Очень серьёзный вопрос – разработка необходимой нормативной документации, так как нужны отечественные стандарты, адаптированные к зарубежным. Ведь чтобы выпускать запчасти на импортном оборудовании, надо знать эти стандарты. Есть еще одна тема, которая требует пристального внимания. Невозможно сегодня разработать новые технологии без опоры на большую академическую науку, в этом отношении пока работаем плохо. Сколько тратим денег на НИОКР? В лучшем случае 0,4 доллара на баррель добычи нефти. Сравните: известная китайская компания – 1,46 доллара. Если не будем вкладывать необходимые инвестиции в науку, никогда не сможем разработать новые технологии. Поэтому пора в корне менять политику в отношении всех научных исследований».
Георгий КРЫЛОВ обратил внимание участников конференции на Закон о тендерных закупках: «У разработчиков закона, наверное, были благие намерения – повысить эффективность строительства и надёжность объектов, капвложений, инвестиционных затрат. Однако на практике этот закон работает с точностью наоборот. Раньше любой проектный институт являлся ответственным перед заказчиком за все технические решения, закладываемые в проект того или иного объекта. После выхода закона оборудование выбирает тендерный комитет, проектный институт в этом процессе никакого участия не принимает. Тендерный комитет стремится сэкономить на покупке оборудования, нередко в ущерб заказчику. Закон по тендерам выполнен, а по факту затраты и капвложения предприятия увеличились. И юридическую ответственность за безопасность объекта тендерный комитет не несёт. Закон до конца не продуман, нанёс большой вред проектированию объектов нефтегазовой промышленности».
Эдуард АБДУЛЛИН считает, что «тема импортозамещения, о которой заговорили год назад, остаётся пока лишь на бумаге. Нет чёткой стратегии на уровне федерации, изменений в действующих нормативах… А тем временем ситуация в нефтегазосервисных компаниях очень напряжённая. Отсутствуют оборотные средства, имущество заложено-перезаложено, но все равно денег не хватает. Есть возможность участия в тендерах, но выполнить их условия невозможно – необходимо закупать оборудование, все компании работают по предоплате. Вторая проблема «бородатая» – долгая оплата за сервис. Третья – технологии. Откуда им взяться? Многие зарубежные компании ушли с рынка, а отечественный нефтесервис с поставленной задачей вряд ли быстро справится. Нужны годы, может быть, десятки лет. Проигрываем и в кадрах. Вузы должны обеспечить подготовку специалистов на мировом уровне. Пока этого нет. Необходимы срочные меры по поддержке компаний нефтесервиса, инжиниринга, инновационных технологий».
Комментарий Генадия ШМАЛЯ: «Стратегия по вопросам импортозамещения в Правительстве РФ есть, но создавалась она впопыхах, поэтому совершенно не отражает сегодняшнее реальное состояние дел. Есть необходимость внести поправки, наш союз уже рассмотрел все эти вопросы на экспертном совете и направил замечания в правительство».
Александр МИРОШНИЧЕНКО: «В 2014 году впервые столкнулись со сложностями, связанными с поставками импортного оборудования, заказом расходных материалов, комплектующих. Были трудности и с приездом иностранных специалистов для проведения пуско-наладочных работ. Поэтому со второй половины года очень активно занялись вопросом поиска вариантов импортозамещения, выделили основные направления, где на текущий момент зависим от импорта. В первую очередь это механика. К концу года планируем стопроцентное применение аппаратуры одного из тюменских производителей. Насосы, масла для генераторов – отечественные. Готовы организовать полигон на своей площадке для опытно-промышленных испытаний аппаратуры. В процессе общения с заинтересованными сторонами выявили ряд проблем. Зачастую сталкиваемся с тем, что здесь и сейчас отечественных аналогов импортного оборудования не существует. И не только технологического. Понятно, что разработка опытных образцов, запуск их в серию и обкатка данных требует времени и средств; не все производители сегодня готовы позволить себе подобные инвестиции. Вторая проблема – при комплектовании сервисных услуг часто сталкиваемся с тем, что нефтесервисные компании на самом деле недостаточно мотивированы на использование отечественной аппаратуры. Хотелось, чтобы были решены правовые вопросы. От этого зависит, в том числе, формирование стимула для разработки отечественных импортозамещающих технологий. Мы, как конечные потребители, заинтересованы в появлении на российском рынке сильных игроков, с которыми можем надёжно сотрудничать».
Выступление депутата Госдумы, главного политического советника, председателя ЦК КПРФ Вячеслава Тетёкина прозвучало как политический памфлет: «Нефтегазодобыча – это в первую очередь безопасность нашей страны, однако многими рассматривается как бездонная бочка, из которой можно черпать энергию и деньги. Нефтегазовая отрасль воспринимается через призму нефтедобывающей компании. О существовании сервиса подавляющее большинство либо не знает, либо воспринимает как нечто второстепенное. А это колоссальная сфера деятельности – бурение, разведка, эксплуатация скважин, ремонт оборудования... И мало кто знает, что расходы на сервисные работы доходят до 70 процентов от стоимости добычи нефти. А доходы в бюджет составляют две трети от общего котла. Поэтому к нефтегазовому сервису должно быть самое пристальное внимание общества и государства. Годовая ёмкость нефтегазосервиса несколько лет назад оценивалась примерно в 10 миллиардов долларов. К нынешнему году увеличение рынка нефтесервисных услуг ожидалось в 1,5 раза.
Российские сервисные компании, как правило, региональные, не обладают достаточными средствами для развития новых технологий. «Дочки» наших нефтяных компаний вынуждены участвовать в тендерах на равных с иностранцами и проигрывают транснациональным компаниям, которые предлагают более выигрышные условия. «Шлюмберже», «Бейкер Хьюз» и другие обладают такими финансами, кадрами и особенно технологическими возможностями, которые нам и не снились. Это ведет к удорожанию нефтедобычи. Наши предприятия испытывают нехватку денег и вынуждены тратить оборотный капитал. С зарубежными компаниями заказчики рассчитываются через тридцать дней. Эти компании получают кредиты за 0,5 процента, наши – за 15–19 – в лучшем случае. Сейчас ситуация ещё хуже. У нас в разы выше фискальная нагрузка.
Необходимо не на словах, а на деле переходить к поддержке отечественного производителя. Чтобы поднять российское машиностроение, нужно включить механизмы таможенной защиты. Наши машиностроители готовы выполнять заказы, но они им не достаются – западные сервисы навязывают своё оборудование. Вот где возможность проявить патриотизм! Возрождение нефтегазового отечественного оборудования как части промышленности повлечет за собой изменения стратегического характера – возрождение фундаментальной и прикладной науки, повышение престижа и качества инженерного образования, возвращение системы профессионально-технического обучения.
Возрождение нефтегазового сервиса стимулирует и национальную безопасность. Она сегодня под угрозой. Ведь современные технологии позволяют дистанционно, из-за рубежа, контролировать импортную технику».
Участники конференции приняли обращение к областному правительству, Правительству РФ и Госдуме, которое направлено на улучшение ситуации в базовом секторе экономики страны. Предложены меры, способствующие созданию благоприятных условий для проведения государственной политики импортозамещения в сфере нефтесервиса. Речь идёт о государственной программе ускоренного развития на юге области кластера нефтегазосервисных услуг и дополнительных мерах стимулирования проектов импортозамещения в сфере нефтегазосервиса и нефтегазового машиностроения. А также о формировании полноценной законодательной базы для осуществления политики импортозамещения в нефтегазовой промышленности страны в целях придания ей стратегического и долгосрочного характера. В частности, необходимы федеральный закон «О нефти и газе», дополнения к ФЗ «О промышленной политике», «Об образовании в Российской Федерации», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования» и Трудовому кодексу Российской Федерации, постановление Правительства РФ, устанавливающее приоритет продукции и услуг российского происхождения.
Отечественный нефтесервис выживал, как умел. Особенно нелегко пришлось, когда на российский рынок зашли зарубежные сервисные компании. По данным «Бизнес-журнала», за последние двенадцать лет они увеличили долю своего присутствия с 10 до 65 процентов, а российские снизили – с 90 до 35 процентов.