Печать

Итоги III Технологического Форума «Нефтегазовый сервис. Западная Сибирь»

III Технологический Форум «Нефтегазовый сервис. Западная Сибирь»  состоялся в г. Тюмени 22 марта 2012 года.

Организаторами форума выступила компания Smarta Conferences и Тюменская ассоциация нефтегазосервисных компаний. Форум прошел при поддержке Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации.
Борисов Владимир Александрович, Президент  Тюменской Ассоциации нефтегазосервисных компаний выступил в качестве модератора Пленарного заседания, а также сессии «Снабжение и тендерная политика в нефтяных и газовых компаниях».

В рамках форума заслушано более 30 докладов, посвященных ключевым проблемам развития нефтегазового сервиса и машиностроения в Западной Сибири, взаимодействию нефтяных и газовых компаний с подрядными организациями, проблемам стандартизации в топливно-энергетическом комплексе РФ.

Во вступительном слове Борисов В.А. призвал участников форума активно участвовать в обсуждении накопившихся проблем, задавать как можно больше вопросов, вести живой диалог. Он отметил: «Хотелось бы, чтобы разговор пошел и о наших возможностях - услугах нефтегазосервиса и о затруднениях нефтяных компаний, и о том, как их нужно совместно решать».
Многие проблемы нефтегазового сервиса требуют обсуждения.
Выступающие на пленарном заседании отмечали, что наблюдается некая экспансия зарубежных компаний. По словам технического директора по новым технологиям управления по Западно-Сибирскому региону ТНК-ВР Александра Морносова на этом рынке места хватит всем, однако менеджмент западных компаний более искусен в вопросах быстрого реагирования на требования рынка.
Современное состояние геологоразведческих работ в Югре  представил генеральный директор Научно-аналитического центра рационального недропользования Александр Шпильман.
Он отметил, что объемы поисково-разведочного бурения в Югре с 2001 года упали практически в 4 раза и на сегодняшний день составляют не более  270 тысяч метров. Необходимо увеличивать объемы геолого-разведочного бурения и  до 2020 года обеспечить до 1 млн метров проходки в год.   Для этого, по словам А. Шпильмана, потребуются определенные меры государственного управления. В частности, финансовая обеспеченность геолого-разведочных работ. «Необходима финансовая поддержка на поисковом этапе ГРР. Нефтяное сообщество пошло по ложному пути, решив, что нефтяные компании должны вести поиск и разведку месторождений. Государство должно взять на себя эти функции и риски, оставив нефтяникам доразведку месторождений. Это позволит целенаправленно наращивать сырьевую базу», - подчеркнул Александр Шпильман. Добиться увеличения объемов геолого-разведочных работ можно и за счет частичного восстановления индекса ВМСБ - восполнения минерально-сырьевой базы. Это позволило бы найти средства на поисково-разведочное бурение и сейсморазведку. «Потребуется ряд налоговых льгот. В частности, преференции на 5 лет после ввода месторождений в разработку для первооткрывателя. При этом важно обеспечить государственное хранение керна», - подытожил Александр Шпильман.
     О роли промышленности в создании системы технического регулирования таможенного союза рассказал Демаков Игорь Леонидович, ответственный секретарь  Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия. Он отметил, что для успешного применения технических регламентов таможенного союза, необходимо  создать механизм ускоренного внесения изменений в технические регламенты, разработать программу по информированию широких кругов промышленности о применении технических регламентов и сопутствующих им документов, обеспечить полноправное участие промышленности в разработке, принятии и внедрении технических регламентов.
Большое внимание на III Технологическом Форум было уделено снабжению и тендерной политике в нефтяных и газовых компаниях.
Борисов В.А., обращаясь к компании «ТНК-Уват» подчеркнул: «Вы теряете примерно половину компаний, которые могли бы участвовать в тендерах. Если бы поменяли условия, то участников было бы значительно больше. Так, в Газпроме участвует от  10 до 20 предприятий.   У вас значительно меньше. Компании не хотят участвовать на этих условиях, не хотят кредитовать государство. Возникает парадоксальная ситуация. Парадокс   в том, что мы со своей стороны работы выполнили, подписали акт, и 20 числа должны заплатить государству НДС.  А Вы оплачиваете наши услуги через 3 месяца.   Вот и получается: бедный кредитует богатого. На маленькие и средние предприятия, находящиеся на стадии становления, возлагаются богатые компании и сверх богатое государство. Государство создает резервные фонды и тратит их на вас же. Возникает вопрос: почему в нефтегазосервисе заработные платы существенно ниже, чем в нефтяных компаниях?  Ответ очевиден: не остается ничего для развития».
Данная тема вызвала большой резонанс.  После выступлений участников сессии им были заданы все наболевшие вопросы.
Елена Верниковская, директор департамента по обеспечению услугами ООО «ТНК-Уват» выступила с докладом «Тендерная политика ТНК-Уват. Новые подходы во взаимодействии с рынком». 
Львиная доля инвестиций ООО «ТНК-Уват» (дочернее общество ТНК-ВР) приходится на капитальное строительство. В 2010 году во взаимоотношениях дочерних предприятий ТНК-ВР и рынка подрядных организаций наметился существенный сдвиг в сторону открытого диалога. Этому послужило проведение первого в России Слета контрагентов, переход на стандартизованные договора, унификация требований дочерних обществ ТНК-ВР к подрядчикам, введение общей предквалификации и создание региональных конфликтных комиссий для рассмотрения жалоб контрагентов. Для удобства потенциальных подрядчиков и специалистов компании заработала электронная интернет-база данных, которая позволяет легко находить информацию о любой сервисной компании, зарегистрированной в ней, проводить предквалификацию в режиме реального времени и сразу получать квалификационный статус. Сегодня активы целевого дочернего общества «ТНК-Уват» представлены 20 лицензионными участками, в рамках которых реализуется четыре крупных проекта с инвестициями до 6 млрд долларов.
         Сложности в привлечении подрядчиков на многомиллионные контракты у ТНК-Уват возникают не из-за сложностей работы в условиях автономии, а из-за разлада коммуникаций. «Мы знаем о существовании тех или иных предприятий, они у нас квалифицированы, но если мы не проводим массированную информационную атаку – подрядчики зачастую просто не знают о проводимых нами тендерах», - отметила Елена Верниковская. Она попросила руководителей предприятий-поставщиков товаров и услуг более четко наладить внутренние коммуникации – от службы маркетинга до генерального директора, который принимает решение об участии в том или ином тендере.
Елена Верниковская не скрывает, что ожидает от форума проявления заинтересованности у потенциальных подрядчиков и их раннего вовлечения в сотрудничество с ООО «ТНК-Уват», сообщает региональное управление по связям с общественностью филиала  «ТНК-ВР Сибирь». «Переосмысливая встречи с вами, мы меняем свою тендерную политику. Ведь планы по разработке месторождений напрямую зависят от готовности рынка услуг осваивать инвестиции. Растущие потребности наших новых проектов сегодня остро нуждаются в технически оснащенных и мощных подрядчиках-партнерах», - резюмировала Директор департамента по обеспечению услугами ООО «ТНК-Уват».
Када Алексей Валерьевич, директор по закупке МТР УСС БН РиД, ТНК-ВР и Кузьмин Анатолий Юрьевич, директор по закупке услуг УСС БН РиД, ТНК-ВР выступили с докладом «Управление системой снабжения ТНК-ВР. Лучшие практики».
Отмечено, что  «ТНК-ВР будет развивать кооперацию с лучшими международными компаниями с целью внедрения в договоры передовых практик в области технических стандартов, схем мотивации и ОТ, ТБ и ООС. Мы ожидаем от наших российских партнеров конструктивного подхода при переходе на такие стандартные договоры. Это даст им возможность использовать передовые международные практики и перейти на более высокий уровень развития… Компания нетерпима как к недобросовестным подрядчикам, так и к сотрудникам Компании, которые своими действиями (бездействием) способствовали недобросовестному поведению».
Сулейманов Андрей Анисович, директор по развитию НПП «Бурсервис» выступил с конкретными предложениями по оптимизации тендерных условий. Он отметил, что тендерная политика большинства добывающих компаний не позволяет российским предприятиям ежегодно инвестировать в НИОКР. Большая часть производителей оборудования обеспокоена отсутствием технологического контроля за процессами, которые происходят в нефтегазовом секторе, прежде всего, в бурении скважин. «Формирование таких вертикально-интегрированных компаний как Газпром, ТНК-ВР, Роснефть привело к тому, что появился разрыв между производителями оборудования и технологий, сервисными компаниями и непосредственно заказчиками. Это осложняет доведение новых разработок до потребителя. Хотя именно технологии – единственный возможный способ зарабатывать деньги в нефтегазовом комплексе, а не снижение закупочных цен на конкретное оборудование», – считает А. Сулейманов.
Тендерная политика большинства добывающих компаний загоняет предприятия, живущие за счет инновационных разработок, отсрочками платежей 60-90 дней в серьезный финансовый тупик.  Падают тендерные расценки -  прекращается финансирование НИОКР.  Это ведет к  появлению конкурентов, работающих с готовыми продуктами,  а также к появлению западных конкурентов, которые могут позволить себе любое самое современное оборудование.  А. Сулейманов сделал вывод: «Вариант решения этой проблемы мы связываем с принятием на государственном уровне решения по изменению существующей системы тендеров. Мы предлагаем главным и обязательным условием тендера считать фиксированную цену на услугу или продукцию. Тем более что стоимостное выражение по каждой позиции отражено в проектных документах. Тендер следует объявлять на  технико-технологические показатели, которые компания готова обеспечить применением своей продукции при заявленной заказчиком цене. То есть в выигрыше будет и заказчик, и предприятия, которые предложат наиболее эффективное решение за объявленную цену. При таком подходе, без значительных падений расценок, у отечественных компаний сохранится возможность вкладывать силы и средства в инновационные разработки и развивать наукоемкое производство. Мы понимаем, что многие крупные нефтегазовые компании встретят это предложение без энтузиазма. Поэтому считаем, что в преддверии вступления России в ВТО решение о принятии мер по защите отечественных производителей нефтегазового оборудования должно быть сформулировано и закреплено на государственном уровне».

В пяти технологических сессиях были представлены доклады, сфокусированные на технологических аспектах разработки месторождений Западной Сибири: «Бурение и ремонт скважин»; «Механизированная добыча»; «Интенсификация добычи и повышение нефтеотдачи»; «Строительство объектов нефтегазовой промышленности, развитие инфраструктуры»; «Геофизика и сейсморазведка».