Чемпион чемпиону рознь, или Как Назарбаев реформирует Казахстан
У России и Казахстана много общего. У двух стран долгое время одни лидеры, похожие политические режимы и сырьевые экономики. И ту, и другую почти одинаково гложет коррупция. А вот дальше начинаются существенные различия. Если наша экономика в кризис 2008–2009 годов изрядно обвалилась, то казахская даже росла. И продолжает успешно демонстрировать это сегодня. Однако я хочу обратить внимание читателей на проблему, о которой писал в последних колонках – на реформы вообще, и структурные особенно. Их наши соседи ведут очень последовательно.
Прежде всего заслуга здесь принадлежит бессменному президенту Нурсултану Назарбаеву. В этом году, начиная кампанию по досрочным выборам президента страны, он предложил Стратегию «Казахстан-2050». В ней не только подробно перечислены глобальные вызовы, но предложен и ряд принципиально новых реформ.
Первая должна изменить саму власть. Пока что две трети начальников назначали переводом и «команды вокруг покровителя формировались из родственников и приближенных по принципу землячества, а не профессионализма», отмечает президент. Отсюда коррупция, низкая квалификация чиновников, нежелание брать на себя ответственность. А «у честных служащих нет четких карьерных перспектив... Поэтому важная задача – сделать корпус госслужащих автономным от текущих политических процессов и протекционизма... перейти к карьерной модели госслужбы, – пишет президент. – Каждый руководитель должен начинать с низов и пройти все управленческие ступени». Теперь законодательно минимизирована возможность назначений вне конкурса. При смене кресла руководитель может взять с собой лишь помощника, советника и пресс-секретаря.
Президент предлагает вводить для чиновников ключевые показатели эффективности, по итогам года выплачивать бонусы и премии за их достижение. Дан карт-бланш на привлечение иностранцев на некоторые должности. «Нам потребуется новый Закон о государственной службе... Она должна стать прототипом справедливого казахстанского общества, где всем предоставляются одинаковые возможности для самореализации», – считает Назарбаев.
Словом, аппарат накануне самой сильной ломки за всю историю нового Казахстана. И потому он будет сопротивляться из последних сил. Вот почему такую реформу должен продвигать сам президент, поскольку чиновники превратят в политический труп любого исполнителя. Напомню, что административная реформа, начатая было в России почти 15 лет назад, тихо-мирно скончалась.
Во втором пункте президент Назарбаев говорит о третьей власти – судах. «Сегодня слабые звенья – это отбор судей, неэффективность квалификационных требований к ним, коррумпированность, – перечисляет Назарбаев. – Кандидаты в судейский корпус должны не менее пяти лет поработать в системе МВД или юридическом вузе, а не нотариусом. (Это, замечу, сплошь и рядом практикуется в России). Обязательна судебная стажировка в судах на освобожденной основе не менее года. Любой вышестоящий судья должен поработать в нижестоящих судах. Вводится испытательный период для начинающих судей не менее одного года, после успешного прохождения которого лицо может быть назначено постоянным судьей». Отдельное предложение по экономическим судам. Инвестиционные споры будут разбирать, в том числе, и зарубежные судьи «по лучшим зарубежным и международным стандартам». Казахские эксперты говорят, что на полноценную реформу это не тянет, но лиха беда начало. В России и такого не просматривается.
И только третий пункт программы президента касается экономики. Это резонно: парализованная власть и «гибкие» суды не дадут сделать ничего путного. Назарбаев честно признает – структуру экономики поменять не удалось: обрабатывающий сектор пока не стал драйвером роста. Предлагается «реализовать порядка 10 крупных проектов с участием транснациональных компаний». Однако местный бизнес имеет те же права, что и зарубежный.
А вот полноценной демократии придется подождать. «Опыт многих стран показывает, что нарушение принципа "сначала – сильное государство и экономика, а потом – политика" ведет к катастрофам, «разламывает» общество», говорится в программе Назарбаева. Тезис не новый: я уже писал, что ряд экспертов одной из неудач перестройки Горбачева считают политическую болтанку. «По мере достижения позитивных результатов ... поэтапно должна быть проведена конституционная реформа, предполагающая перераспределение властных полномочий между президентом, парламентом и правительством с учетом наших особенностей и традиций», – пишет Назарбаев.
Однако руководители госорганов должны отчитываться перед народом чаще. Президент Казахстана предлагает активно вовлекать граждан в процесс принятия решений через механизм «открытого правительства». Нужен отдельный закон о доступе к публичной информации. Представители гражданского общества должны участвовать «в распределении бюджетных средств в регионах. Необходимо сокращать зоны ответственности госорганов, передавая властные полномочия институтам гражданского общества. Например, ряд функций государства уже перешли Национальной палате предпринимателей.
Не составит труда отыскать аналогичные высказывания руководителей России, включая высших. Однако есть существенные отличия. Дело в том, что свежая стратегия «Казахстан-2050» появилась не на пустом месте. Так, в 2003 г. была одобрена стратегия индустриально-инновационного развития, а через два года – концепция развития финансового сектора, ставшая опорой первой. Когда власти убедились, что эти программы не позволяют придать нужное ускорение обрабатывающей промышленности, в начале 2014-го принимается еще одна, исправленная – форсированного индустриально-инновационного развития. По ходу её исполнения тоже обнаружились промахи, и тогда в августе 2013-го и в декабре 2014 годов программу скорректировали. В итоге, две трети отраслевых индикаторов были выполнены. Достаточно сказать, что индекс объема обрабатывающей промышленности по сравнению с 2008 г. вырос почти на четверть.
Отдельная тема – привлечение инвестиций. В 2010 г. принимается стратегия развития страны до 2020 г., где изложены конструкция институтов развития и проекты беспрецедентного пакета законов для привлечения инвесторов, вскоре принятых. Среди них – тридцатипроцентная инвестиционная субсидия, о чем в России только начали поговаривать. Крупных инвесторов поддержит обнуление (на срок до десяти лет) ключевых налогов, освобождение от лимитов на привлечение рабочей силы. В отдельных случаях даже компенсируют почти треть затрат. Причем эти преференции касаются как иностранных, так и отечественных инвесторов.
Создана абсолютно новая система. Первый уровень – внешний. Перед посольствами Казахстана поставили задачу – искать и привлекать инвесторов. МИД и посольства составили совместные планы, исполнять которые помогают специальные советники. Второй уровень – центральный, в том числе – комитет по инвестициям в составе Министерства по инвестициям и развитию. С коллегами из Организации экономического сотрудничества и развития выявлено 12 направлений, на которые Казахстану следует обратить особое внимание. Создано агентство по экспорту и инвестициям, работающее с каждым инвестором.
Наконец, третий уровень – региональный. В каждом акимате появился специальный заместитель акима, ответственный за индустриальное развитие и привлечение инвестиций. Появилась не только система по улучшению инвестклимата, но и конкретный план, включающий более 170 потенциальных партнеров, а также такой инструмент, как единое окно. Пока – для приоритетных, а с 2016 года – для всех инвесторов. Сдаешь пакет документов, а государство берет на себя получение всех разрешительных документов. Скоро всю процедуру переведут в электронный формат, чтобы связь с чиновником была минимальной.
Цель стоит амбициозная: в течение 2015–2016 годов превратить Казахстан в инвестиционный магнит, подобный Сингапуру.
В республике работает совет иностранных инвесторов при президенте страны, где собраны представители ведущих транснациональных компаний, банков, присутствующих в Казахстане. Совет обсуждает вопросы стратегического характера. Кстати, законопроект по совершенствованию инвестклимата был подписан на одном из его заседаний. Аналогичный совет при премьере рассматривает налоговое и таможенное законодательства. Появился инвестиционный омбудсмен, при котором есть рабочая группа из представителей Генпрокуратуры, Минфина и других структур. Если что-то не решается, уходит на уровень премьера, а то и президента.
Пожалуй, таким интересным, говорят эксперты, Казахстан еще не был. В целом по миру инвестиции падают на 25%, в развивающиеся страны – на 50, в Россию – на 70%. В Казахстан же приток внешних инвестиций неизменен, в обрабатывающую промышленность увеличивается, а за счет внутренних источников даже удвоился. И стоимость денег снижается!
Ну, а Россия в своём амплуа. На днях премьер Медведев объявил о создании "Стратегии- 2030". Может, кто-то помнит, что вроде где-то пылится «Стратегия-2020», на которую, между прочим, истратили 500 млн руб., (нынче они тянут на миллиард с лишним). В поте лица почти два года над стратегией корпели лучшие специалисты, поспешая к 2008 году, очередному сроку Путина. Основная идея – решительная модернизация. Правда, 12 лет на стратегический замах не тянули, однако и тактика не выгорела. Все усилия вылетели в трубу. Вот и теперь на временной охват новой стратегии отводят столько же, но главное – она обречена провозглашать всё ту же абстрактную модернизацию, к коей так и не удосужились подступиться. Всё путаются под ногами необъяснимые казусы. Смотрите, в стране формально существуют законы об экономической, промышленной и конкурентной политиках. Но толку от них ровно ноль, поскольку законы эти, а вместе с ними и ведомства, заруливают кто в лес, кто по дрова. А всё оттого, говорят эксперты, что стратегия – это не просто сооружение мостов, дорог и электростанций. Прежде всего это взаимные отношения и обязательства хозяйственных игроков и государства, что и должно составлять основу плана как системы представлений о будущем спросе на разных сегментах рынка. И представления эти не есть что-то застывшее, они формируются и оперативно уточняются предпринимателями, их отраслевыми союзами и государством как коллективным арбитром. Однако ничего похожего не было в «Стратегии-2020», да и в новой вряд ли появится. Всё потому, что Россия, имитируя реформы, в отличие от Казахстана, выращивает чемпионов по написанию стратегий и программ, а не современного бизнеса. Тем более что заоблачный рейтинг власти так сладко убаюкивает...
Источник: Тюменская правда