Печать

Арктика начинает таять?

Риски со льдом

В уходящем году ученые зафиксировали рекордное уменьшение арктической шапки. Почему тают льды Арктики, грозит ли нам Всемирный потоп и чем глобальное потепление выгодно России ВКурсе рассказывает руководитель лаборатории ледового плавания НИИ Арктики и Антарктики Сергей Фролов.

Катастрофы не будет!

В этом году зафиксировано рекордное сокращение ледяного покрова в Арктике. Кто виноват: человек или сама природа? И грозит ли нам в таком случае глобальная катастрофа?

В основном, ледяной покров сокращается в летние месяцы. В этом году был обновлен рекорд 2007 года. Насколько это связано с естественными причинами? Думаю, вы знаете, что есть два подхода к этому вопросу.

Некоторые ученые говорят, что через некоторое количество лет — цифры называются разные: от трех лет до двадцати — в летние периоды вся Арктика будет очищаться ото льда. Это связывается с процессом глобального потепления, который, в свою очередь, является результатом воздействия человека на окружающую среду.

А некоторые говорят, что все это — естественные колебания. Что будет на самом деле — никто сказать не может. Предсказывать на 30 — 40 лет — это, конечно, шаманство. Мы и на три дня не можем сообщить точный прогноз погоды.

Мое мнение таково: в ближайшие десять лет кардинальных изменений ожидать не стоит. Каких-либо катастроф не будет. Зимой ледовое покрытие все равно будет нарастать. С другой стороны, важно понимать изменения в атмосфере. Они, как мне кажется, связаны не с антропогенным воздействием, а с изменением циркуляции воздуха в атмосфере. Циклоны идут более высокими траекториями, несут с материка тепло летом — и это все сказывается на таянии льдов. Если изменятся механизмы циркуляции воздуха, станет преобладать антициклональный тип погоды — соотвественно, лед будет нарастать. Как долго эта смена будет проходить — нельзя.
 
Какова польза от Глобального Потепления?

Если мы станем активно добывать, к примеру, нефть в Арктике, пострадает ли природа?

На климат добыча нефти вряд ли повлияет. Все-таки климатическим изменениям требуется довольно продолжительный период — это не три и не пять лет. Современные технологии к тому же исключают возможность воздействия добычи ресурсов на климат, на атмосферу.

Но негативное влияние на природу Арктики возможно. Мы все знаем о разливе нефти в Мексиканском заливе в 2010 году. А экосистема Арктики очень чуствительна. Тут много льда, который является сильным абсорбентом — то есть вбирает в себя вещества, которые очень сложно вывести в течение долгого времени. Животный мир в Арктике менее разнообразен, у живых организмов иммунная система развита не так сильно и оттого не может противостоять воздействию результатов человеческой деятельности.

Принесет ли таяние льда экономическую выгоду? Например, для Северного Морского Пути?

Чем меньше льда, тем судам легче плавать. Понятно, что сейчас создались благоприятные условия для мореплавания. В этом году только транзитных — то есть прошедших через весь Северный морской путь — грузов было перевезено около 1250000 тонн. В предыдущие годы такого не наблюдалось.

Известно, что круглогодичная навигация возможна только на западном участке Северного морского пути: это, в первую очередь, вывоз продукции «Норильского никеля» и углеводородов с Врангельского месторождения. Плавание на востоке осуществляется только в летний период. И это учащение рейсов, которое наблюдается сейчас — плавание танкеров «Совкомфлота», поставки норвежской железной руды, попытки перевезти красную рыбу с востока — создалась как раз из-за благоприятных условий. Но если произойдет осложнение ледовых условий, сразу возникнет проблема проводки крупнотоннажных танкеров, которые шире существующих ледоколов. Нужно будет менять тактику судовождения, прокладывать более широкие каналы. Такая практика применяется, кстати говоря, и на Финском заливе.

Кроме того, если ледовые условия ухудшатся, то суда должны будут быть, согласно требованиям морского регистра, особо укреплены. А чем больше железа несет корабль, тем меньше грузов он может везти, тем больше топлива он сжигает. Чем сложнее судно, тем оно дороже. А стоит ли платить деньги за строительство таких сложных судов или проще построить так называемые «бумажные» суда, которые пройдут через Суэцкий канал?

Еще одна проблема заключается в том, что будут возить эти суда? Сейчас у крупнотоннажников большая осадка, арктические моря мелководны. Значит, надо делать очень точную гидрографическую разведку — у нас до сих пор очень много белых пятен. И для того, чтобы уменьшить осадку, танкеры не загружаются полностью. Кроме того, корабли, доставляющие грузы в Азию, обратно идут пустыми.

Сейчас у нас принято решение о строительстве нового ледокола — старые скоро выработают свой ресурс. Надо, значит, строить новые. Это вопрос даже не научного, а экономического характера. Кроме того, нужна и инфраструктура — порты, например.

Инновационный дрейф

С 2003 года на Северном Ледовитом океане возобновилась деятельность дрейфующих станций «Северный Полюс», известных еще по советскому времени. Почему этот вид исследований Арктики до сих пор не потерял свою актуальность даже с появлением новейших технологий?

«СП» — это чисто российское ноу-хау. Никто в мире больше этим не занимается. Прелесть его в том, что ученые выполняют свою работу непосредственно на льду, без дополнительного воздействия на лед, как в случае со «вмораживанием» ледоколов.

Сейчас есть предложения построить платформу, где ученые будут постоянно базироваться. Их преимущества заключаются в том, что платформу можно построить не только там, где есть крепкий лед, но в местах, которые представляют наибольший интерес для науки, не обращая особого внимания на безопасность.

Многие исследователи говорят, мол, спутники нам все замерят. Но спутники не могут ответить на многие вопросы: например, о состоянии арктических водных масс, которые тоже влияют на климат. К сожалению, станций, которые бы что-то мерили в Арктическом регионе, очень мало. Ведь сторонники теории глобального потепления оперируют данными вроде: там-то температура выросла на полградуса. Но, понимаете, эти средние температуры высчитываются при помощи компьютеров. Нет данных наблюдений. Бывает такое, что температура разнится на расстоянии одного километра. Плюс туманы, атмосферные явления — это спутники не могут отследить. Приносится ли CO2 из южных широт или образуются прямо тут, в океане? Выяснить это как раз и могут дрейфующие станции.

По материалам сайта vkurse.ru