Печать

Офшорные компании не смогут участвовать в госзакупках

Правительство выступило с инициативой и уже направило в Госдуму)  законопроект, запрещающий заказчикам закупки у офшорных компаний (законопроект 2 694962-6). Согласно предлагаемым поправкам в закон о федеральной контрактной системе  юридические лица, местом регистрации которых является офшорная зона, также будут лишены права на участие в госзакупках.

Изменения в первую очередь коснутся п. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N2 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон), содержащего определение участника закупки. В настоящий момент участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо  от его организационно-правовои формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Законопроектом предлагается ввести исключение , согласно которому участником закупки не сможет являться юридическое лицо, местом регистрации
которогоявляется государство или территория, включенные   в утверждаемый для целей настоящего федерального Закона Минфином России перечень государств и территории, предоставляющих налоговые льготы и(или)не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении
финансовых операций (офшорные зоны) для данного юридического лица ( офшорная компания). Сейчас такой перечень, правда в соответсвии с Налоговым кодексом РФ, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N2/08н.
В него включены 40 разных государств и территории.
Комиссия по осуществлению закупок в случае выявления факта участия офmорной компании будет отклонять ее заявки на участие в конкурсе
(электронном аукционе) или отстранять ее от запроса предложений.
Также в Закон предлагается включить новую ст. 30.1, предусматривающую запрет на осуществление заказчиками закупок у офшорных компаний.
Это уже не первая попытка ввести запрет на участие в госзакупках иностранных компаний.
В начале прошлого года группа депутатов выступила с более радикальной инициативой - запретить участие в гозакупках всем иностранным компаниям (законопроект N2 436462-6). «ЭЖ» об этом писала в своей новостной ленте на сайте (http : www.eg-online.ru/news/236302). Однако рассмотрение
этого законопроекта было отложено. Следует отметить, что официальноq статистики по количеству госконтрактов, заключенных с офшорными компаниями, и тем более по coвокупной выручке по ним пока нет. Поэтому масштабы решаемой правительством проблемы представить сложно. Есть только информация, полученная в рамках проводимого Счетной  палатой мониторинга закупок стоимостью свыше 1 млрд руб.
А именно, что за девять месяцев 2014 г. четыре гасконтракта на общую сумму более 10 млрд руб. были заключены федеральными заказчиками с организациями, которые в той или иной степени контролируются юридическими лицами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях (информация размещена в конце ноября 2014 г.на официальном сайте Счетной палаты РФ).

Отметим, что если предлагаемая правительством формулировка определения «участника закупки» будет принята, то «opганизаций, которые в той или
 иной степени контролируются юридическими лицами, зарегистрированными в иностранных юрисдикциях, ограничение для офшорных компаний не коснется, так как речь идет о месте регистрации юридического лица, а не о его акционерах или участниках.
Кроме того, новое ограничение может и не привести к необходимому результату, поскольку участником легко может быть и российская компания, которая без всяких проблем впоследствии уже как победитель конкурса (аукциона) может заключить, к примеру, договор субподряда с офшорной компанией.
В этом случае львиная доля денежных средств по гасконтракту вполне может оказаться на зарубежных счетах такой компании.

Источник: Экономика и жизнь №01 (9567)