Печать

Живучая бюрократия

Формализм (бюрократизм) всегда был, есть и будет теоретической базой коррупции (вплоть до «бытового» взяточничества). В Российской империи народ всегда выдавал наиболее чёткие и краткие формулировки практически по всем вопросам взаимоотношений людей с официальными структурами: «Без бумажки — ты букашка, а с бумажкой — человек».

Бюрократизм может стать — и успешно становится — реальным тормозом в развитии экономики. Может загубить на корню самые толковые и нужные людям социальные программы. Также он способен причинить человеку глубочайшую личную боль. Вот такой трудно распутываемый клубок. Бюрократизм может всё, и бороться с ним чрезвычайно трудно.

У вас арифметика — у нас инструкция!

Практически во всех странах мира, и особенно в России, «родителем» бюрократизма является государство и «государевы люди» — чиновники. Прежде всего нужно дать четкое определение направления государственной деятельности и понятия о чиновнике. К категории чиновников относятся физические лица, имеющие гражданство РФ, получающие зарплату из средств налогоплательщиков (госбюджета), а также имеющие право подписи от имени всего предприятия или его части, независимо от того, является ли эта должность выборной, назначаемой или вольнонаемной.

Зарплата чиновника должна определяться уровнем его значимости для страны. Чиновник самого низшего уровня должен иметь зарплату, равную средней месячной (или часовой) по предприятию или территории его деятельности (уезд, волость, губерния, федеральная губерния и т.д.). Каждый последующий уровень значимости имеет зарплату на 17% больше предыдущего уровня. Обратимся к народной мудрости. Многих чиновников народ сравнивает с домашними гусями — немного ходят, немного летают, немного плавают, но всё одинаково плохо.

Практически во всех странах мира официантам официально разрешено брать взятки в виде чаевых. Чиновникам никто этого не разрешал, но они берут: в виде особых услуг, «откатов». Впрочем, бывает, берут и по закону: в виде штрафов, пеней и других видов отчуждения, оформленных в законодательном порядке. Опять же в народе говорят: если чиновник деньги не берет, он вдвойне опасный человек. Здесь, очевидно, опираются на какой-то свой негативный опыт.

Приведу несколько примеров дикого, чисто российского бюрократизма. Ко мне в кабинет пришли две пожилые женщины и документально представились работниками федеральной налоговой службы. Шел 2003 год. Обе женщины подходили под ранг чиновников. Первый вопрос: «Являетесь ли вы руководителем фирмы ООО НИИГиПР?» — «Да, являюсь». — «Если так, то вы не заплатили налог в размере 3 тысяч рублей». Я ответил, что аккуратно плачу все налоги, но в настоящий момент на счету фирмы уже 3 года как нет денег. И по штатному расписанию не числится ни одного сотрудника. «Нас это не интересует, мы пришли предупредить, чтобы вы в течение 10 дней заплатили налог в размере 3 тысяч рублей».

Спрашиваю: «Как начисляется налог?» Отвечают: «Фонд зарплаты умножается на ставку налога». Спрашиваю: «Если фонд зарплаты равен нулю, а если ноль умножить на ставку налога, то сколько будет размер налога?» «Как сколько?! 3 тысячи рублей…» «Но ведь если ноль умножить на любое число — будет ноль. Это закон арифметики, и это знают даже в младших классах школы!» Одна из женщин подняла указательный палец вверх и совершенно серьезно произнесла: «Это у вас арифметика, а у нас — инструкция!»

…Лет пятнадцать тому назад у нас в стране объявили борьбу за чистоту русского языка. После этого кругом русские названия — предприятий, фирм — еще чаще стали заменять английскими. Сегодня в российских городах и даже деревнях, когда проходишь по улицам и читаешь вывески, создается впечатление, что они оккупированы американской словесностью. На самом деле это, как ни странно, еще одна форма государственно-частного формализма: по всей стране отменим «управляющих» — пусть будут менеджеры и топ-менеджеры, конторы будут исключительно офисами, говорить перестанем — будем «озвучивать». Будем все в брендах и трендах...

Мёртвый язык — база для бюрократизма и формализма. Враг всего живого.

Бюрократические дикости

Еще один случай бюрократического вандализма. 05.06.2002 г. не вернулся домой с велосипедной прогулки мой внук Иван Иванович Нестеров (родился 10 сентября 1991 г.). Это произошло в районе посёлка Новые Тарманы Тюменского района.

Сразу же на следующий день начались его поиски. По предполагаемому маршруту поездки внука — по всем дорогам, прилегающим лесам и болотам в районе Новых Тарман и деревни Молчанова — прошла группа студентов из ТюмГНГУ и солдат из Тюменского гарнизона. Вертолет облетел территорию диаметром 10 км. По настоянию родителей я обратился к двум прорицателям, которые указали, что к северу от поселка ни живого, ни мертвого тела нет…

Весной 2003 года охотники в болоте к северу от поселка Новые Тарманы обнаружили исправный велосипед внука, а в 20 метрах на небольшом островке суши — череп, бедренную кость, несколько ребер и его шорты. Прокурор Тюменского района выдал справку, что внука съели дикие звери. Нужно было предать земле останки 11-летнего мальчика. На Червишевском кладбище директор отказался выделить место для похорон без медицинской экспертизы. Обратились к врачам. Ответ — дайте тело, и мы проведем экспертизу. Показали справку из прокуратуры. Это врачей не убедило — дайте тело, а не бумагу. На кладбище снова потребовали медицинскую экспертизу. И так до сегодняшнего дня. Останки самого младшего Ивана Ивановича Нестерова не похоронены.

Но на этом бюрократия не остановилась. ЖКХ до сих пор берет с семьи сборы за проживание, считая, что внук живой. Когда чиновникам из ЖКХ показали справку из прокуратуры, они ответили, что им нужно медицинское заключение о смерти и справка с кладбища, а деньги за услуги ЖКХ брали уже 12 лет и будут брать еще столько лет, пока семья не представит нужные по «закону» бумаги. И этой бюрократической болезнью заражены прежде всего молодые бизнесмены. Поневоле вспомнишь старую восточную пословицу: «Заставь дурака богу молиться, он и лоб разобьет».

Мои друзья и многие знакомые журналисты советуют подать в суд: тогда семья сможет хотя бы в родительский день приходить на могилку сына и внука. Другие не советуют связываться с судом, ибо формализм судебного иска хуже любого другого. И действительно, стоит мне вслух вспомнить о внуке, мать не может говорить из-за слез. Какой уж тут иск, какие «процедуры»… Да и средства массовой информации нередко убеждают, что радоваться передаче дела в суд приходится не всегда. В России министерства, федеральные, областные, краевые, республиканские, муниципальные и другие органы законодательной власти выпустили более 500 тысяч законов и подзаконных актов. Многие из них не всегда соответствуют Конституции РФ. И хотя Конституция имеет прямое действие, еще ни один из судей не сослался на нее из-за обилия двойных стандартов.

Можно предположить, что многие из российских судей считают, что при инаугурации президента нужно положить руку не на Конституцию, а на Уголовный кодекс. Ходит даже негласное мнение, что в России судов нет, а есть судьи, некоторые из которых торгуют сроками наказаний и размерами денежных взысканий. При этом средства массовой информации много говорят о демократии, но никто не провел анализ этой системы, хотя она является самой бюрократической и порождает коррупцию.

Критика, а не критиканство

Демократия — это власть народа, а чиновники этой системы — слуги народа! Во-первых, ни в одной стране мира власти народа нет и никогда не было. И еще вопрос: почему слуги народа получают заработок в 10-100 раз больше, чем их хозяева?

С другой стороны, нельзя путать народ с толпой активного меньшинства. Русскому философу Н.А. Бердяеву, родившемуся в Киеве в 1874 году и умершему во Франции в 1948 году, приписывают слова: «Власть толпы хуже самой кровавой диктатуры». Пример — «Майдан» в Киеве, который созвучен с польским Майданеком в истории фашизма…

Бюрократизм неизбежен при любой форме власти, но не везде он такой дикий, как в России.

Приведу еще один пример: регистрация предприятий в Западной Германии, работающей в режиме максимального благоприятствования. В 1989 году мне пришлось принять участие в открытии малого бизнеса в Западном Берлине. Они (немцы) просили меня дать информацию по борьбе с нефтяными загрязнениями нашим препаратом «Путидойл».

После двухчасовой беседы будущий хозяин фирмы снял телефонную трубку и сказал: «Я открываю новую фирму «Путидойл». Назвал фамилию, номер счета и свой адрес, где шли переговоры. Через 20 минут раздался звонок, и ему сообщили, что фирма зарегистрирована. А также предложили несколько адресов для офиса фирмы. Всё. А как у нас в России? Мне рассказывали, что В.Л. Богданов, выступая в Думе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, сообщал: для регистрации всех лицензий ОАО «Сургутнефтегаз» ему потребовалось собрать 38 тысяч подписей. Комментарии излишни.

Критиковать всегда проще, чем исполнять. Поэтому нужно помнить, что критика без самокритики может перейти в банальное критиканство.

Моё мнение: чтобы хотя бы частично ограничить бюрократию и коррупцию, нужно уменьшить число потенциальных коррупционеров и формалистов. И повысить ответственность за выполнение инноваций как со стороны исполнителей, так и чиновников. Об этом, к слову, совсем недавно говорил Президент России Владимир Путин.

Предлагаются следующие поправки к федеральным законам (Конституции):

• Ограничить число чиновников, исходя из правила — не более 1 чиновника на 1000 граждан РФ.

• На исполнение просьб граждан РФ чиновник обязан дать ответ в течение не более 11 календарных дней. При этом чиновник в этот срок сам согласует ответ с подчиненными юридическими и физическими лицами. Просителям подачи заявлений запрещаются контакты с чиновниками и их служащими.

• Создать условия максимального благоприятствования предприятиям и организациям по разработке инновационных проектов.

• Создать единый по стране фонд инвестиций на базе объединения всех грантов и других платежей из бюджетных и иных средств финансирования. Конкурсные комиссии рассматривают поступающие предложения под цифровым индексом без указания фамилий и названия фирмы. Цифровой индекс присваивается независимой организацией, например прокуратурой, с индексом «Секретно». После решения конкурсной комиссии прокуратура передает название юридических или физических лиц, цифровой номер которых выиграл тендер. Сейчас в России победитель знает, что он выиграл конкурс, за 1-2 месяца до решения конкурсной комиссии.

• В уставах предприятий ликвидировать фразу, что «предприятия образуются для получения максимальной прибыли…». Вместо этой фразы записать — «Предприятия создаются для получения максимальной прибавочной стоимости производимых товаров и услуг, повышения их качества, увеличивающих внутренний валовой продукт страны, региона, предприятия и повышения морального и духовного воспитания Человека и Общества»...

Зачем я пишу эти заметки?

Может быть, затем, чтобы мой личный опыт — многолетний, болезненный — принёс кому-то пользу. Помог кому-то добиться справедливости. Тем более что на памяти слова, сказанные губернатором области в его блоге: одно из самых негативных явлений в нашем обществе — безразличие и общественная апатия наших граждан. Наши безразличие и апатия — хорошая почва для бюрократии. Прекрасный для неё повод продолжать жить и действовать по своим законам. Значит, пора действовать нам.

Источник: Тюменские известия от 17 декабря