Печать

Нефтяной рынок: опять надеемся на холода

Зимняя стужа не раз помогала России, например, во время нашествия Наполеона и в трудном 41-м году. Вот и сегодня российские экономисты вместе с властями тоже ждут холодов, которые способны остановить обвал цен на нефть. Ведь от них зависит не только наш бюджет, но и состояние экономики в целом.

С середины лета цены на черное золото на мировых рынках упали почти на 20%. Сейчас стоимость барреля Brent колеблется около 92 долл., что является минимальным уровнем с июня 2012 г. Интересно отметить, что стоимость американской марки WTI составляет порядка 89 долл. за баррель, то есть разрыв между ценами этих двух сортов нефти сократился — до 3 долл.

Тенденция к снижению нефтяных цен, по оценке эксперта Центра развития ВШЭ Сергея Пухова, выглядит достаточно устойчивой. Даже если нынешний спад окажется кратковременным, как это было пару лет назад, долгосрочный тренд остается весьма «скромным» — рост на 1—2 долл. за баррель в год.

Похожее мнение высказывает главный аналитик управления исследований и аналитики Промсвязьбанка Олег Шагов: «По нашим оценкам, в IV квартале текущего года цена на нефть Brent в среднем составит 92,8 долл. за баррель. Основными негативными факторами выступают фундаментальные (избыток нефти в мире и слабый спрос) и валюта (слабый евро)».

Долгосрочная понижательная тенденция на мировом рынке углеводородов связана со слабеющим спросом на сырую нефть со стороны стагнирующей экономики Европы и замедляющегося Китая. А в качестве причины резкого падения котировок в последние несколько месяцев экономисты называют фактор предложения.
Избыток нефти или тайный сговор?

Наращивание добычи нефти в Ливии и Ираке играет важную роль в поддержании понижательного тренда. Кроме того, начавшееся снижение цен «совпало» с разрешением двум компаниям из США впервые за последние 40 лет отправлять на экспорт за пределы Северной Америки не только нефтепродукты, но и сырую нефть.


Еще одним немаловажным фактором снижения котировок нефти стал рост американской валюты на мировом валютном рынке, связанный с прекращением программы количественного смягчения, разнонаправленным движением процентных ставок.

Падение нефтяных цен, возможно, по словам экс-министра финансов Алексея Кудина, стало следствием договоренности нескольких главных участников мирового энергетического рынка, включая США и страны Ближнего Востока.

Нельзя однозначно утверждать, что глобальным нефтяным рынком кто-то манипулирует. «Тем не менее есть и такая версия. В условиях, когда Россия… привыкла жить при высоких ценах на нефть, есть некая договоренность ведущих стран, как импортеров, так и экспортеров, США, допустим, и Ближнего Востока, о том, что будет увеличена добыча и будет удерживаться цена в меньшем размере, — подчеркнул г-н Кудрин. — На короткий срок такое уже делалось. Перед выборами президента США примерно на один год такие договоренности, по нашим данным, были, и цена падала до 92 долл. за баррель. Но удержать ее можно в таком виде, наверное, примерно год. Дальше она все-таки может и вырасти».
Дышите глубже, обвал близок к завершению.

К счастью, существуют и другие оценки ситуации на нефтяном рынке. Так, ученые «Вышки» полагают, что обвальное падение нефтяных цен близко к завершению. И причин тому три.

Во-первых, критический уровень нефтяных цен для бюджетов ключевых мировых производителей нефти составляет примерно 80—100 долл. за баррель. К примеру, бюджет Ирана, Ирака и Ливии остается бездефицитным при уровне цен на черное золото выше 100 долл. за баррель.

«Только Саудовская Аравия в состоянии опустить цены ниже 70 долл. за баррель и поддерживать их на протяжении длительного периода — резервный фонд королевства в июле оценивался в 742 млрд долл., что в два раза больше, чем пять лет назад, — комментирует ситуацию С. Пухов. — К тому же за счет избыточных мощностей и роста объемов добычи можно в значительной степени компенсировать даже полуторакратное падение цен. Можно привести несколько оснований для такой политики. Либо с целью вытеснения с рынка сланцевой нефти, добыча которой становится в этих условиях нерентабельной, либо во избежание потери доли рынка (Саудовская Аравия в августе сократила добычу нефти на 408 000 баррелей в сутки, что является самым заметным снижением с 2012 г.) в условиях наращивания добычи независимыми производителями нефти».

Во-вторых, во многих нефтедобывающих странах не затухают военные конфликты (здесь достаточно вспомнить только Исламское государство Ирака и Леванта), что существенно повышает риски перебоев в добыче углеводородов в этих регионах.

И, наконец, нельзя сбрасывать со счетов календарный фактор — наступление зимнего отопительного сезона. Любимые нами русские (а также немецкие, польские, английские и пр.) морозы могут в очередной раз стимулировать рост нефтяных цен и помочь российской экономике.

Ситуация на мировом рынке углеводородов станет более ясной после ноябрьской конференции ОПЕК. Пока экономисты ожидают увеличения спроса на черное золото в преддверии холодов, с одной стороны, и сокращения квот на добычу нефти на 0,5 млн баррелей — до 29,5 млн баррелей в сутки — с другой. Это немного, но вполне достаточно, чтобы остановить дальнейшее падение нефтяных цен. Если дисциплина членов нефтяного картеля в очередной раз не подкачает…

Источник: Экономика и жизнь, №40