Печать

Им всего-навсего надо платить

Владимир Путин подступился к фигуре инженера в науке

В понедельник президент России провел встречу с членами президентского совета по науке и образованию, где выслушал различные предложения насчет того, как решить проблему подготовки и функционирования инженеров в стране. Это важно – не только говорить, но и слушать.

Ученые тщательно готовились к президентскому совету. В круглом зале у гостевого подъезда первого корпуса Кремля один из них стоял у окна и вслух репетировал доклад на совете. Получалось, видимо, не очень внятно или недостаточно громко, потому что каждый абзац он повторял по нескольку раз и все оставался недоволен собой и огорченно качал головой.

Другие ученые общались между собой и с журналистами. Генеральный директор «Росатома» Сергей Кириенко рассказывал о проектах запуска новых блоков иранской атомной станции в Бушере. Академик Евгений Велихов делился с помощником президента Андреем Фурсенко подробностями истории о том, как Россия выполняет свои обязательства по проекту международного термоядерного реактора (ИТЭР), а США и ЕС – отказываются.

Журналист «Коммерсанта» поинтересовался у Евгения Велихова, как он относится к тому, как зарегистрировали бозон Хиггса (деньги в международную организацию CERN, занимающуюся подобными вопросами, платят развитые страны, в том числе Россия).

– Зарегистрировать можно только жену, – отреагировал академик.

– Но он существует, бозон Хиггса? – уточняет журналист.

– Как же он не существует, если на него потрачены десятки миллиардов долларов?! – удивляется академик.

– И самому Хиггсу за его бозон недавно Нобелевскую премию дали, – напоминает журналист, пытаясь попасть в русло.

– Говорили, что если не дать сейчас, то он может умереть, не получив ее, – отзывается академик. – Ведь он очень немолодой, господин Хиггс. Но ведь были случаи, когда выяснялось, что Нобелевскую премию и зря дали...

Впрочем, на самом президентском совете о таких тонких материях (и тем более антиматериях) речи не было. Обсуждали фигуру инженера в науке.

Президент РАН Владимир Фортов объяснял, что инженерная профессия зачастую не очень понятна людям. Он сказал, что человек, как правило, «знает, как включить телевизор, но не знает, как он работает».

– Может, лучше и не включать... Вот, как вчера… – вдруг вымолвил Фортов.

Очевидно, он имел в виду футбольный матч сборных Бельгии и России на чемпионате мира по футболу.

– Я и не включал, – понял его Путин.

Ректор МГУ Виктор Садовничий заметил, что подготовку инженеров надо начинать, конечно, со школьной скамьи. И есть примеры:

– У нас ребятишки соревнуются: делают ракеты, которые летят на высоту 1-2 км, потом оттуда спускаются спутники, которые фиксируют погоду и разные другие вещи... В первом соревновании победила Казань... Скоро в Дубне состязание состоится...

Еще один выступавший горячо согласился с ректором МГУ – начинать надо со школы, но пока начинать непросто:

– На всероссийской олимпиаде ученые разработали вопрос для учащихся: «Какое устройство защищает палец от укола иголкой?».

– Уровень вопросов на олимпиадах надо категорически повышать... – произносит кто-то из президентского совета.

Но, похоже, разработчики вопросов исходили, прежде всего, из реальной практики подготовки учащихся и предлагали вопросы, которые им по зубам.

Ну да разговор не об учащихся, а об инженерах. Один из участников встречи, работодатель, сформулировал идею отношений с наемным инженером просто:

– Моя задача – принять на работу, платить зарплату, уволить с работы. Поэтому современный инженер должен иметь серьезную социально-психологическую подготовку.

По мнению ректора Санкт-Петербургского политехнического университета Андрея Рудского, подобное отношение к инженерным кадрам, мягко говоря, не способствует развитию. Стране необходим «инженерно-технологический спецназ, способный решать, казалось бы, нерешаемые задачи».

Кроме того, «надо создать образ изобретателя-предпринимателя». В нашем Отечестве достойно живут только те, кто имеет возможность пользоваться результатами своего труда. Остальные – чужие на этом празднике жизни.

– Это все можно обеспечить уже сейчас, – пояснил Рудской. – Надо только изменить форму и содержание преподавания в вузах.

Андрей Рудской произнес поистине выдающееся изречение:

– Мы можем подготовить только себе подобных, а надо готовить более совершенных людей.

И касается это не только и даже не столько инженеров. Если смотреть наш телевизор, то большинство программ рассчитано на людей так называемого общества потребления (на экране ищут мужей, готовят, поют, пляшут). Инженерные проблемы подобную публику не интересуют в принципе.

Между тем проблема подготовки инженеров существует не один год. Люди, окончив инженерные вузы, реже всего становились инженерами, особенно в постсоветское время, чаще пополняли ряды тех, в ком страна в тот момент больше всего нуждалась, – членов кооперативов, менеджеров по продажам, офисных работников... Эту ситуацию власти время от времени пытались изменить, но не получилось.

Президент заявил, что он ездит по регионам и хорошо проработал вопрос. Инженеры, по его мнению, могут быть нужны в регионах, потому что он был на одном предприятии, и ему рассказали: нужно оборудование, и руководители предприятия готовы закупать отечественное. А конкурентоспособного оборудования нет, поскольку нет инженеров.

Президент предложил. Первое: в ходе подготовки инженеров сделать больший акцент на практических занятиях и научных исследованиях. Второе: надо активнее приглашать ведущих ученых, специалистов, практиков из-за рубежа для преподавания на технических факультетах.

– Ресурсы инженерных кадров советского периода исчерпаны, необходимо готовить новых специалистов, – заявил глава государства.

– У нас заделы советского времени явно закончились или заканчиваются по многим направлениям. Весь мир и наша экономика втягиваются, если уже не вошли, в новый технологический уровень, совершенно другого качества, – пояснил он.

В качестве позитивного примера приглашения иностранцев в Россию президент назвал реализацию программы мега-грантов, в рамках которой у российских студентов, молодых преподавателей и аспирантов появилась возможность напрямую учиться у звезд мировой науки.

– Результаты хорошие, по модели мегагрантов уже создано 160 научных лабораторий, при этом достигнуты значимые и научные результаты, – заявил глава государства.

Отмечая необходимость активного взаимодействия с иностранными учеными, президент призвал создавать возможности для внутренней академической мобильности, чтобы преподаватели из Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов обучали студентов в региональных вузах.

Кроме того, Владимир Путин предложил устранить барьеры, которые не позволяют вузам привлекать специалистов с конкретных предприятий, отмечают «Известия».

– Считаю, что Минобрнауки должно снять избыточные требования к вузам в этом направлении. Например, упростить механизмы совместительства для преподавателей. Но только для тех, кто занимается именно наукой или работает на реальном производстве, – пояснил Путин.

Глава государства призвал определить, какие специалисты понадобятся в промышленности через 5-10 лет, перечислив направления, которые определят новый технологический уклад. Среди них – робототехника, производство новых материалов, биотехнологии, превентивная и персональная медицина, инжиниринг и дизайн, перечисляет «Российская газета». Также нужно четко понимать, какие отрасли станут локомотивами развития целых территорий, таких как Сибирь, Дальний Восток и Арктика.

– Следует рассчитать потребности в инженерных и технических кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, сделать это в разрезе отраслей, регионов и крупнейших работодателей, – сказал Путин и поручил представить предложения по механизмам таких расчетов. В программах развития госкомпаний и регионов нужно предусмотреть разделы, включающие потребность в инженерных кадрах. И учитывать ее в профстандартах.

На заседании совета Владимир Путин напомнил о своем поручении организовать ежегодный Всероссийский конкурс студентов и аспирантов, обучающихся по инженерным специальностям.

– Надеюсь, что выполняется это поручение и мы скоро увидим результаты. Необходимо подумать и о других формах поддержки студенческих проектов и конкурсов, – заключил президент.

Гендиректор «Росатома» Сергей Кириенко, выступавший как работодатель, рассказал, что в консорциуме вузов, которые готовят кадры для «Росатома», конкурс на инженерные места за последние три-четыре года вырос в несколько раз, так что проблемы в целом нет. Будущие инженеры испытывают драйв во время обучения.

– А средняя зарплата у вас какая? – спросил Путин.

– 52 тыс. руб. в месяц, – признался Кириенко.

– Ну вот! – с удовлетворением произнес президент. – Так что драйв драйвом, а и от зарплаты зависит... А средний руководитель сколько у вас будет получать?

– Хороший парень, – откликнулся Кириенко, – начальник отдела... Тысяч сто будет получать…

Похоже, гендиректор «Росатома» стал единственным человеком на совещании, который предложил реальный выход из проблемы: инженерам всего-навсего надо платить.

Остается сказать, что министр науки и образования Дмитрий Ливанов предложил провести инженерный фестиваль. Впрочем, чего тут примечательного, чиновник, что называется, в тренде.

Сергей Шильников, рис. Евгений КРАН. Тюменская Правда, №110.