Печать

Из тупика – по понятиям

Тянут экономику страны

На прошлой неделе Центробанк представил сценарии дальнейшего поведения экономики. Пессимистический сулит замедление роста до 1,2% в год и девальвацию рубля на 20%, а экстремальный – падение сразу на 5% и ослабление рубля на 30%. Судя по разным источникам, мы неотвратимо двигаемся от первого сценария ко второму.

– Центробанк не учитывает важнейшее обстоятельство: падение не будет кратковременным, – говорит директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. – У нас и без санкций, и без геополитики было бы снижение экономики в течение ряда лет. А геополитика обостряет этот сценарий. Сейчас мы подтверждаем прогноз уже по верхней границе – спад на 2% в 2014 году. В следующем году, по предварительным оценкам, падение составит уже 3–4%... Думаю, нас хватит на три–пять лет ежегодного падения примерно на 3–4%. А потом наступит острая фаза кризиса со всеми ее «прелестями» – замораживанием, снижением и задержками зарплат, безработицей, инфляцией.

Симптомы этих «прелестей» уже ощутимы. Так, с 1 апреля пенсии повысили не на обещанные 5, а лишь на 3,3%. Всегда осторожный Росстат, и тот вынужден сообщить, что реальные располагаемые доходы в январе 2014-го к январю прошлого года упали на 1,5%, составив небывало мизерную прибавку – лишь 3,3%. А вот инфляция, не в пример доходам, куда как резвее: по итогам марта она, в годовом исчислении, достигла почти 7%, что выскакивает за все оптимистические прогнозы. Минимальный набор продуктов питания с начала года подорожал на 7,7%. Это – в среднем, а для малообеспеченных эти проценты надо удвоить.

Такое удорожание жизни – не предел. Девальвация рубля на 20-30 процентов в таких же размерах неминуемо взвинтит цены импортных товаров, доля которых на рынке зашкаливает за 40%. А к уровню импортных подтянутся цены и российских товаров, поскольку производители и торговцы не упустят возможности поймать свою маржу. Другая мина замедленного действия – стремление продавать за рубеж оружие и углеводороды за рубли. Иностранному импортеру, объясняет механизм экс-министр финансов Алексей Кудрин, придется покупать в российских банках рубли, нести расходы на банковскую комиссию и брать на себя курсовые риски. Понятно, что он предпочтет иного контрагента или перенесет затраты на российского продавца. Итог будет плачевным: казна получит меньше налогов, предприятия – урезанную выручку, а их продукция подорожает. Вот вам и дополнительная инфляция.

Яков Миркин, завотделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН, вообще сомневается в том, что Россия может получать за экспортные товары наши деньги. «Рублевые сырьевые биржи как центры ценообразования в обозримое время создать не удастся, – уверен Миркин. – Причина – жестокий дефицит ликвидности, малая значимость отечественной финансовой системы в мире. Проект топливной биржи в Санкт-Петербурге блестяще это подтверждает».

Добавлю, что рубль – неконвертируемая валюта, и для России это пока непосильная задача. Слишком мал вес в мировой экономике. Слишком разбалансирована финансовая система.

Любопытно, что жизнь среднестатистического россиянина, по данным лаборатории сравнительных социальных исследований НИУ ВШЭ, и без рискованных валютных экспериментов стоит около 50 млн рублей. Это уровень развивающихся стран Азии. Для сравнения: средний англичанин «стоит» в 8 раз дороже, француз – в 6, а американец – в 4,5 раза. В рейтинге "социального прогресса" Social Progress Imperative среди 132 стран Россия заняла 80-е место, отстав от большинства развивающихся с сопоставимым доходом. Хуже всего у нас ситуация с личной безопасностью (110-е место), толерантностью и интеграцией (115-е), личными правами (122-е), здравоохранением (130-е) и экологией (83-е).

Какие телодвижения предпринимает правительство, чтобы вытащить страну из тупика социального и экономического? Читатели знают, что, например, бизнес не может получить в стране дешевые кредиты, да еще на 10-15 лет для долгосрочных и дорогих проектов. Поэтому компании, в том числе государственные, более $730 млрд заняли в зарубежных банках. Однако в связи с известными геополитическими событиями некоторые не смогли реструктурировать свои кредиты. Ряд компаний отложил размещение акций на ведущих биржах мира. Фактически закрылись рынки для наших евробондов.

В связи с такой ситуацией наш Центробанк, расписавшись в беспомощности сдержать инфляцию – а эта задача все двадцать лет была у регулятора первостепенной – решил несколько смягчить денежную политику. И выделил коммерческим банкам 1,5 трлн рублей, чтобы те, в свою очередь, кредитовали бизнес. Не тут-то было! Желающих брать деньги под грабительские проценты да на сравнительно короткие сроки не нашлось.

Правда, Минпромторг, выполняя поручение президента Путина найти стимулы экономического бума, предложил создать с участием Внешэкономбанка фонд развития промышленности, который сможет кредитовать предприятия по ставке ниже 5% годовых. «Фонд, по сути, станет специальной кредитной программой Внешэкономбанка и Минпромторга», – уточнил министр Мантуров. Однако в России все делается задним числом. Вот и предложение Минпромторга появилось, когда деньги ЦБ уже были вброшены в рынок. К тому же мало что изменилось в атмосфере. С одной стороны, не ослабевают налоговый гнет и коррупция, а с другой – проявились внешнеполитические риски. И полтора триллиона пошли не на развитие экономики, а в потребление, подстегнув инфляцию. Ну а фонд, анонсированный Минпромторгом, то ли появится, то ли нет. Бабка надвое сказала…

Кстати, о налогах. На днях Совет Федерации одобрил поправки к Налоговому кодексу, касающиеся малого и среднего бизнеса, который работал по так называемой упрощенке, отчисляя 6% от доходов. Сейчас предлагают налоговую базу вычислять по кадастровой стоимости, которую определяют «втемную». А в Москве она, по данным «ОПОРЫ России», выросла в десятки раз. Если поправки вступят в силу, налог вырастет вдвое. Напомню, что не далее, как год назад, малому и среднему бизнесу резко увеличили отчисления в страховые фонды. И за пару месяцев около 400 тысяч предприятий как корова языком слизнула. Потом чиновники одумались, выяснили, что прибавка в казну не покрыла возможных поступлений от подоходных налогов уволенных работников. Но – трамвай ушел. И вот снова Минфин предлагает наступить на те же грабли. Как видите, наши дальнозоркие депутаты изо всех сил стремятся помочь Минфину свести концы с концами в дырявом бюджете. А экономика и рабочие места – дело десятое. К тому же правительство, судя по всему, уверовало, что все государственное по определению лучше частного. И бизнес рассматривается в роли слуги государства, а не основного фактора развития и экономики, и общества.

Но есть и другое мнение о том, как вывести экономику и страну из тупика. Например, Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, считает: государство – особенно такое, как наше – не может быть эффективным. Кроме того, госинвестиции всегда точечны, но негативный эффект от них имеет всеобщий характер. Например, вложения в Сочи облагородили отдельно взятый город, но потраченные на это налоги ухудшили ситуацию по всей стране. Значит, в кризис государства должно стать меньше. А потому ученый предлагает резко сократить госинвестиции и одновременно снизить налоги. Его расчеты показывают: из 26 трлн руб. расходов консолидированного бюджета на 2014 год можно без проблем сэкономить 3–4 трлн. Это – половина всех поступлений от НДС и налога на прибыль. Почему бы, говорит Иноземцев, не снизить НДС, например, до 12%, а налог на прибыль – до 14–15%, вместо того чтобы выбивать дополнительные 200 млрд руб., увеличивая налоги на малый бизнес?

– Мы уже много лет с чем-то боремся, – не сговариваясь с Иноземцевым, как бы продолжает Сергей Беляков, замминистра экономического развития. – И с оттоком капитала, и с офшорами, и с коррупционными схемами. Но все парадоксальным образом еще больше расцветает. Наша ошибка в том, что мы все время пытались строить различные заграждения на пути капитала, придумывать запреты и наказания, забывая о «пряниках». А перед тем как поставить барьеры на пути движения капитала в офшоры, нужно сначала обеспечить нормальные условия для ведения бизнеса в России.

Но, как писал Окуджава, «пряников сладких всегда не хватает на всех»…

Однако депутаты Госдумы не теряют надежды подлатать вертикаль власти. На днях в нижнюю палату был внесен законопроект, предлагающий установить уголовную ответственность за неисполнение поручений президента. Автор инициативы, зампредседателя комитета Госдумы по безопасности Дмитрий Горовцов, говорит, что речь идет не только о майских указах президента, ни один из которых до сих пор не исполнен. Вообще распоряжения главы государства исполняются не более чем на 15%. Уголовный кодекс в связи с этим может быть дополнен новым составом преступления – наказанием в виде лишения наград и права занимать определенную должность, а также трехлетним заключением.

Правда, в стране, которая управляется по понятиям, вообще что-либо трудно понять. Тем более найти саботажников. В этом не раз признавались высшие чиновники. Но если уж сильно прижмет – крайнего подставить всегда можно. Вот только поможет ли это вытащить экономику из тупика?

Источник: Игорь ОГНЕВ, Тюменская Правда №64