Печать

Можем же, когда очень захотим

АНТИПИНСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД СТАЛ ОДНИМ ИЗ НЕМНОГИХ НПЗ В СТРАНЕ, ДОСТИГШИХ РЕКОРДНОЙ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ ГЛУБИНЫ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ – 98%

В сентябре введена в промышленную эксплуатацию комбинированная двухсекционная установка глубокой переработки мазута (УГПМ), тем самым завершилось строительство 3-го этапа III технологической очереди Антипинского НПЗ. За первый месяц работы переработано 306507 тонн мазута без каких-либо технологических остатков. К концу сентября УГПМ вышла на режим, эквивалентный переработке 305 тысяч тонн мазута в месяц. 

Таким образом, Антипинский НПЗ полностью отказался от производства мазута и всех его производных, достигнув рекордной для российской нефтяной отрасли глубины переработки нефти – 98%. 

 Пуск УГПМ счастливым образом совпал с десятилетием предприятия. На юбилей съехались порядка тысячи человек, среди них представители федеральных структур, правительств смежных и не смежных областей, областные и городские депутаты, российские и зарубежные партнеры. 

Экскурсию по заводу проводил Дмитрий Мазуров, президент Группы компаний «Новый поток» (New Stream Group). На сегодняшний день Группа объединяет 13 различных компаний, Антипинский НПЗ является основным производственным активом Группы. Колонна, возглавляемая Дмитрием Мазуровым и председателем Тюменской областной Думы Сергеем Корепановым, направилась в сторону УГПМ, куда должен был подъехать губернатор Владимир Якушев, и растянулась метров на двести. 

Программа отводила на пешеходную экскурсию час, Мазуров упирал на технологии (мы отдадим им должное), но мне бы хотелось начать с истории. Счастливой истории о том, как выпускник 1993 года физико- математической школы № 131 Казани Дмитрий Мазуров после окончания Казанского государственного университета по специальности «радиофизика» начал коммерческую деятельность при заводе Нижнекамскнефтехим (Татарстан) и через несколько лет занял должность заместителя директора в представительстве Нижнекамскнефтехима в Казани. Постепенно от продажи сырья перешел к технологиям. В постсоветской России развивались только старые производства, новых же нефтеперерабатывающих заводов никто не строил. 

История, в двух словах, такова. В 2002 году в Москве, в возрасте 26 лет, Мазуров вместе с единомышленниками учреждает компанию «Нефтегазохимические технологии» (НГХТ). Уже в 2004 году обороты НГХТ, осуществляющей поставки природного и газового сырья, достигли десятков миллионов долларов. В ходе торгов компания приобретает оборудование, способное перерабатывать порядка 0,4 миллиона тонн нефти в год – установка послужила производственной базой для Антипинского нефтеперерабатывающего завода (АНПЗ). 

В июле 2004 года, в возрасте 28 лет, Мазуров основывает ЗАО «Антипинский НПЗ» и вместе с Геннадием Лисовиченко (генеральный директор) они приступают к строительству АНПЗ. То, что сделали эти люди, построив за полтора года I технологическую очередь, мощностью 0,4 миллиона тонн в год, отдает фантастикой. В результате технического перевооружения по состоянию на 2008 год заводские специалисты доводят фактическую мощность установки до 0,74 миллиона тонн в год. Руководству за короткий срок удалось подобрать квалифицированную команду. 

В мае 2010 года была запущена II технологическая очередь мощностью 2,5 миллиона тонн в год. В процессе модернизации II очереди в конце 2012 года ее мощность превысила 3,3 миллиона тонн, что позволило увеличить в 2013 году совокупную мощность переработки на заводе до более 4-х миллионов тонн в год. 

Одновременно со строительством и вводом в эксплуатацию технологических очередей АО «Антипинский НПЗ» приобрело и отремонтировало железнодорожную станцию Антипино, вблизи которой был построен участок готовой продукции (УГП), предназначенный для отгрузки светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо) железнодорожным транспортом. Ввод в эксплуатацию УГП увеличил суммарную мощность завода по наливу нефтепродуктов до 8 миллионов тонн (3 миллиона тонн – базовая плюс 5 миллионов тонн УГП). 

Возглавляемая Мазуровым колонна проходит мимо оставшегося справа пункта налива железнодорожных цистерн. 

В январе 2014 года введена в эксплуатацию установка по переработке нефти ЭЛОУ АТ‑3 мощностью переработки нефти 3,7 миллиона тонн в год. На её фоне стоящая метрах в тридцати от входных ворот первая установка мощностью 0,4 миллиона тонн в год (от нее, собственно, и началась экскурсия) выглядит скромно. В результате суммарная мощность завода достигла 7,74 миллиона тонн нефти в год. 

Кроме того, были построены самые современные пятиступенчатые очистные сооружения промышленных и бытовых стоков и дополнительные резервуарные парки сырой нефти и товарного дизельного топлива, соответствующие новой мощности. Этим завершился 1-й этап III технологической очереди. 

В октябре 2015 года запущен в эксплуатацию комплекс гидроочистки дизельного топлива мощностью 3 миллиона тонн в год, в результате чего началось производство дизельного топлива, соответствующего обязательному и высшему стандарту качества «Евро‑5». Для обеспечения работы установки гидроочистки введены цеха по производству водорода, очистки газов и производства элементарной серы (в том числе гранулированной). 

Запуск комплекса гидроочистки дизельного топлива ознаменовал завершение 2-го этапа технологической III очереди и стал отправной точкой внедрения на заводе процессов вторичной переработки нефти. 

Говорят, брали все лучшее. Помнится, заместитель главного инженера по производству и технологиям Сергей Мурзин (ныне главный инженер) обмолвился: «Я лучше возьму компрессор японской фирмы «Hitachi» и буду ночью спать спокойно, чем какой- нибудь китайской «Химпортачи». – «И руководство вас поддерживает?» – «Поддерживает. Водород – это такой газ, который только и ищет место для утечки». 

Кроме того, на этом же этапе завершена модернизация установки ЭЛОУ АТ‑3, в результате ее мощность доведена до 5 миллионов тонн в год. Совокупная установленная мощность переработки нефти завода превысила 9 миллионов тонн в год. И после этого завод вышел на проектную мощность и развивался в сторону глубины переработки. 

Еще одним значимым достижением этого этапа стало завершение строительства и введение в эксплуатацию производственного цеха СУГ (сжиженные углеводородные газы), предназначенного для отгрузки товарного автомобильного сжиженного газа марок ПА и ПБА. Производительность завода по СУГ вышла на уровень более 50 тысяч тонн в год. С началом производства бензинов стандарта «Евро‑5» в I квартале 2017 года добавится выработка еще более 80 тысяч тонн в год, что составит примерно 10 тысяч тонн в месяц. 

Параллельно с этим, в связи с необходимостью расширения пропускной и провозной способности железнодорожного путевого развития, введен в эксплуатацию парк приема-отправки темных нефтепродуктов (вакуумного газойля). Протяженность дополнительного путевого развития составила около 6 километров, что более чем в два раза превышает общую длину существовавших ранее путей. Полученная на установках производства элементарной серы и глубокой переработки мазута продукция (сера гранулированная, кокс и вакуумный газойль) будет отправляться потребителям именно с новых железнодорожных путей. 

Дмитрий Мазуров бесстрашно ведет нарядно одетых гостей через участок производства серы. По идее, это должно быть одним из самых грязных мест в смысле запаха, но чувствуется он лишь непосредственно у отгрузочных мешков, от которых Мазуров проводит колонну буквально в метре. 

На 3-м этапе III технологической очереди (2016 год) достигнуто увеличение глубины переработки до 98% путем ввода в эксплуатацию установки замедленного коксования гудрона с блоком вакуумной перегонки мазута. Выход дизельного топлива в итоге возрастет до 50% от общего объема переработки. А это очень круто. 

В сентябре 2016 года запущена в эксплуатацию установка депарафинизации дистиллянтов и дизельных фракций, которая позволит НПЗ производить новые виды продукции. Антипинский НПЗ получил возможность производить зимние виды дизельного топлива, в том числе и арктические. Производительность установки по сырью составляет 1,01 миллиона тонн в год. Таким образом, суммарная мощность установки гидроочистки дизельного топлива на Антипинском НПЗ достигла 4-х миллионов тонн в год. 

Запланированный на пешеходную экскурсию час проходит быстро. Колонна подходит к запущенной в промышленную эксплуатацию в сентябре комбинированной двухсекционной установке глубокой переработке мазута (УГПМ). Там натянута красная ленточка. Губернатор Владимир Якушев и основные акционеры компании перерезают ее и говорят подобающие случаю речи. 

Перспективы завода. Переход на выпуск высокооктановых бензинов стандарта «Евро‑5» с октановым числом 92, 95 по исследовательскому методу будет осуществлен на 4-м этапе III технологической очереди (апрель 2017 года) за счет ввода в эксплуатацию установки «риформинга бензина с непрерывной регенерацией катализатора и установки изометрии». 

Развитие завода в 2017– 2019 годах (IV технологическая очередь) предусматривает строительство установки гидрокрекинга вакуумного газойля мощностью 2,7 миллиона тонн в год. Сырьем для установки станут вакуумный газойль и тяжелый газойль коксования с установки глубокой переработки мазута. 

Оглядывая это уникальное по своей природе предприятие (его особенность заключается в том, что впервые с нуля в России (за последние 35 лет) построен частный, независимый от вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов) промышленный нефтеперерабатывающий завод, подключенный к магистральным нефтепроводу (мощностью 7,2 млн тонн в год в процессе увеличения до 9 млн тонн в год) и нефтепродуктопроводу (мощностью 1,8 млн тонн в год с планом увеличения до 3-х млн тонн в год), установленная мощность переработки которого превышает 9 млн тонн нефти в год, качество дизельного топлива соответствует стандарту «Евро‑5», а глубина переработки в 2016 году достигла 98% (с апреля 2017 года начнется производство бензинов стандарта «Евро‑5»), возникает ощущение: «Можем же, когда очень захотим». Построить такой завод без опоры на ВИНКи было совершенно невозможно, а вот взяли и построили. 

НА СНИМКЕ: президент Группы компаний New Stream – «Новый поток», председатель совета директоров АО «Антипинский НПЗ» Дмитрий Мазуров, губернатор Тюменской области Владимир Якушев, член совета директоров Владимир Калашников, генеральный директор Геннадий Лисовиченко. 

Сергей ШИЛЬНИКОВ